Зиновий Гердт: из-за ширмы на экран
Зиновий Гердт: из-за ширмы на экран
Пожалуй, мало кто ни разу не слышал это имя: Зиновий Гердт. Актер Театра Образцова, ставший знаменитым артистом кино. Его голосом говорят герои популярнейших советских мультфильмов, например, Капитан Врунгель, Доктор Айболит, Мумми-Папа, Гудвин, зарубежные «звёзды» в фильмах «Ночи Кабирии», «Привидения в замке Шпессарт», «Прекрасная американка», и даже автомобиль "Москвич" 40-13 в фильме «Зеленый огонёк».
Давайте вместе вспомним Зиновия Ефимовича. А помогут нам в этом фотографии из его семейного архива, переданные в дар Музею ГАЦТК дочерью Екатериной Гердт весной 2021 года. На нашей выставке прозвучат слова тех, кто знал Зиновия Ефимовича. Их заботливо собрала в книге «Зяма. Это же Гердт» его вдова Татьяна Правдина. Экземпляр книги она подарила нашему музею в честь 100-летнего юбилея Зиновия Гердта в 2016 году.
«Город на заре»
Зиновий Гердт на артиста не учился. Учился на электрика и одновременно играл в драмкружке при Клубе Мосэнерго. Надо сказать, что в СССР взрослые часто выступали в самодеятельности и не платили за это ничего. Руководителем кружка был актер Театра Мейерхольда Валентин Плучек, который научил студийцев подлинной культуре театра и привил любовь к литературе. В 1938 году студийцы вместе с драматургом Алексеем Арбузовым сочинили пьесу «Город на заре» - они сами придумали своих героев. Герой Гердта Веня Альман, недоучившийся скрипач, ставший строителем, удался больше всех и вошёл в готовую пьесу.
«Лучший Гитлер III Белорусского фронта»
Зиновий Гердт – участник Великой Отечественной войны, получил тяжелое ранение и после множества операций навсегда остался хромым. Хромота и привела Гердта за ширму Театра Образцова, где он стал одним из корифеев театра. В 1970 году Гердт сыграл инвалида войны в фильме Петра Тодоровского «Городской романс». Его герой вспоминал, как выступал перед бойцами, пел скабрезные куплеты, высмеивая фашистов, и как зрители прозвали его «лучший Гитлер III Белорусского фронта» . При этом сам Гердт ни разу за годы войны не выступил, даже скрывал, что был артистом – он служил сапёром.
«… прочитайте в манере Вашего чёрта»
Самые знаменитые роли Зиновия Гердта в Центральном театре кукол – Конферансье Апломбов в «Необыкновенном концерте» и Адам в «Божественной комедии». Чуть меньше известен Чёрт-практикант Люциус из комедии Исидора Штока «Чёртова мельница» (спектакль вышел в 1953 году). А между тем, именно Люциус привел Гердта в кино – на озвучивание фильмов.
«Однажды услышав едкие интонации Люциуса в «Чёртовой мельнице», кинорежиссёр Виктор Васильчиков предложил мне сделать комментарий к фильму «Фанфан-тюльпан». Я работал с наслаждением. После этого, если нужны были в комментарии что-то язвительное, небрежная ироничность, колючая насмешливость – звали меня. Сначала было интересно. Потом тревожно. Все время легкость, ирония, насмешливость – это становилось штампом. И я сказал себе: «Стоп».«Люди и куклы» // «Советская Белоруссия», 22 августа 1971.
«Фокусник»
Первая главная роль З. Гердта в кино – Виктор Васильевич Кукушкин в фильме Петра Тодоровского «Фокусник» (1967) Вот что пишет об этом герое журналист.
«Виктор Васильевич Кукушкин – подлинный мастер своего искусства. Он может выступать не только на большой эстраде, но и на скромных подмостках студенческого общежития, на детских площадках, где зрителей собирается не больше десятка. Он не гонится за славой. Улыбки восторга, гримасы удивления и восхищения – вот высшая награда для артиста. Главное для него – дарить людям радость... Виктор Васильевич недолго будет оставаться загадкой. Очень скоро все поймут, что человек этот, помимо щедрости и открытости сердца, обладает еще одним ценным качеством – принципиальностью. Он отказался от понравившейся ему женщины только потому, что заметил в ней черты приспособленчества, которые не терпел в людях».
Баранова Ф. Новый фильм Петра Тодоровского. // «Московская кинонеделя», 7 августа 1967.
«Баба-Яга, костяная нога»
Фильм «В 13-м часу ночи» - музыкальное новогоднее шоу, сняла в 1969 году режиссёр Лариса Шепитько. В новогоднюю ночь в избушке Бабы-яги собирается нечистая сила. Сперва все празднуют Новый Год, смотрят по телевизору «Голубой Огонёк», а потом являются на «человеческое» телевидение наводить свои порядки.
