Кунсткамера Сергея Образцова

Музей

Кунсткамера Сергея Образцова

«Кунсткамера» - это первый российский музей, который основал Пётр I. Находится Кунсткамера в Петербурге.
В Москве тоже есть кунсткамера. Она находится в обычной квартире в Доме артистов МХАТа в Глинищевском переулке.  Но официальное её название - Музей-квартира С.В. Образцова.
Сергей Владимирович прожил здесь почти всю жизнь – с 1938 по 1992 год. Человек удивительной профессии, он окружал себя удивительными вещами. Со временем этих удивительных  вещей в квартире Образцова стало очень много, и он в шутку начал называть своё жилище «кунсткамерой», по аналогии со знаменитым петербургским музеем. Сергей Владимирович даже написал для детей книгу о своей домашней коллекции и назвал её «Моя Кунсткамера».

Маски львов. Китай, 1950-е годы.

Маски львов. Китай, 1950-е годы.

  • «Над входом в квартиру - голова льва для карнавального «танца львов». Льва изображают два актёра, одетые в штаны и башмаки, отделанные мехом или волосом. Один из актёров управляет головой, второй, наклонившись, держит за талию первого, при этом оба накрыты попоной. «Танец львов» требует танцевального мастерства и особой слаженности действий актёров.
    Этот «танец львов» исполняется в Китае при встрече Нового года. Когда-то львы были призваны отпугивать злых духов, однако постепенно обрядовое значение танца забылось, и он стал просто зрелищем.  
    В  1952 году С.В. Образцов в составе концертной бригады отправился на гастроли в Китай. На каждой станции по пути следования артистов встречали  народные шествия, в которых непременно участвовали танцующие львы. Образцов описал «танец львов» и многое другое в своей книге «Театр китайского народа» (М, 1956)».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Сергей Образцов с масками. 1950-е годы.

Сергей Образцов с масками. 1950-е годы.

«Уголок рукодельниц» в гостиной.

«Уголок рукодельниц» в гостиной.

  • «В гостиной есть уголок, где  собраны старинные вышивки шёлком и бисером. В России конца XVIII – начала XIX веков вышивание бисером стало любимым видом досуга дворянок. Бисером украшали кошельки, одежду, шкатулки и многое другое. В коллекции С.В. Образцова есть несколько вышитых бисером обложек для записных книжек.  Старинный бисер  так мелок, что в него не пройдёт ни одна иголка. Чтобы вышивать таким бисером, нужно было нанизать бусинку на конский волос, вставить волос в иголку, пришить бусинку, затем снять иголку и нанизать новую бусину. Для изготовления даже маленького кошелёчка понадобился бы не один день. А ведь бисером вышивали целые картины! Остается только позавидовать терпению и трудолюбию русских мастериц».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Обложка записной книжки, вышитая бисером. Россия, I пол. XIX века.

Обложка записной книжки, вышитая бисером. Россия, I пол. XIX века.

Кошелёк, вышитый волосами. Россия, I пол. XIX века.

Кошелёк, вышитый волосами. Россия, I пол. XIX века.

  • «В старину вышивали не только бисером и нитками. Вот на стенке два кошелька. На одном вышиты пастушка, овцы и корабль у стен крепости. На втором изображена встреча Петра I и Екатерины. Надпись по-французски гласит: «Ключ только у тебя». Кошельки сделали девушки для своих женихов, а для вышивки взяли свои собственные волосы.
    Традиция хранить волосы любимого человека была широко распространена в Европе и в России. В основе традиции лежит древнее поверье, что волосы несут в себе частицу души. Отсюда, например, пошло правило не разбрасывать вычесанные волосы, чтобы злой человек не мог причинить вреда их владельцу. Кроме того, считалось, что с помощью волос возможен и любовный приворот. Вещь, вышитая собственным волосом, могла служить своего рода «присушкой» для любимого».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Кошелёк, вышитый волосами. Россия, I пол. XIX века.

Кошелёк, вышитый волосами. Россия, I пол. XIX века.

