История создания спектакля "Король-олень"

Музей

История создания спектакля "Король-олень"

«В сибирские морозы нас грело солнце сказочного Серендиппа»...

Спектакль «Король-олень» по сказке Карло Гоцци в сценической обработке Евгения Сперанского и оформлении Бориса Тузлукова – третий спектакль Театра Образцова для взрослых. 1 октября 1940 года выпущена «Волшебная лампа Аладдина», а уже 4 октября артистов созвали на первую читку «Короля-оленя». Премьера предполагалась не позже осени 1941 года, состоялась же она 1 июня 1943 года в Новосибирске, где театр находился в эвакуации. Красивый романтический спектакль о любви создавался в суровых условиях войны и стал одним из самых заметных событий в театральной жизни послевоенной Москвы. Мы предлагаем рассказ о том, как создавался спектакль «Король-олень». Первое слово принадлежит автору пьесы и исполнителю одной из главных ролей Евгению Вениаминовичу Сперанскому.

Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень»

Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень»

  • «Война застала театр в самый разгар работы над спектаклем «Король-олень». Буйная фантазия венецианского сказочника наполняла его пьесы такими чудесами, всякого рода превращениями и перевоплощениями, что…произойти они могли только в театре кукол с его «нечеловеческими» актерами. Существенно было и то, что это предоставляло большое поле действия для специфических свойств «тростевых» кукол… 
    Уже были выполнены эскизы оформления и кукол, и несколько кукол было сделано. Они поразили участников этого спектакля изощренностью цвета, острой характерностью комических масок  и красотой трагических персонажей: короля Дерамо и Анджелы. Уже шли застольные репетиции под руководством режиссера В.А. Громова, прерванные на время гастролей театра на Дальний Восток. Но гастроли внезапно закончились, и возвращались актеры в Москву уже притихшую, затемненную». 

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

После бомбардировки Москвы. 1941 год

После бомбардировки Москвы. 1941 год

  • «…в одну из ночей бомба разорвалась на площади Маяковского, выбив воздушной волной окна и двери в здании театра. Играть стало негде, да и зрителей не было: дети эвакуировались, взрослым было не до театров. Погрузившись на пароходик «Комсомолец»… ГЦТК отчалил от одной из отдаленных набережных столицы, укрытой в целях маскировки снопами из прибрежного тростника…
    На судно грузились не только люди и их личные вещи, но и театральное имущество… Капитан закричал не своим голосом, когда прибыл еще один ящик. В этом ящике были… папки с эскизами, чертежи и готовые куклы «Короля-оленя». Если бы многие из нас знали тогда, что находилось в этом ящике, то отнеслись бы к этому по-разному: одни как к несбыточной мечте, другие как к неуместной затее  - кому был в то грозное время сказочный остров Серендипп с его наивными чудесами?»

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983
     

Эскиз куклы Олень к спектаклю «Король-олень»

Эскиз куклы Олень к спектаклю «Король-олень»

Прибытие Бригеллы. Сцена из спектакля «Король-олень». 1943 год

Прибытие Бригеллы. Сцена из спектакля «Король-олень». 1943 год

  • Александр Головин, работник постановочной части, рассказывал:

    «Большинство людей было уже на «Комсомольце», оставалась последняя ездка. Мы последний раз прошлись с Борисом Тузлуковым по опустевшему театру, зашли в мастерскую. И здесь он увидел кукол «Короля-оленя»:
    - Возьмем, - сказал он.
    - Что ты, Борис, - ответил я, - ты же знаешь, пароход перегружен, дирекция, капитан  будут ругаться! Да и во что мы их запакуем?
    - А вот в гардины…
    Мы сняли с выбитых окон гардины и завернули в них кукол. Не тут-то было: он стал вытаскивать  из груды мусора какие-то папки. Это оказались эскизы и чертежи спектакля.
    - Уж одно к одному…
    Гардин уже не хватало, но нашелся ящик. Если бы не этот случай – не было бы премьеры в Новосибирске и вообще не было бы «Короля-оленя»…
     

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Эвакуация детей, 1941-1942 годы

Эвакуация детей, 1941-1942 годы

  • «Предполагаю, что мысли о «Короле-олене» не оставляли художника и на борту «Комсомольца». Да и некоторым актерам еще продолжали сниться их несбывшиеся роли… Да, конечно, эта наивная сказка… была не ко времени, но в ней в обобщенной причудливой форме развертывалась борьба между добром и злом, светлые чувства, благородные характеры бились не на жизнь, а на смерть  с натурами низкими, преступными. Бились и побеждали. И в этой борьбе до предела обнажались человеческие души. Трагикомическая сказка Карло Гоцци таила в себе большую веру в человека».

     Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983
     

Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень»

Эскиз декорации к спектаклю «Король-олень»

Художник Борис Тузлуков с куклами из «Короля-оленя»

Художник Борис Тузлуков с куклами из «Короля-оленя»

  • «Поздней осенью… «Комсомолец» мирно вмерзал в застывающие воды реки Белой под Уфой, а ГЦТК уже прибыл на гастроли  в  Куйбышев. Это было 23 сентября 1941 года…
    Никогда не забудется вечер после спектакля, когда во время общего собрания… в номер внесли Бориса Дмитриевича Тузлукова, распростертого, недвижимого. Приступ застарелой язвы настиг его на пороге гостиницы. На этот раз было кровоизлияние где-то в области желудка. Правду говоря, многие из нас спрашивали себя: не конец ли это? Борис Дмитриевич остался в Куйбышеве в больнице, к нему вызвали жену…  
    Многое из совершавшегося тогда казалось счастливым случаем, а то и чудом. Чудом показался работникам театра один из пунктов приказа по театру от 26 апреля 1942 года: «Считать приступившим к исполнению своих обязанностей художника  театра Тузлукова Б.Д., прибывшего из города Куйбышева». Воскресший художник соединился с коллективом, когда театр работал уже на своей новой базе, в Новосибирске… Остров Серендипп с его чудесами вновь появился на горизонте театра».

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983
     

Режиссер спектакля Виктор Громов с  Сергеем Образцовым

Режиссер спектакля Виктор Громов с Сергеем Образцовым

  • «Подготовка спектакля проходила параллельно основной производственной работе. Из-за невозможности в военное время доставать нужные материалы, приходилось переделывать почти все московские эскизы кукол и декораций. Да и «воскресение» Бориса Дмитриевича оказалось временным: в июле того же 1942 года он снова в больнице. Но и в больнице не прекращает работать художник: к нему носят кукол, различные образцы тканей, спрашивают, консультируются. Заходит и режиссер В.А. Громов. 
    Впрочем, у гастролирующей группы, кочующей по крупным железнодорожным узлам и расположениям воинских частей, работа по «Королю-оленю» не прекращалась.

  • В распоряжении театра было два товарных вагона: в одном куклы и декорации, в другом люди. Но однажды «людской» товарный вагон был заменен пассажирским. В пассажирском вагоне, в купе для проводников стоял – о, чудо! – добротный устойчивый стол, которым тотчас завладел я, автор новой литературной редакции «Короля-оленя». За этим столом я сочинял тексты песен и заполнял «белые пятна» в ролях комических масок: у Гоцци роли комиков имелись только в форме сценариев, их в те времена играли импровизационно. В том же купе появилась – снова чудо! - маленькая фисгармония, и с ее помощью композитор Наталья Александрова дописывала музыку».
     

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Автор пьесы Евгений Сперанский с куклой Труффальдин

Автор пьесы Евгений Сперанский с куклой Труффальдин

Тарталья в облике Дерамо убивает свидетелей. Сцена из спектакля

Тарталья в облике Дерамо убивает свидетелей. Сцена из спектакля

  • «Наконец, наступил последний этап работы над спектаклем: в январе 1943 начались репетиции на «выгородке»… Материальная база театра в деревянном полуразрушенном здании бывшей мечети. Здесь и суждено было сделать театру и его художнику последний рывок к премьере. И сделали его на едином дыхании, работая часто ночью, в жестокие сибирские морозы. Здание плохо держало тепло, больше грело воображение солнце сказочного острова Серендипп.
    Случалось всякое в эти морозные «горячие» дни и ночи… Однажды ночью прибежала в гостиницу рабочая сцены Вера Карнаухова, обежала актерские номера, стуча в двери: «Вставайте, мечеть горит!»
    И бежали ночью работники театра по безлюдному городу, издалека увидев зарево. Несколько пожарных машин уже стояли возле здания. А затем, по колено в воде, спасали… что? «театральное имущество»? Слабовато звучит. Скорее, свои творческие замыслы, надежды, а может, и будущее театра: ведь спасали кукол и декорации «Короля-оленя»!»   

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Композитор спектакля Наталья Александрова

Композитор спектакля Наталья Александрова

  • «Дело шло к концу, режиссеру и актерам позарез нужна музыка, ее должно быть много: и эмоциональной, и иллюстративно-событийной. И в песнях будущего спектакля ей полагалось бы уже зазвучать, а инструмента у композитора нет, нет его и на репетициях. И вот однажды под вечер прибывает на телеге рояль. Исторический момент для здания мусульманской молельни. Рояль разбитый, с выщербленными клавишами, дребезжат верхи, гудят басы, педали не работают – и все же проблема решена! Долгожданный инструмент встречают овацией. 
    Со светом в этом спектакле было трудно. Остров Серендипп во что бы то ни стало должен сиять! А между тем, для сложной световой партитуры спектакля многого не хватало. Так, например, нигде не могли добыть цветных стекол для фильтров – время-то военное! Красили для этого желатин, но он недолго держался в фонарях, сгорал».

     Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Королевская охота. Сцена из спектакля

Королевская охота. Сцена из спектакля

  • «Художник в этом спектакле продолжал экспериментировать с куклами. Корпус у них теперь был твердым, из папье-маше. Это позволяло им держать форму, складки одежды не мялись, куклы сохраняли четкие контуры…
    Твердый корпус куклы доставил актерам немало хлопот. Прежде всего, он утяжелял вес куклы, кроме того, рука актера всей ладонью, почти до запястья, заключалась как бы в панцирь из папье-маше, свободным оставался лишь большой палец, управляющий движениями головы. «Душа куклы – человеческая рука», - это выражение Образцова стало фирменным знаком ГЦТК. Так вот, эта «душа» страдала: пальцы у актеров затекали, ладонь сводило судорогой. Но куклы «Короля-оленя» сами по себе были так прекрасны! Трагическая пара Дерамо – Анжела, лирический дуэт Леандро – Клариче, остро-характерные маски комиков Бригеллы, Труффальдино, трагикомический злодей Тарталья – все они взывали к актерам, просились им в душу. И актеры пошли на жертвы. Они прошли фазу физических мучений, привыкли, а затем и забыли про то, что их «руки-души» закованы в панцири из папье-маше».

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983
     

Эскиз куклы Смеральдина, 1940 год

Эскиз куклы Смеральдина, 1940 год

  • В нашем музее хранится статья режиссера В.А. Громова, тщательно восстанавливающая все этапы работы над спектаклем «Король-олень». Вот несколько выдержек из нее:
    «Кукла Смеральдина была сделана еще в Москве. Наше восторженное отношение к ней держалось до тех пор, пока мы не начали вплотную репетировать ее сцены. Тут оказалось, что кукла не оправдывает наших надежд. Несмотря на все попытки, кукла плохо разговаривала, выглядела мертво и главное, была не смешна. Это было не затруднением, а неожиданной катастрофой. Мы стали пристально, придирчиво рассматривать куклу, и поняли: очень существенно влияет на ее выразительность то, что ее головной убор черный и посажен прямо. Это придет кукле ненужную строгость, которая еще усугубляется прямыми сросшимися бровями. Мы договорились с Б. Д. Тузлуковым и внесли изменения: сделали головной убор цветным, посадили его набекрень, брови переделали на маленькие округлые и на грудь прикололи наивный цветок. Кукла сразу стала теплой, смешной и заиграла».

    В. Громов. «Работа над спектаклем «Король-олень», 1944-1945». Из рукописного фонда Музея ГАЦТК им. С.В. Образцова

Труффальдин и Смеральдина

Труффальдин и Смеральдина

  • «Из мастерской приходит кукла Труффальдино. Сложная кукла с прикрепленными к корпусу болтающимися деревянными ногами. Для чего ноги? Ведь все тростевые куклы в принципе  безногие, но  Труффальдино несколько раз присаживается, да еще обхватывает руками колени. Всего несколько раз, но как это обогащает его пластику! Ради этого стоит потаскать весь спектакль лишний груз и без того тяжелой куклы…
    Но, получив куклу из мастерской, ревниво приглядываясь и примеряясь к ней, обнаруживаю дефект: Труффальдино наклоняет голову, а она наклоняется не прямо, а набок, как будто он ослеп на один глаз и чтобы видеть, выбирает подходящую точку зрения. Очевидно, неправильно рассчитан тяж, управляющий этим движением. Иду к художнику.
    - Да, конечно, – соглашается художник. – Ты поиграй пока так, а потом переделаем.
    Репетирую «пока так», а потом… потом уж не за какие сокровища не променял бы эту неправильную голову на правильную, она придавала Труффальдино такой меланхолически недоуменный вид! Так смотрит щенок на прыгающую лягушку».

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Арест Труфальдина в покоях Анжелы

Арест Труфальдина в покоях Анжелы

  • «Еще труднее было с трагическими персонажами. Кукла короля Дерамо задумывалась художником как строгая, затянутая в торжественное парчовое одеяние. Это сделало ее малоподвижной. Выход был ясен: сделать хотя бы нижнюю часть костюма мягкой, в виде юбки, а на первый акт добавить длинный плащ. И наконец – трудности с  героиней спектакля  Анжелой. С нею было больше всего мучений: она должна быть, прежде всего, прекрасна, чтобы оправдать бурю страстей вокруг нее. Последовательно было сделано несколько вариантов...».