Кстати, эта комедия была запрещена цензурой сразу после завершения съёмок. Зрители увидели «В 13-м часу ночи» только в 90-е годы.
«Возьмите меня, я хороший»
Самая, пожалуй, известная роль Зиновия Гердта – Михаил Самуэлевич Паниковский в фильме М. Швейцера «Золотой теленок» (1968). Однако мало кто знает, что эту роль Зиновий Ефимович получил случайно. На роль Паниковского уже был утвержден Ролан Быков, Гердт же должен был играть бывшего князя Гигиенишвили в сцене «Воронья слободка». Шел кастинг на роль Шуры Балаганова, и Гердта попросили подыграть претендентам. С первой же пробы все поняли, что лучшего Паниковского не найти.
«Мне было жалко Паниковского…. Мне хотелось показать его иным – смешным и трогательным. Потому что это страшно неприспособленный к миру одинокий во всей вселенной человек».Зиновий Гердт. «Люблю читать стихи» // «Советский экран», № 24 – 1975.
«Король и шут»
Зиновий Гердт пробовался на роль Шута в фильме «Король Лир» (реж. Григорий Козинцев, 1970), однако кастинга не прошел. В итоге эту роль сыграл Олег Даль, а Гердт – озвучил главного героя, Лира, которого играл эстонский актер Юри Ярвет, не говоривший по-русски. В одном из интервью Зиновий Ефимович рассказал об этой работе.
«Чтобы озвучить эту роль, пробовали 15 человек. Я был шестнадцатым. Ну, а техника озвучивания вам знакома? Делается это так. Кусок ленты закольцовывается, запускается в специальный аппарат и движется на экране. Дублирующему нужно не только попасть точно по артикуляции, но и сделать так, чтобы это как бы от него и исходило. Артист, не знающий языка, делает паузы не там, где надо. Но архитектура фразы должна стать естественной. Каждое кольцо длилось два часа. Выходит, что я посмотрел фильм 600 раз!»И. Захарова. «Знакомый голос…» // «Вечерний Новосибирск»,15 августа 1970.
«Я стою перед вами за ваши деньги»
«Было время, когда Гердт, артист театр С. Образцова, выступал на эстраде как автор и исполнитель т.н. дружеских шаржей на популярных артистов и поэтов… Исполнители дружеских шаржей часто добиваются почти абсолютного сходства с голосом объекта пародии. Этим многие напоминают скорее имитаторов, звукоподражателей. Гердт добивается другого – своеобразной встречи своей актерской индивидуальности с индивидуальностью того, кого он пародировал, и получалась не имитация, не копия, а нечто третье, дающее возможность взглянуть на творчество пародируемого с новой точки зрения. Эта точка зрения всегда была доброжелательна, и в то же время подчеркивала такие особенности, которые заставляют задуматься: а хорошо ли, что они есть у того, кого Гердт пародировал».
Михаил Львовский. Для тех, кто понимает.// «Зяма. Это же Гердт!» - Москва, 2009.
«Шум затих, я вышел на подмостки»
Уйдя в 1981 году из ГАЦТК, Зиновий Гердт стал работать в Драматическом театре им. М.Н. Ермоловой. Очень тепло московская публика встретила его роль Нормана в пьесе «Костюмер» по пьесе английского драматурга Рональда Харвуда (1987). Это камерный спектакль о многолетней дружбе трагического актёра сэра Джона (его сыграл Всеволод Якут) и его костюмера, который ездит повсюду, опекает артиста, поддерживает, порой бранит – но без которого сэру Джону не сыграть ни Гамлета, ни короля Лира.
Еще Гердт сыграл главную роль в спектакле «Я – Фейербах» (о жизни известного философа) и Мефистофеля в инсценировке «Фауста», причем, Мефистофель лазил на самый верх декорации – к ужасу постановочной группы. Зиновию Ефимовичу на этот момент было уже больше 70 лет.
«Не будучи одесситом, Гердт стал гордостью одесситов»
В последние годы жизни З. Гердт снимался в фильмах про знаменитого одесского бандита Беню Крика. Среди них - фильм-спектакль по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля (реж. Н. Тягунов ,1984), «Биндюжник и король» (реж. В. Алеников, 1989), «Искусство жить в Одессе» (реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1990). Одна из последних работ Гердта в кино – главный герой фильма «История Одессы в анекдотах» (реж. М. Кац, 1994). А ведь Зиновий Ефимович родился в Себеже Псковской области, всю жизнь прожил в Москве и в Одессе бывал только наездами по долгу службы.
«Не будучи одесситом, Гердт стал гордостью одесситов. Он удивительно вписался в эту часть российской культуры, в ироничную и остроумную «одесщину», чьи жители постоянно находились в состоянии конфликта с миром, как Паниковский…."Г. Горин. «Одними глазами поведать судьбу»// «Зяма. Это же Гердт! – М, Деком, 2009.