Пейзаж из бумаги. Россия, 1830-е годы.

Пейзаж из бумаги. Россия, 1830-е годы.

  • «Помимо вышивания русские дамы увлекались вырезанием из бумаги. В коллекции Сергея Владимировича хранятся два пейзажа, выполненные примерно в одно время. Удивительно, с каким мастерством на этих картинах вырезан каждый листик на дереве, каждая травинка, каждая деталь в украшении беседок. Даже на фотографиях видно, что картины не плоские, а объёмные, что свидетельствует об истинном мастерстве авторов».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Пейзаж из бумаги. Россия, 1830-е годы.

Пейзаж из бумаги. Россия, 1830-е годы.

Работа императрицы Марии Фёдоровны. Россия, конец XVIII-начало XIX века.

Работа императрицы Марии Фёдоровны. Россия, конец XVIII-начало XIX века.

  • «Ещё одна картина тонкой работы вырезана из листа бумаги и наклеена на шёлк. На обороте её надпись:  «Работа изъ бумаги имп. Марии Фёдоровны, жены Павла iзъ собрания Е. И.В. Вел. Кн. Константина Павловича».
    Мария Фёдоровна, урожденная принцесса Вюртембергская (1759 - 1828) была искусной рукодельницей. Она умела рисовать, резать из кости и камня, даже чеканила медали по собственным эскизам. Сохранилось несколько записок, в которых Екатерина II благодарит невестку за подарки, сделанные собственноручно. В Павловском дворце–музее хранятся шахматы и бильярдные шары, выточенные руками Марии Фёдоровны, количество же утраченных её работ теперь уже не узнать. Одно из рукоделий Марии Фёдоровны случайно  попало в коллекцию Сергея Владимировича Образцова, и теперь мы можем полюбоваться им».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Часы «Дерево с птицами». Франция, середина XIX века.

Часы «Дерево с птицами». Франция, середина XIX века.

  • «Ещё одно чудо находится в гостиной. Это часы, которые подарила Сергею Владимировичу жена. Часы помещены в чёрный корпус в виде ящика. На корпусе под стеклянным колпаком установлено дерево с листьями и цветами. На ветках дерева сидят птички из настоящих перьев. Из-под дерева бежит стеклянный ручеёк и впадает в «море», по которому идёт колёсный пароход. При взведении пружины птички машут крыльями и перемещаются с ветки на ветку, пароходик качается, а ручеёк начинает переливаться. Одновременно слышно пение птичек и музыка».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

А. Гончаров. «Портрет О.А. Образцовой-Шагановой». 1930-е годы.

А. Гончаров. «Портрет О.А. Образцовой-Шагановой». 1930-е годы.

  • Над роялем висит портрет О. А. Образцовой - Шагановой (1902-1989), жены С.В. Образцова. Портрет написал,  по просьбе Сергея Владимировича, Андрей Гончаров. 
    Андрей Дмитриевич Гончаров (1903-1979) – график, автор иллюстраций к произведениям Шекспира, Петрарки, Лопе-де-Вега, Ф.М. Достоевского и других писателей. Учился во ВХУТЕМАСе с 1918 по 1927 год. Вот что пишет С. Образцов:
    «Я поступил во ВХУТЕМАС как только окончил реальное училище, весной семнадцатого года. ВХУТЕМАС – это бывшая школа живописи, ваяния и зодчества.  Каждый студент учится у своего мастера, а теоретический курсу всех один. У Машкова учится какой-то мальчишка, Андрей Гончаров. Шумный, черноглазый, в клетчатых штанах, сшитых матерью из пледа. Вскакивает на табуретку и кричит: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
    С тех пор и до самой его смерти мы дружили. Замечательный из него получился график и не менее замечательный живописец».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987.

И. Слоним. «Образцов с куклами». 1948 год.

И. Слоним. «Образцов с куклами». 1948 год.

