Валентин Андриевич
Валентин Андриевич
«Все говорят, что с Сергеем Владимировичем работать трудно, а мне почему-то с ним всегда очень легко…»
Основную школу театрального дела Андриевич прошел в 1930-е гг., уже живя в Москве. До 1932 г. он интенсивно работает в провинциальных драматических театрах: в Покровске (позже – Энгельс), Свердловске, Александрове-на-Сахалине, в тульском ТЮЗе, Витебске.
С 1936 г. Андриевич плотно сотрудничал с театрами кукол. По его эскизам сделаны куклы для Кукольного (оптического) театра под руководством Н. Борисова, ученика Вс. Мейерхольда. В Московском областном театре кукол он оформляет спектакли, поставленныеего художественным руководителем В. Швембергером. В 1941-1942 гг. Андриевич – художественный руководитель Московского областного театра кукол, где он был, по его собственным словам, «и режиссером, и кукловодом, и художником- конструктором».
Встреча уже опытного, ищущего художника-кукольника с театром Образцова была, по сути, предопределена, поскольку С. Образцов продолжал собирать в своем коллективе все лучше, что было в цехе кукольников. Сотрудничество оказалась очень плодотворным и для художника, и для театра. К этому времени Театр Образцова имел обширный репертуар и репутацию экспериментального. Помимо излюбленных тростевых кукол, пробовались куклы других систем: перчаточные, марионетки, актеры не были чужды игре с масками и в живом плане.
Ярким дебютом Андриевича в ГЦТК стали куклы к спектаклю для детей «Маугли» по Р. Киплингу (1945). Обитатели джунглей, подвижные, близкие к естественным пропорциям, выпукло читались на фоне таинственных «атмосферных» декораций Б. Тузлукова.
Шедевром Андриевича, Театра Образцова и мирового театра кукол стал пародийно- сатирический «Необыкновенный концерт», поставленный в 1946 (до 1949 – спектакль назывался «Обыкновенный концерт»). Премьера произвела ошеломляющее впечатление. Заголовки первых восторженных откликов на этот, очевидно, долгожданный для многих пародийный спектакль звучали неожиданно и непривычно. «Очень обидный спектакль»,
Из 14 спектаклей Театра Образцова, сценография которых принадлежала Андриевичу, 10 предназначены детям. После войны окончательно реабилитировали сказку, приближалось время признания детства, как особого духовного пространства, права ребенка на Чудо и Тайну, на гармонию с миром. В детских книгах и спектаклях проговаривалось то, что нельзя было сказать для взрослых. В спектаклях для детей выразилась лирическая грань таланта художника. Андриевич работал над детскими спектаклями с большой отдачей и азартом.
Еще после «Маугли» за Андриевичем закрепилась слава лучшего театрального художника- анималиста.
В быту к художнику, не принимавшему любой официозности, коллеги обращались с теплым Тин Тиныч, а не с официальным Валентин Валентинович.
Одним из лучших спектаклей для детей, оформленных Андриевичем, стал веселый, занимательный, поучительный «Буратино» по пьесе Е. Борисовой, в постановке Э. Мэя и Е. Сперанского с куклами по эскизам В. Тереховой (1953). Сценограф-виртуоз, Андриевич был и автором превосходных театральных афиш. Он, как и С. Образцов, и его коллеги по цеху, был убежден, что каждый спектакль и любой театр должны иметь свое графическое лицо. Параллельно тому, что делал режиссер и художник Н. Акимов в Ленинграде, считавший, что афиша должна быть «рупором драматургии и сценографии»,
Андриевич написал для ГАЦТК серию из 14 рекламных плакатов. Они всегда были занимательны, привлекали внимание зрителей и буквально «бросались в глаза». Андриевичу принадлежит эмблема театра на площади Маяковского до его переезда на Садовую- Самотечную.
К книжной иллюстрации Андриевич обратился впервые в 46 лет. Работал в журналах «Мурзилка» «Веселые картинки», «Пионер», «Малыш», а также в издательствах «Детгиз» и «Молодая гвардия». Он любил игровой тип книги, книги-игрушки. Среди лучших работ Андриевича иллюстрации к книгам С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского и др.
«Невероятный мастеровой», как сказал о нем С. Образцов, В. Андриевич был одним из лучших художников-кукольников ХХ в. Уникальный мастер-волшебник, открывший новые возможности «странного жанра», он оказал влияние не только на отечественный, но и на мировой театр кукол.