В начале было слово
В начале было слово
В марте 2021 года исполняется 60 лет спектаклю Божественная комедия. Эта веселая история драматурга Исидора Штока и художника Бориса Тузлукова о том, как Адам и Ева полюбили друг друга, пользуется не меньшим успехом у зрителей, чем знаменитый "Необыкновенный концерт".
Мы приглашаем вас на выставку, посвященную созданию спектакля. Вы увидите эскизы, не вошедшие в спектакль и узнаете некоторые секреты нашего театра.
"В начале было слово"
Во Франции в 50-е годы XX века одна за другой выходили в свет книги карикатуриста Жана Эффеля, посвященные сотворению мира. Забавные, исполненные мягкого юмора комиксы про добродушного бородача Создателя, шкодливого Дьявола, недотепу Адама и кокетку Еву полюбились миллионам читателей по всему миру. Понравились они и Образцову. На Художественном совете театра всерьез взялись за идею создания спектакля по этим книгам. Кукол и декорации вначале думали делать прямо по рисункам Эффеля. Но Образцов возразил, что спектакль прекрасно оформит главный художник театра Борис Тузлуков. Вдохновившись рисунками французского карикатуриста, Тузлуков создал своих оригинальных героев и сценографию.
Г.Салтыков. "Сотворение мира в куклах"
«Не по Эффелю, а по Штоку».
29 марта 1961 года у нас в театре состоялась премьера "Божественная комедия". Началось с того, что Володя Кусов сказал: "А что, если нам поставить спектакль по рисункам Эффеля "Сотворение мира?" ... пошли к Штоку. Штоку эта идея тоже понравилась. Стал писать. Естественно, не по Эффелю, а по Штоку. Только сперва все слишком по Штоку, а не по Библии. Зря библейский канон нарушал. Он ведь драматургически крепкий... Стали переделывать, передумывать. Восемь вариантов пьесы лежат в архиве. Восемь целиком написанных пьес. А девятый вариант мы поставили.
С.Образцов. "По ступенькам памяти" - М, 1987
"Как мир создавать будем?"
Сперва попробовали играть все роли куклами. А потом догадались, что Бога и Ангелов должны играть актеры в масках. А вот Адам с Евой куклы. Только тогда получатся, так сказать, две разные сущности. Бог с ангелами замечательно правдоподобно лепит из глины Адама и Еву. Очень смешно объясняет, как надо лепить, а потом вдувает в них души, и тогда они оживают.
С.Образцов "По ступенькам памяти". - М, 1987
«Дело это новое, ответственное»
По словам старожилов, весь ГЦТК жил работой над этим спектаклем, так понравилась коллективу идея постановки. Впервые в истории театра и куклы, идекорации вырезали из поролона - нового материала, который стремительно входил в моду в советском театре кукол. Он как будто бы идеально подходил для работы кукольника: художнику резать из него одно удовольствие, а как хорошо играть актеру - кукла получается легкой и пластичной! Однако поролон таит в себе серьезный изъян: через-два три года он начинает желтеть и сыпаться. Поэтому раз в 5-6 лет всех героев приходится вырезать заново.
Г. Салтыков "Сотворение мира в куклах"
«Кое-что пошло в копилку»
Не все предложения Бориса Дмитриевича Тузлукова были приняты. Вот, например, Дьявол - роль в живом плане. Костюм Дьявола Тузлуков придумал для Божественной комедии, но свет софитов он увидел только в спектакле Ноев ковчег, второй пьесе Исидора Штока на библейский сюжет. Внешность ангелов тоже была найдена не сразу.
«И увидел он, что это было хорошо»
Солнце, облака и Райские кущи тоже должны были оживать по мановению руки Создателя. Однако Образцов решил: слишком много людей на сцене кукольного театра быть не должно. Главное - кукла! И в спектакле остались только Бог и ангелы, а все остальные участники прячутся за ширмой.
«Продолжение следует…»
Это Древо вошло в спектакль. А что еще было принято к постановке, вы увидите, посетив спектакль "Божественная комедия".
За долгие продолжительные аплодисменты отдельное спасибо!