Небоскрёб в Скоморошках

Музей

Небоскрёб в Скоморошках

С.В. Образцов с 1938 года и до самой смерти жил в квартире в доме номер 5/7 по Глинищевскому переулку. Дом построен в 1938 году на месте снесенной церкви Алексия в Глинищах. Переулок, в котором находится дом, назван Глинищевским, потому что еще в XIV веке на этом месте добывали глину московские гончары. После смерти в 1943 году В.И. Немировича-Данченко, который проживал в этом доме в квартире № 52, переулок стал носить его имя. В квартире №52в настоящее время располагается мемориальный музей-квартира театрального режиссера. В этом доме в своё время жили выдающиеся театральные деятели и артисты О.Л. Книппер-Чехова, В.П. Марецкая, И.М. Москвин, О.Н. Абдулов, А.Л. Кайдановский и др. На доме большое количество мемориальных табличек, посвященных известным жильцам.
Мы расскажем об этом замечательном доме и о соседях, с которыми довелось жить и дружить Сергею Владимировичу.

  • "Здесь жили скоморохи"

    Идущая почти параллельно Тверской улица Большая Дмитровка связывала Москву сгородом Дмитровом. Она проходила через небольшую слободу Скоморошки и урочище Глинищи. Уже к началу XIX века от прочих московских улиц она отличалась множеством каменных строений. Храм, находившийся на месте дома 13/8 по Большой Дмитровке, также назывался храмом Воскресения Христова в Скоморошках. Своё название он получил от Скоморошьей слободки, находившейся здесь в XVIвеке. Впервые эта церковь упоминается как каменная в1657году. Во время пожара 1812 года церковь Воскресения в Скоморошках выгорела дотла. В начале 1813 года церковь была упразднена, а её приход был приписан к Козьмодемьянской церкви в Шубине. Туда же была передана и уцелевшая храмовая утварь. Выгоревший остов храма разобрали. Позднее на этом месте священник Беляев построил жилой дом, дошедший с переделками до нашего времени. 

    "Храмы Тверского района Москвы в 1812 году по воспоминания очевидцев". 
    Цит. По: https://www.liveinternet.ru/users/nataly2012/post363617789/

Глинищевский переулок на Хотеевском плане Москвы 1852 г

Глинищевский переулок на Хотеевском плане Москвы 1852 г

  • «Церковь Алексия в Глинищах»

    Церковь Алексия, митрополита Московского, святителя на Глинищах находилась между улицами Тверская и Большая Дмитровка, в Глинищевском переулке. Впервые она упоминается в документах в 1620-е гг. К 1690 г.на старом месте возводится новая Алексиевская церковь с приделом святителя Николая. В середине XVIII века был устроен второй придел - в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Новую колокольню выстроили в 1780-е гг. Несмотря на переделки, к началу XX века пятиглавый храм, в основном, сохранил свой первоначальный облик. Он был украшен многими старинными иконами и художественной утварью. В пятиярусном главном иконостасе выделялись несколько икон, написанные в 1689 - 1690 гг. известным иконописцем Тихоном Филатьевым: храмовый образ святителя Алексия, Иоанн Предтеча и другие.

  •  

    В Николаевском приделе находился замечательный резной образ святителя Николая конца XVII века, украшенный вызолоченной ризой и митрой. К особо почитаемым святыням относился большой, старинный, унизанный жемчугом серебряный крест с частицами святых мощей, в том числе московских святителей Алексия и Филиппа.

    В ноябре 1929 г. памятник XVII века с замечательным внутренним убранством - церковь святителя Алексия на Глинищах  передали под зернохранилище. А& спустя пять лет снесли, выстроив на его месте жилой дом.

     

    М. Вострышев, С. Шокарев  Москва православная. Все храмы и часовни. - М, Алгоритм, 2012.

Церковь митрополита Алексия в Глинищах

Церковь митрополита Алексия в Глинищах

  • «Уникальный дом»

    Знаменитый дом МХАТовцев был одним из первых столичных небоскрёбов, где на крыше была устроена смотровая площадка.
    К 15-этажной центральной башне с бетонными каркасными перекрытиями пристроили две более низкорослые части. В левой, где расположились три первых подъезда, перекрытия деревянные, как и полагалось в Москве 1930-х. Правая часть сначала планировалась трехэтажной, но в ходе работ проект изменили и в итоге на несерьезном фундаменте поставили не 3, а целых 9 этажей. Последнее обстоятельство чуть не стоило дому жизни. Когда у того самого 6-го подъезда в 1998-м году стали рыть котлован для нового здания Генпрокуратуры, из-под хлипкого фундамента, как свидетельствуют очевидцы, "вытек размокший грунт, а сам дом покрылся трещинами и стал оседать. Спасла здание его центральная часть, выстоявшая, словно непоколебимая цитадель, а также море бетона, залитое под землю после беготни по инстанциям и писем в мэрию. Но теперь 6-й подъезд стоит как на скале, а весь дом, как в былые времена, неподвижен и мощен.