  • «Фарфоровая статуэтка, изображающая С. В. Образцова перед ширмой, с куклами кошек на руках, выполнена по модели скульптора И.Л. Слонима. Слоним Илья Львович (1906 - 1973) - автор многочисленных композиций в жанре мелкой пластики. С 1924 по 1929 год Слоним учился во ВХУТЕМАСе, где одним из его учителей был создатель первых в России тростевых кукол Иван Ефимов. Конечно же, Илья Львович был знаком с Сергеем Владимировичем и неоднократно видел его концертные выступления. Он вылепил два скульптурных портрета Образцова с куклами, с которых затем изготовили промышленные копии. Статуэтка, изображающая Образцова с куклой Кармен (1947) сделана на заводе в городе Гусь- Хрустальном, а та, что с кошками (1948), - на Ленинградском фарфоровом заводе. Копии скульптур находятся в Третьяковской галерее, а также в Музее керамики в Кусково».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Куклы «Спейбл» и «Гурвинек». Чехословакия, 1940-е годы.

Куклы «Спейбл» и «Гурвинек». Чехословакия, 1940-е годы.

  • «В одной из витрин, находящихся в гостиной - марионетки, изображающие человечков с оттопыренными ушами. Это Спейбл и его сынишка Гурвинек. Их придумал профессор Йозеф Скупа, основатель первого в Европе профессионального театра кукол, учитель всех остальных чешских кукольников.  Вырезанные из дерева, но имеющие благодаря Скупе живые души, Спейбл и Гурвинек стали любимцами чешских и словацких детей.  Вся игра этих персонажей построена на комических диалогах, в которых отец поучает хитрого и смышлёного сына, а тот своими вопросами постоянно ставит отца в тупик.

  • С.В. Образцов побывал в театре Скупы ещё в 1924 году, когда ездил на гастроли в составе труппы МХАТа 2-го. Там Сергей Владимирович впервые увидел спектакль с марионетками и поразился мастерству, с которым чешские актёры управляли куклами. Вторая встреча произошла уже после войны, когда сам Образцов стал признанным мастером кукольного театра. Тогда-то пан Скупа и подарил Сергею Владимировичу Спейбла и Гурвинека».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Сергей Образцов с Йозефом Скупой. 1948 год.

Сергей Образцов с Йозефом Скупой. 1948 год.

Кукла «Буратино». 1939 год.

Кукла «Буратино». 1939 год.

  • Ольга Александровна Образцова-Шаганова была актрисой.  Самая крупная её работа - роль Буратино в фильме А. Птушко «Золотой ключик» (1939). Об этом Ольга Александровна написала в своей книге «Золотой ключик. Записки Буратино» (М, 1940). Книга раскрывает хитрые приёмы, с помощью которых режиссёр воплотил на экране сказку, где куклы действуют  наравне с людьми. Буратино, Пьеро и Мальвину играли люди в специальных костюмах, но для многих сцен понадобились куклы–дублёры. Одна из таких кукол хранится в нашем музее. Эта кукла снималась в сцене, в которой папа Карло мастерит Буратино. Ольга  Александровна привезла куклу со съёмок – на память.

На съёмках фильма «Золотой ключик». 1939-1940 годы.

На съёмках фильма «Золотой ключик». 1939-1940 годы.

Кукла «Негра Малукка». Бразилия, 1950-е годы.

Кукла «Негра Малукка». Бразилия, 1950-е годы.

  • «Ещё одна кукла,  находящаяся в  коллекции – память о  борьбе за мир.  С.В. Образцов состоял во Всемирном  Совете Мира и участвовал в его международных конгрессах. На одном из заседаний Совета он познакомился с представителем Бразилии врачом Кондором. При следующей встрече на пленуме Всемирного Совета Мира доктор Кондор подарил Образцову бразильскую куклу. Кукла изображает персонаж бразильской народной песни – «негру Малукку». Вот как о ней поют:
    «Я сидел и играл в синукка, и вдруг пришла негра Малукка. Она несла на руках ребёнка и говорила всем, что это мой сын. Все кругом стали смеяться, а она говорила: «Полюбуйся, что дал тебе Бог». Никогда в жизни мне не было так стыдно. Ну почему же мне так не везёт….».
    В Бразилии негритянка Малукка считается недобрым вестником, её имя стало нарицательным в значении «Постыдная тайна».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Теневая фигура «Равана». Индия, 1950-е годы.

