Сергей Владимирович Образцов

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ОБРАЗЦОВ

1901 - 1992 Г.

«Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил, и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова.
Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов» - Корней Чуковский

 
Откуда начинается путь художника? Режиссёра? Артиста? С первого сыгранного или поставленного спектакля? С первой собственноручно сделанной куклы? Или с мечты? С ощущения волшебства и желания оживлять неживое.
 
Если говорить о творческом пути Сергея Образцова, то начинать нужно со смешной куколки под названием Бибабо из магазина японских товаров, которую маленькому Серёже подарила мама. Она была совсем простая – состояла из головы с отверстием внизу (чтобы можно было надевать на палец) и тряпичного халатика. Образцову она так полюбилась, что он практически с ней не расставался и ласково называл Бибабошкой. Во время прогулок он надевал Бибабошку на руку и разыгрывал сценки, чем очень забавлял случайных прохожих.
 
Казалось бы – что тут такого? Все дети играют в куклы! Но далеко не каждый потом становится известным на весь мир режиссёром и создаёт собственный театр. Образцова настолько поразил этот принцип игры с куклой – оживление неживого, что он посвятил этому всю жизнь.
 
Родился Сергей Владимирович 5 июля 1901 года в Москве в семье академика и учительницы. Как и все родители, родители Образцова хотели, чтобы их сын получил самое лучшее образование и настаивали, чтобы он поступил в ВУЗ. Но Сергей Владимирович чётко представлял свой жизненный путь и старался не отступать от него, несмотря ни на какие уговоры. Он поступил в училище (реальное училище К.П.Воскресенского), а после стал студентом Высших художественно-театральных мастерских («Вхутемас»), где учился сначала на графическом, а затем – на живописном факультете. Его мастерами были Абрам Ефимович Архипов и Владимир Андреевич Фаворский.
 
И всё же манил Образцова именно театр. Мастерству работы с куклой тогда практически не обучали, поэтому путь на сцену лежал через музыкальный и драматический театр. Образцов поступил в студию Московского художественного театра, а потом выступал на сцене Музыкального театра им. народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко и МХАТа 2-го. Но и тут не обошлось без кукол….
 
Как-то раз Образцов должен был сыграть роль старика в спектакле Владимира Немировича-Данченко. Старческие движения и интонации никак не удавались молодому, полному жизни Образцову. Но выход был найден – Образцов смастерил кукольного старика и надел его на руку. И образ сложился!
 
Однако первую известность Образцову принесли не театральные, а эстрадные работы. Его пародийные «романсы с куклами» - «Хабанера», «Налей бокал», «Минуточка» и другие – очень полюбились зрителям. С помощью кукол, которые доводили разыгрываемые на сцене ситуации до абсурда, Образцов высмеивал пошлость, ханжество, мещанство – как на эстраде, так и в жизни.
А ещё он показывал, что куклы – это не просто развлечение для детей. Они могут быть интересны и взрослым! Они могут говорить о важном!
 
Так что образцовские кукольные сценки – а потом и спектакли – любили и любят не только дети, но и взрослые. Одним из поклонников творчества Образцова был сам Иосиф Сталин. Больше всего он любил «Хабанеру» - сценку из оперы «Кармен».  Как-то раз он опоздал на выступление Образцова и, увидев, что на сцене уже другие артисты, потребовал, чтобы «Хабанеру» сыграли на бис.
 
В 1931 году именно Сергею Образцову, молодому артисту, выступающему в кабаре с куклами, предложили возглавить Центральный театр кукол. Первые годы театр был бродячим, у него не было собственного здания, и выступления проходили везде, где люди готовы были их смотреть – в парках, на улицах, в школах и домах культуры.
Первыми спектаклями стали «Джим и доллар», «Пузан», «Каштанка», «Гусёнок».
Труппа состояла из нескольких человек, репетировали в крошечной комнатке, а по городу разъезжали сначала в телеге, запряжённой мерином по кличке Катер, а потом – в фургоне.
 
Популярность кукольных представлений бродячего театра была настолько велика, что правительство предоставило детищу Сергея Образцова помещение на площади Маяковского – здание бывшего Реалистического театра.
 
В 1970 году театр занял здание на Садово-Самотёчной улице – то самое с огромными часами, которые на долгие годы стали его символом. В этом здании Театр Образцова живёт и по сей день.
 
Образцов не просто ставил кукольные спектакли, он совершил настоящую революцию в театре кукол – изобрёл новые системы, воспитал несколько поколений блестящих кукольников, получил мировую известность.
 
Он наполнил новым смыслом работу кукловода. Это было не механическое управление куклой, а настоящая жизнь внутри роли, как в драматическом театре.
 
Образцов принимал участие во всех этапах создания спектакля – от идеи до создания кукол. Он устроил себе кабинет под самой крышей театра – там, где находятся цеха, чтобы всегда быть в центре событий, чувствовать жизнь театра, видеть, как лепят, красят, шьют, набивают и одевают его кукол. Нередко он сам принимал участие во всех этих процессах. За это в театре его называли Хозяином.
 
Театр занимал главное место в жизни Сергея Образцова, но одним лишь театром его жизнь и работа не ограничивались. Он также известен в мире кино как создатель жанра документального киномонолога. автор фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное рядом», «Невероятная правда», «Кому он нужен, этот Васька». Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.
 
Многие спектакли Сергея Образцова вошли в золотой фонд не только театра, который носит его имя, но и отечественного, и мирового театрального искусства. Большое количество спектаклей, которые ставил сам мастер, и по сей день в репертуаре театра, и очень любимы зрителями. Эти спектакли связывают поколения! Люди, которые в детстве смотрели «По щучьему велению», «Нашу Чукоккалу», «Волшебную лампу Аладдина», приводят на эти спектакли своих детей, внуков.
 
«Необыкновенный концерт» стал самым популярным кукольным спектаклем ХХ века и был занесён в Книгу Рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей во всём мире. Каждый показ этого спектакля проходит с аншлагом.
 
Сергея Владимировича не стало 8 мая 1992 года, ему было 90 лет.
Похоронен Образцов на Новодевичьем кладбище. 
 
Для всех, кто знал Сергея Владимировича и работал с ним, он до сих пор жив. Жив в своих спектаклях, учениках, куклах, зрителях. Достаточно просто зайти в театр, и вы обязательно это почувствуете.

 

puppet

Ждем вас в театре всегда!