  •  

    Легенда гласит, что когда-то ли сам Немирович-Данченко, то ли любимый актер Сталина Иван Москвин, то ли они оба обратились в высшие инстанции с просьбой ускорить строительство их будущего кооперативного жилья, там отреагировали с неудовольствием: "Как так? Для МХАТа - и кооператив?" В итоге на самом высоком уровне было решено проявить заботу о выдающихся актёрах, сделать дом государственным, а уже уплаченные за квартиры деньги вернуть. Советское происхождение подарка партии и правительства выдавал разве что мусоропровод, выходивший, как и во всех прочих элитных "сталинках", прямо в кухню. Он отказался функционировать с самого начала, как выяснилось, устроили его как-то неправильно. Во всех других отношениях жилище мхатовских гениев ничем не напоминало массового жилья тех лет. К примеру, при планировке квартир учитывались пожелания будущих обитателей, что по тем временам было просто невероятно. В подъездах сидели консьержки. У каждого жильца был свой ключ от лифта. На всех этажах, по всем лестницам лежали ковры. Везде висели зеркала».

    Н. Давыдова. «Мхатовский дом на кладбище скоморохов» - «Известия», 19 января 2007.

Дом 5/7 по Глинищевскому переулку

Дом 5/7 по Глинищевскому переулку

  • «Музыкальная студия МХАТ»

    «В Художественном Театре объявлен конкурс актёров в Музыкальную студию.  Семь вакантных мест. «Подите, может, вас примут». Что за Музыкальная студия такая? И я пошёл на конкурс. Непонятно, зачем пошёл. Никогда не собирался быть актёром… Спел два романса: «Дивный терем стоит и хором много в нём» и «Я из дома бедных Азров, полюбив, мы умираем». Сказали «спасибо», и я ушёл. Через два дня приходит Наталья Владимировна Бакланова и говорит, что я допущен ко второму туру… 
    … Так же, как в прошлый раз, приёмная комиссия сидит за столом в фойе. Только сейчас в центре стола Немирович-Данченко. Я догадался, что это он. И совсем испугался. Спел те же два романса, но в конце предпоследней фразы последнего романса на слове «Азров» пускаю петуха.  Бакалейников говорит:  «Прошлый раз Вы взяли это фа-диэз хорошо».

  •  

    В полном испуге говорю стихи. Немирович сощурился, почёсывает бородку и говорит: «Сколько вам годов?» Иронический вопрос понятен… Я в испуге отвечаю: «Мне двадцать один лет». Вся комиссия смеётся, а Немирович-Данченко говорит: Почему вы смеётесь? Он правильно ответил.  Ему сказал «годов», а он говорит «лет», он меня поправил».
    Назавтра мы все, принятые, сидим на стульях в том самом фойе, в котором нас прослушивали. Ровно в десять входит Немирович. Мы встаём. Он подходит к каждому, жмёт руку и говорит: «Здравствуйте, Нина Петровна! Здравствуйте, Григорий Васильевич! Здравствуйте, Ольга Николаевна! Здравствуйте, Сергей Владимирович!» 
    Здорово. Здесь уважают людей. Здесь я равный. Здесь я Сергей Владимирович. В какой же замечательный театр я поступил. Ведь и не мечтал об этом никогда.

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

В. И. Немирович-Данченко

В. И. Немирович-Данченко

  • «В какой замечательный театр я поступил»

    Я в театре. Тут не так, как во ВХУТЕМАСе. Там у наших женщин руки выпачканы красками, халаты тоже вымазаны, простые чулки, губы свои, глаза свои, и никто запачканных рук не целует, а просто жмут их, когда здороваются…  Тут у женщин глаза подкрашены, губы подкрашены, ногти накрашены. И утром, когда все собираются на репетицию и здороваются, мужчины целуют у женщин руки. И мне, значит, надо, а я не умею…
    Разучиваем хоры в «Периколе». Занимается с нами актёр Крынкин, сын знаменитого хозяина трактира на Воробьёвых Горах. Вся московская знать там рассветы встречала да вишнёвым садом любовалась.
    Посадили меня среди вторых теноров. Я держу в руках ноты, гляжу в них и пою. Пою верно, но мог бы в ноты и не глядеть. Я не ноты читаю, а соседа слышу.

