Вспоминая Ленору Шпет

Музей

Вспоминая Ленору Шпет

Сегодня мы предлагаем вспомнить Ленору Густавовну Шпет (1905-1976), бессменную заведующую литературной частью Театра Образцова в течение тридцати лет.
Заведующий литературной частью театра предлагает пьесы для постановки и работает с авторами. Стараниями Леноры Густавовны были выбраны пьесы, составившие славу ГАЦТК, многие из них идут на нашей сцене до сих пор.

Ленора Шпет и директор ЦДХВД Владимир Зельдович  за обсуждением кукольного спектакля.

Ленора Шпет и директор ЦДХВД Владимир Зельдович за обсуждением кукольного спектакля.

  • Ленору Шпет называли «крестной матерью» ГАЦТК

    Ленора Шпет работала в театральном секторе Центрального дома художественного воспитания детей и по долгу службы курировала кукольные театры.  Вот как пишет о знакомстве с ней Сергей Образцов:
    «В Центральном Доме художественного воспитания детей много разных научных кабинетов, касающихся этого самого воспитания... Да кроме того, ему подчинен и находившийся в этом же здании Театр юного зрителя. Так вот, помимо драматического детского театра дирекция Дома решила организовать еще и театр кукол и поручить мне руководство этим театром.
    Обо всем этом мне рассказал девичий голос по телефону и просил прийти для переговоров к директору.
    Шел я беззаботно, не очень-то уверенный, что из этого что-нибудь получится, и уж совсем не думал, что в это веселое весеннее утро решится судьба всей моей жизни, и что этот девичий голос обернется женщиной, с которой я буду дружить до самой ее смерти...
     

  •  

    - Здравствуйте, Сергей Владимирович! Меня зовут Ленора Густавовна. Я заведующая театральным сектором. Фамилия моя Шпет.
    - Здравствуйте, Ленора Густавовна!
    - Сергей Владимирович, Вы знаете, что мы хотим просить Вас организовать при нашем Доме детский кукольный театр?
    - Да, Вы мне сказали об этом по телефону.
    - Ну и что Вы по этому поводу думаете?
    - Не знаю. И соглашаться страшно, и отказываться не хочется. А где этот театр будет играть?
    - Да по школам, по пионердомам и конечно, в этом зале…
    - Не знаю, Ленора Густавовна, не знаю.
    - Тогда пойдемте к директору?
    - Пойдемте к директору».
     

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987.

Ленора Шпет с дочкой  Аленой и внуками Борей и Петей Пастернаками

Ленора Шпет с дочкой Аленой и внуками Борей и Петей Пастернаками

  • Ленора Шпет была связана с Борисом Пастернаком

    Рассказывает старейшая работница ГАЦТК Вера Николаевна Конюхова:
    «У этой недоступной для неделового общения женщины, всегда сверхзанятой, была одна слабость, я  это знала и  иногда пользовалась. Если войти к ней в кабинет и спросить её о её детишках… Как она сразу отодвигает от себя на столе бумаги, отодвигает от стола стул, кладёт руки на колени и с готовностью, с улыбкой сразу включается в «тему» и идёт разговор о детях.
    Она была матерью двоих очаровательных детей. Старшая – Алёна, младший – сын Егорка. Любая тема, связанная с её детьми, с готовностью обсуждалась: и школа, и книги, и болезни, и отдых. С таким же интересом она говорила о внуках. Она имела общих внуков с Борисом Пастернаком. Дочь Алёна вышла замуж за сына Пастернака Женю. С любовью и интересом она вела беседу о своей племяннице Екатерине Максимовой, дочери её сестры Лидии Густавовны Шпет. Впоследствии девочка стала знаменитой балериной».

Мария Крестовская, прозванная «русская Дузе», мать Леноры Густавовны

Мария Крестовская, прозванная «русская Дузе», мать Леноры Густавовны

  • В семье Леноры Шпет царил дух просветительства

    Мать Леноры Шпет Мария Крестовская была актрисой, ее сравнивали со знаменитой итальянской актрисой Элеонорой Дузе. С возрастом М. Крестовская занялась педагогикой. Отец Густав Шпет был философом и университетским профессором. Так что Ленора Густавовна выросла в семье просветителей.