    В. Громов. «Работа над спектаклем «Король-олень», 1944-1945». Из рукописного фонда Музея ГАЦТК им. С.В. Образцова
     

Эскиз куклы Тарталья. 1940 год

Эскиз куклы Тарталья. 1940 год

  • «Вот узкая темная выточенная из дерева ладонь Тартальи, четыре пальца сложены вместе, они слегка смоделированы, а указательный – удлинен и слегка отделен от остальных. Зачем? Художник явно что-то подсказывает актеру. И правда: Тарталья – премьер-министр, хотя и сказочный. Он должен много думать и поэтому, естественно, может прикладывать палец ко лбу. При этом он еще и указывает…
    Тарталья – в темных очках. Очки - обязательная принадлежность этой маски, признак «учености», но, может быть, у художника были и другие мотивы? Возможно, он носит очки для того, чтобы скрыть зловещий блеск глаз? Очки для видимости, и, стало быть, мешающие видеть. И вот актер поддевает вытянутым указательным пальцем дужку очков и сдвигает их на лоб… В сцене, где король Дерамо демонстрировал свою способность к перевоплощению, очки у Тартальи лезли на лоб уже сами собой, ассоциируясь с выражением «глаза на лоб полезли», да и полезут глаза на лоб, если у тебя на глазах олень заговорил человеческим голосом!»
     

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Сцена из спектакля

Сцена из спектакля

  • «Премьера была сыграна в Новосибирске  1 июня 1943 года. Что же это был за спектакль?
    У Карло Гоцци действие пьесы происходит на безвестном острове Серендипп, в сказочном царстве короля  Дерамо. Она вполне могла быть разыграна в условно-ироническом плане… однако, в годы войны ирония не срабатывала. Участников спектакля увлекали благородные порывы трагических героев спектакля – Дерамо и Анжелы. Новая редакция пьесы тоже пошла по прямому пути, не сбиваясь на иронию. Художник перенес остров Серендипп в Италию эпохи раннего Возрождения,  и общее оформление получило локальный знак эпохи: причудливая фантазия Гоцци входила в границы новой реальности. Пьеса К. Гоцци обрела в спектакле большую человеческую теплоту и значительность. В зримых, пластических образах развертывалась в спектакле тема верности в любви, перекликаясь с общей верой дней войны: 
    «Жди меня и я вернусь.
    Только очень жди…».

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, ВТО, 1983

Телеграмма С. Образцову о премьере спектакля «Король-олень»

Телеграмма С. Образцову о премьере спектакля «Король-олень»

  • «Победно прозвучали в увертюре трубы оркестра Ленинградской филармонии. Ее оркестранты пришли театру на помощь – в оркестре ГЦТК не хватало музыкантов. На премьеру пришли москвичи, ленинградцы, киевляне, эвакуированные в Новосибирск. Людям, уставшим от тяжких условий военного быта, истосковавшимся по родным местам, живущим в вечной тревоге  за своих близких на фронте, этот спектакль казался окном, приоткрытым в новую мирную жизнь, которая была уже не за горами». 

    Е. Сперанский. «Повесть о странном жанре». – М., ВТО, 1971
     

Финал спектакля «Король-олень»

Финал спектакля «Король-олень»

Съемки спектакля «Король-олень» для Центрального телевидения. 1960 год

Съемки спектакля «Король-олень» для Центрального телевидения. 1960 год

  • В 1960 году «Король-олень» был показан по Центральному телевидению. Это был первый в нашей стране показ играющей куклы с телеэкранов, положивший начало кукольному телевидению.
    «Волновались и переживали все: и съемочная группа, и артисты, и сам руководитель театра. По-прежнему всех беспокоил только один вопрос, как будут выглядеть куклы на экране. Не оттолкнут ли юного телезрителя неподвижные глаза и нарисованный рот, волосы из мочала и небольшая амплитуда движений персонажа. Поверят ли ребята в искренность героев на телеэкране. Не «разоблачит» ли крупный план отсутствие мимики?... Но в чем точно были уверены, так это в том, что волшебные превращения персонажей обязательно получатся хорошо. Поэтому над превращениями думала и колдовала вся творческая бригада. Нужный эффект был достигнут плавной сменой изображений в кадре. Получилось великолепно! Куклы были как живые.

  • В момент прямого эфира, находясь в аппаратной, С. В. Образцов пришел в ярость, когда во время передачи работники инженерной службы чересчур громко обсуждали какие-то технические вопросы телевизионного показа. Руководитель театра вступился за режиссерско-операторскую группу, которая в этот момент вместе с актерами театра кукол должна была творить и создавать «живое» действо. В этот момент С. В. Образцов защищал рождающее искусство телевидения и кукол, которым суждено было жить на экране».

    А. Мурашёва. «Великая команда «Баю-бай!» - М, 2004

puppet

Ждем вас в театре всегда!