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

С.В. Образцов. 1920-е годы

С.В. Образцов. 1920-е годы

  • «Первые гастроли»

    Осень двадцать пятого года. Музыкальная студия едет на трёхмесячные гастроли в Германию и Чехословакию. Меня тоже берут.
    Играем в Берлинер театре (его теперь нет). «Дочь мадам Анго», «Лизистрата», «Карменсита и Солдат». Успех большой. Замечательные рецензии. Даже меня похвалили за моего Терапота. «Wie ein blonder Rigoletto» - «как беловолосый Риголетто».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

С. Образцов в роли Терапота, «Перикола». Музыкальная студия МХТ, 1923 г.

С. Образцов в роли Терапота, «Перикола». Музыкальная студия МХТ, 1923 г.

  • «Премьера на Бродвее»

    На сцену вышел наш менеджер Морис Гест. Размахивая тросточкой, стал говорить, как я понял, о том, что когда-то он привозил в Америку Айседору Дункан, а вот теперь привёз Немировича-Данченко. 
    Играли «Лизистрату». Успех хороший. В «Нью-Йорк Таймс» напечатали: «Лизистратой» нужно наслаждаться как технически совершенным достижением». Целую неделю шла «Лизистрата». Потом неделю играли «Дочь мадам Анго», и, наконец, «Карменситу и солдата». Вот это был успех так успех. Тем более, что на премьере смерть Кармен выглядела особенно эффектно. Актёр, поющий Хосе, забыл перед финальной картиной взять нож, у которого лезвие входило в рукоятку.

     

  •  

    Пришло время убивать, а ножа нет. И тогда Хосе-Отроумов перегрыз Карменсите – Баклановой – горло, вызвав восторг зрительного зала и удивление самой Баклановой. Но, конечно, не это определило успех, а вся действительно великолепная постановка Немировича.

    Переводчик нам, актёрам, прочитал статью в «Нью-Йорк Таймс»,  «Триумф русских в музыкальной драме». Сверхвосторженная и умная статья. «Дейли Ньюс» тоже в очень хорошей статье написала: «Карменсита» - самая большая удача русских».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

С. Образцов в роли Предводителя стариков. «Лисистрата», Музыкальная студия МХТ, 1923-1924 гг

С. Образцов в роли Предводителя стариков. «Лисистрата», Музыкальная студия МХТ, 1923-1924 гг

  • «Нельзя вводить любовника в семью»

    Пришли мы играть спектакль, а на двери объявление за подписью Владимира Ивановича. В объявлении написано, что театр он закрывает, и по возвращении в Москву все могут считать себя свободными. 
    Ходят слухи, что Немирович решался на это потому, что Станиславский и «старики» Художественного театра запретили Музыкальной студии репетировать и играть в здании театра. Слухи эти потом подтвердились. 
    Что делать? Рушится вся наша интересная жизнь. Мы ведь любим театр. Любим наши роли, даже маленькие, даже если это только участие в массовых сценах. Для многих театр – просто дом  родной. Вернемся в Москву – и что? Пусто.
    Несколько человек остаются. Заключили контракты. Остается тенор Белостоцкий. Да и Немирович в Москву не едет. Заключил контракт с какой-то кинофирмой на целых полгода.

  •  

    Значит, мы не только без рук и ног, но и без головы. Ну, что делать? Собрались мы в какой-то мастерской при театре и стали просить разрешения у Немировича не закрывать театр, поручившись в том, что мы, возвращающиеся, его не уроним. Выбрали что-то вроде организационного штаба. На первом же собрании этого штаба решили просить актёра и режиссёра театра Леонида Васильевича Баратова возглавить нас.
    Немирович плывёт вместе в нами, да не домой, а отдыхать во Францию. Мы ходим к нему в каюту  обсуждать, кто из едущих какие роли будет играть. Немирович говорит: «Если Белякова и Кемарская с вами – я спокоен».
    Ну, значит, театр не окончательно закрыт. Еще живём.

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

Л.В. Баратов в фильме «Папиросница от Моссельпрома». 1924 г.

Л.В. Баратов в фильме «Папиросница от Моссельпрома». 1924 г.