Философ Густав Шпет, отец Леноры Густавовны

Философ Густав Шпет, отец Леноры Густавовны

  • Ленора Шпет отчасти повторила подвиг жен декабристов

    Отец Леноры философ Густав Шпет в 1936 году был репрессирован и отправлен в ссылку в Сибирь. Ленора Густавовна навестила отца в ссылке за несколько месяцев до его гибели.

Одно из выступлений Леноры Шпет на конференции

Одно из выступлений Леноры Шпет на конференции

  • Ленора Шпет объединяла кукольников всей России

    Еще в 1930 году Л. Шпет, возглавлявшая театральный сектор ЦДХВД, была одним из организаторов I Всесоюзной конференции кукольников и выступала там с докладом рядом с ведущими кукольниками тех лет – Е. Деммени, Н.Я. Симонович-Ефимовой, Н. Беззубцевым. В 1947 г. Л. Шпет участвовала в создании Кабинета детских театров при ВТО (ныне – Кабинет детских театров и театров кукол СТД) и первые годы руководила им. В 1958 году на базе Кабинета детских театров была создана Советская секция УНИМА – одна из первых национальных секций.

Открытка из набора «Куклы Марты Цифринович», издание ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2009

Открытка из набора «Куклы Марты Цифринович», издание ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2009

  • Ленора Шпет дала жизнь Венере Пустомельской

    В годы войны Ленора Густавовна была в эвакуации в татарском селе, где преподавала немецкий язык в местной школе. Среди ее учеников оказалась Марта Цифринович, будущая актриса и режиссер кукольной эстрады. Вернувшись в Москву, Ленора Шпет замолвила словечко за Марту при поступлении на Курсы режиссеров и художников театра кукол при ГЦТК. Вот что пишет Марта Владимировна в своей книге «У кукол все, как у людей»:
     «Разве я могла себе представить, что учеба в «смешной» школе у Леноры Густавовны Шпет, начавшаяся в селе Такталачук, продолжится на многие годы. И уроки немецкого языка заменятся, например, лекциями о театре кукол или драматургии, беседами о профессии, о жизни. Что, подписывая документ об окончании в Татарии средней школы, она в дальнейшем внесет огромную лепту в то, что я стала режиссером театра кукол. Тогда я еще не знала, что Ленора Густавовна – одна из основательниц Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова и долгое время заведующая его литературной частью.

  •  

    В дальнейшем я была свидетелем, каким огромным авторитетом и уважением пользовалась Ленора Густавовна у деятелей кукольных театров всего мира…

    … Бродя по улицам, увидела объявление о приеме на Республиканские курсы режиссеров и художников театра кукол под руководством Сергея Образцова. 
    Одним из условий приема было наличие среднего образования и стажа работы в театре. Когда я сказала Образцову, что только окончила школу и в театре не работала, он явно засомневался. Не помню, о чем еще меня спрашивали, но тут не выдержала Ленора Густавовна и призналась, что знает меня. Это, как мне кажется, сыграло решающую роль в том, что меня приняли. Образцов очень доверял Леноре Густавовне и ценил ее мнение».

    М. Цифринович. «У кукол все как у людей». - М.,"Аттикс",2003

Ленора Густавовна со студентами Высших режиссерских курсов, 1965

Ленора Густавовна со студентами Высших режиссерских курсов, 1965

  • Ленора  Шпет была прекрасным педагогом

    Ленора Густавовна Шпет читала лекции по драматургии театра кукол на Республиканских курсах режиссеров и художников (1944 - 1948). В книге Игоря Москалева «Ленора Шпет. Уроки театра и жизни» (М, 2005) собраны записи ее лекций на Высших режиссерских курсах при ГИТИСе (1960-е гг.). Л. Шпет говорила и о детском зрителе, и об актерском творчестве в театре кукол, и о проблемах кукольной драматургии. «Кукла – всегда отбор отдельных признаков человека, а не воспроизведение его в «полной сумме»… автор, который пишет пьесу для театра кукол, должен, пока пишет, думать «в куклах», … именно куклой думать, так как многие недостатки драматургии для театра кукол идут от этого». 
     

Л.Г. Шпет

Л.Г. Шпет

  • Ленора Шпет посвятила всю жизнь не только театру кукол

    Многие годы Ленора Густавовна занималась исследованием детских театров, прежде всего, тюзов. В 1971 г. ее вышла единственная книга «Советский театр для детей» - труд по истории ТЮЗов, охватывающий историю драматического детского театра с начала до середины ХХ в. Книга заканчивается призывом: «К каждому, кто работает в театре для детей, быть одновременно художником и педагогом, не различать этих понятий, считать их нераздельными». 