  • «Новый театр на Дмитровке»

    Ура! У нас свой дом, свой театр на Большой Дмитровке. Это целиком заслуга Баратова… Свой-то свой, да не совсем. Пополам с оперной студией Станиславского. День мы, день они. Не очень это хорошо, но лучше, чем бездомность, тем более, что театр хороший.
    Объявили конкурс. Я сижу в жюри. Просматриваем, прослушиваем. Приняли очень хорошего баритона Канделаки… Приняли сопрано – тоже молодую, хорошенькую, стройную. И поёт неплохо. Любовь Орлова. Очень хороша.
    В июне получили письмо от Владимира Ивановича. Пишет: «Не бросайте  меня из памяти, поберегите те чувства, которые вы мне оказали». А мы не думаем бросать. Понимаем – без Немировича нет театра. Только бы он нас не бросил из памяти.

     

  •  

    Двадцать седьмого января 1928 года торжественный симфонический концерт на сцене театра в честь возвращения Немировича. В зрительном зале знатные люди, члены правительства. На сцене выстроилась вся наша труппа. Вышел встреченный, как говорится, шквалом аплодисментов, Владимир Иванович, и, обратившись к сидящему в первом ряду Енукидзе, сказал, что римский народ становился на колени перед императором, но, когда император был виноват, он становился на колени перед народом. «Разрешите мне встать на колени перед моим народом». И он опустился на колени. Далее я цитирую по стенограмме. «Я числился по американскому кино, но всё самое лучшее в моей душе, мои лучшие мысли, мечты и планы были отданы Художественному театру и вот этому близкому моему сердцу коллективу. Без колебания скажу, что творить можно только в России; мы должны творить, творить, творить».
    Значит, будем творить под руководством Немировича. Значит, театр спасён.

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

Здание Музыкальной Студии МХТ, 1930-е гг.

Здание Музыкальной Студии МХТ, 1930-е гг.

  • Снова МХАТ, но только Второй

    Музыкальная студия явно повернула в сторону оперы. Жаль. Мне надо уходить. Какой же у меня тенор, коли я фа-диез с рудом беру, а уж о соль и мечтать нечего. Говорили, тембр красивый, так на одном тембре в опере далеко не уедешь…
    Недолго я прожил без театра. Не выдержал. Эстрада – это «сумма» эгоцентриков, и винить её в этом нельзя. Настоящий эстрадник всегда единственен… Эстрада – это очень интересно, это очень страстно, азартно, очень социально значимо, но очень трудно и одиноко. Хочу в театр. Не получилось в музыкальном – может,  получится в драматическом.

    Есть в Москве хороший драматический театр МХАТ Второй. Бывшая Первая студия Художественного театра. В нем работает моя двоюродная тётка Мария Александровна Дурасова, или просто Маня. Но Маня Маней, а другие актёры там тоже очень хорошие, просто один к одному: Берсенев, Чебан, Готовцев, Бирман, Владимир Попов…

  •  

    И спектакли во Втором МХАТе идут прекрасно… Одним словом, очень хороший театр. Один из лучших в Москве. Пойду к Берсеневу.
    Неожиданно Иван Николаевич даже обрадовался моему приходу. Тут же предложил подать заявление, попросил ,чтобы меня на концертах объявляли артистом МХАТа Второго и спросил, не хочу ли я дублировать Азарина в роли беспризорника Коти в спектакле «Светите, звёзды».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

С. Образцов в роли Шута, «Двенадцатая ночь». МХАТ 2-й.

С. Образцов в роли Шута, «Двенадцатая ночь». МХАТ 2-й.

  • «Я – Образцов и жил на улице Образцова»

    С.В. переехал из нашего  дома еще в 30-е годы, когда купил себе кооперативную квартиру на улице Немировича-Данченко. Когда-то квартира казалась огромной, в ней аж три комнаты. Это первая и последняя квартира С.В., из неё он и уехал в больницу, где умер на руках у дочери, моей тёти Наташи, ночью, после длительной болезни – а на самом деле, потому что ему был уже девяносто один год.

    П. Образцов. Семья и друзья //»Необыкновенный Образцов». –М, «Яуза», «ЭКСМО», 2006.
     

С. Образцов в своей квартире в Глинищевском переулке. 1940-е гг.

С. Образцов в своей квартире в Глинищевском переулке. 1940-е гг.

  • «Дежурство на крыше»

    Вечер. Мы с женой в нашей квартире на улице Немировича-Данченко. У нас в гостях актриса театра имени Моссовета знаменитая Серафима Бирман.
    «Граждане, воздушная тревога! Граждане, воздушная тревога! Мы знаем, что надо делать. Женщинам скорее идти в бомбоубежище, в подвал Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а мне бежать на крышу дома.
    Жена прощается и говорит, что она меня любит – это на случай, если мы больше не встретимся. Женщины бегут по лестнице вниз, я наверх, на крышу. Там меня уже ждёт кинорежиссёр Сергей Юткевич. Ему ближе, он живёт на последнем этаже.
    Мы дежурные по крыше. В нашем распоряжении пожарный шланг, чтобы заливать огонь в случае пожара, и большие клещи, чтобы хватать ими зажигательные бомбы, если они попадут на крышу…

  •  

    Я смотрю на кружащиеся над Москвой самолёты и думаю: кто они, эти лётчики, бросающие на нас смерть? Неужели это те самые весёлые белобрысые добрые немецкие мальчишки, с которыми я играл на бульваре Шарлоттенбурга? Им тогда было пять-шесть-семь лет. Прошло шестнадцать. Значит, это они.
    Что случилось? Откуда взялась эта уверенная сознательная злоба?

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М,  1987

С. Образцов и С. Юткевич на открытии выставки «Маяковский в театре и кино»

С. Образцов и С. Юткевич на открытии выставки «Маяковский в театре и кино»

  • «Образцовый дедушка»

    Я – маленькая. Мне лет шесть или семь… Я вхожу в театр. Мест нет. Я как все – никаких льгот для внучки не существует. Так положено. Я уважаю этот театр, как впоследствии уважала все другие, где мне доводилось работать…
    …Когда я заканчивала институт, мы с мамой переселились ближе к дедушке. Наши квартиры на одной лестничной площадке. Мы стали большими друзьями и полюбили друг друга ещё больше, хотя очень много спорили. Мне была предоставлена полная свобода и в выборе профессии, и в выборе точки зрения на проблемы искусства, что, однако, не означало её одобрения…

    Е. Образцова. «Моя семья»  // «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза», «ЭКСМО», 2006.

С. Образцов с внучкой Екатериной. Конец 1980-х гг.

С. Образцов с внучкой Екатериной. Конец 1980-х гг.

  • «Это вы под дверью пели?»

    Восьмидесятые годы. Зима. Сижу дома… и вдруг вспоминаю: завтра Рождество! Значит, сегодня – ночь перед Рождеством (в те годы этот замечательный праздник официально не справлялся). Сняла с полки два старинных томика, подаренные дедушкой, «Русские обряды и праздники». Когда раздался звонок в дверь, я уже была готова к ночи перед Рождеством… Мы размалевали себе лица. Взяли для подарков старый брезентовый рюкзак и вышли на лестничную площадку колядовать по соседям. В этот момент останавливается лифт, из него выходит дедушка. «Вы куда? Колядовать?  А вы хоть знаете, как? Подождите меня!»... Дедушка пел замечательно и колядок знал множество. Пел и на русском языке, и на украинском. Позвонили в дверь к Немировичам-Данченко (там живет внук Владимира Ивановича Вася). Долго никто не открывал. Дедушка запел колядку… Открыли! Из дальней комнаты слышны голоса. Празднуют! Увидели деда – приглашают! Навалили в наш старый рюкзак яблок, конфет… Мы не остались – пошли дальше.

  •  

    Звоним в дверь к Марецким (там дочь Марецкой Маша). Празднуют! Увидели нас, ряженых – хохочут! За стол зовут. Мы обещаем вернуться и идём дальше. Рюкзак стал еще тяжелее.
    Подходим к двери знаменитого артиста Марка Исааковича Прудкина. Звоним. Дедушка запел на иврите. За дверью какой-то шорох. Затем тишина. Мы постояли и спустились на свой этаж. Зашли в дедушкину квартиру. Сразу звонок: «Сергей Владимирович, это не вы ли сейчас у нас под дверью на иврите пели? Ах, Вы? Извините, что не открыли, думали – мало ли, что? Вы уж не сочтите за труд, зайдите ещё раз. Очень хочется Вас видеть». Это жена Прудкина Екатерина Ивановна позвонила… А в конце этой замечательной ночи все собрались у Марецких – весь подъезд. Высыпали на стол всё, что наколядовали, и пир продолжался до утра. Потом это стало традицией…
    Прошли годы. Нет уже ни дедушки, ни мамы, ни Марка Исааковича Прудкина. В 2005 году я поставила спектакль «Ночь перед Рождеством»… Начинается он дедушкиной колядкой «Ирод-царь».

    Е. Образцова. «Моя семья»  // «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза», «ЭКСМО», 2006.

Н.С. Образцова на колядках. 1980- е гг.

Н.С. Образцова на колядках. 1980- е гг.

puppet

Ждем вас в нашем театре!