Л.Г. Шпет с коллегами

Л.Г. Шпет с коллегами

  • Ленора Шпет вдохновляла поэтов

    Поэт и драматург В.В. Курдюмов посвятил Леноре Густавовне два стихотворения.Одно их них  – отрывок из шуточной поэмы «Письмо в Сухуми» (1948).

    «Но – два часа! И вот уж зрима
    Порой – не каждый день, нет-нет -
    Сама завлит Ленора Шпет
    В одежде пыльной пилигрима:
    В ГЕЦЕТЕКА из ВТО
    Не подают же ей авто.
     

  •  

     

    Я вас лишу ее портрета, 
    Свои восторги затаю:
    Она от света и до света
    Читает рукопись мою.
    Тревожить критика напрасно, 
    Как всякий знает, так опасно:
    Ведь может быть, за этот год
    Она мой манускрипт прочтет…»
    Рукопись поэмы В. Курдюмова хранится в музее ГАЦТК

Ленора Шпет и Сергей Образцов

Ленора Шпет и Сергей Образцов

  • Позволяла себе спорить с Образцовым

    Вспоминает старейшая работница ГАЦТК Вера Николаевна Конюхова:
    «Эта гордая скромная женщина была всеми уважаема. Всегда скромно одетая, она шла в свой кабинет и сразу садилась за работу. В полуоткрытую дверь кабинета её было видно, склонённую над бумагами или тихо разговаривающую по телефону.
    Она со всеми была вежлива, но всегда как бы слегка отстранённая. Она была как бы выше суеты. Её не было видно ни в буфете, ни в кулуарах театра что-либо обсуждающей. Всегда поглощённая своими делами. А в то же время приветлива, внимательно всегда выслушает и примет участие.
    Разговаривая в кабинете Образцова, она обычно ходила, и он ходил, что-либо обсуждая, иногда спорили друг с другом, но всегда уважительно. Образцов её слушался. 
    На заседаниях худсовета Образцов давал её слово обычно предпоследней. Последнее слово было самого Образцова. Её выступление он, как мне казалось, слушал внимательнее других ораторов и очень болезненно воспринимал из её уст критику».
     

Ленора  Шпет с драматургом Евгением Сперанским

Ленора Шпет с драматургом Евгением Сперанским

  • Ленора Шпет терроризировала драматургов

    Стараниями Л. Шпет на афише театра появились имена  С. Маршака, Е. Шварца, Н. Гернет, Е. Сперанского, И. Штока, а также классиков – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, К. Гоцци. Однако работа над пьесой в Театре Образцова продолжалась вплоть до генеральной репетиции и подразумевала жесткую редактуру. Первый вариант пьесы и текст, звучащий с ширмы, как правило, отличаются очень сильно! Вспоминает драматург Георгий Ландау:
    «Надпись на подаренном мне экземпляре книги «Моя профессия»: «На память о взаимных оскорблениях, не сумевших нарушить взаимной любви». Взаимность его любви я принимаю с великой гордостью. Но взаимность полученных «оскорблений» чисто условна, как ответ повара на вопрос, какова пропорция конины и рябчика в его котлетах: «Да половина на половину, пол-лошади на пол-рябчика». Рябчиком был я..» 
     

    Цит. По: «Academia Образцова». – Москва, 2007 

Одно из последних фото Леноры Густавовны на Конгрессе УНИМА, 1976

Одно из последних фото Леноры Густавовны на Конгрессе УНИМА, 1976

  • К ней приезжали кукольники со всего мира

    В 1960 г. Ленора Шпет, владевшая тремя языками – немецким, английским и французским, была избрана в Президиум УНИМА и назначена Генеральным секретарем советской секции. В июне 1976 года в Москве проходил XII  Конгресс УНИМА и первый в СССР Международный фестиваль театров кукол, в подготовке которого принимала участие и Ленора Шпет. В июле Ленора Густавовна напишет: «Время моей работы в театре С. Образцова было, пожалуй, самым активным и самым счастливым периодом моей жизни».  Осенью 1976 Ленора Густавовна ушла из жизни.

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в нашем театре!