Теневая фигура «Равана». Индия, 1950-е годы.

  • «Первое, что бросается в глаза тем, кто входит на кухню – деревянная стенка. В ней проделаны окна, а в окнах выставлены фигуры театра теней. В середине - огромная фигура фантастического существа с человеческим телом и лицом. На плечах существа по обе стороны головы - по четыре головы меньшего размера, с одинаковыми лицами. От предплечий растут маленькие ручки с ладонями. Это демон Равана, враг царевича Рамы. Об их борьбе рассказывает индийский эпос «Рамаяна».
    Фигура взята из традиционного театра теней, который в Индии называется «тогалу бомбе». Представления «тогалу бомбе» состоят из чтения, которое сопровождается показом кожаных картин».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Теневые фигуры «ваянг-пурво». Индонезия, середина ХХ века.

Теневые фигуры «ваянг-пурво». Индонезия, середина ХХ века.

  • «В соседнем окошке развешены изящные, почти ювелирной работы фигуры индонезийского театра «ваянг-пурво». Театр «ваянг-пурво» возник при дворе яванских императоров около Х века как обрядовое действо, а затем получил широкое распространение по всей Индонезии. В основе представления «ваянг-пурво» цикл песен о царевичах из родов Пандово и Курово, об их приключениях и борьбе за власть.
    Представления «ваянг-пурво» являются частью индонезийских праздников, причем для каждого случая (рождение ребёнка, свадьба, события государственной важности) подбирается соответствующий сюжет».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Теневая фигура «Карагёз». Турция, середина ХХ века.

Теневая фигура «Карагёз». Турция, середина ХХ века.

  • «Рядом с фигурами «ваянг-пурво» примостился Карагёз, горбатый человечек с острой бородкой, в колпаке и коротких штанах. «Карагёз», что в переводе с турецкого значит «Чёрный глаз» – шут, герой уличного театра в Турции. Турки завезли театр теней в Грецию, где Карагёз прижился под именем Карагиозиса. На греческой земле Карагиозис стал соратником Александра Македонского. Он сражается с завоевателями Греции, однако при этом дерётся чайником и другими неподходящими предметами, как его турецкий собрат». 

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Теневая фигура «Хануман». Таиланд, середина ХХ века.

Теневая фигура «Хануман». Таиланд, середина ХХ века.

  • «Фигура ещё одного театра теней из-за своих размеров не вошла в стенд. Она изображает Ханумана - обезьяньего полководца. 
    Такие фигуры использовались в традиционном тайском театре «нанг яй» - театре динамичных картин. Представления «нанг яй» основаны на сюжете «Рамаяны», только в местной интерпретации. Так, в прочтении тайских кукольников роль царевича Рамы сводится к ликованию или скорби, а ведущим персонажем становится полководец обезьян Хануман - хитрый, ловкий, талантливый стратег и любимец женщин. Форма представления «нанг яй» также отличается от привычных форм театра теней. Игра идёт перед экраном. Кукольники выходят на помост, держа фигуры над головой. Основное выразительное средство «нанг яй» - танец актёров, причем каждое движение в танце имеет свой смысл и значение».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Маски в кабинете Сергея Образцова.

Маски в кабинете Сергея Образцова.

  • В кабинете, где жил и работал С. В. Образцов,  прямо  над диваном развешены обрядовые маски древних народов,  «родственники театральных кукол», как называл их Сергей Владимирович.
    Первые маски с Берега Слоновой Кости Сергей Владимирович купил на аукционе в Нью-Йорке в 1964 году. А эта золочёная маска с крыльями изображает мифическую птицу Гаруду. Приехала маска с острова Цейлон. Зимой 2005/2006 года «Гаруда» вместе с другими масками из коллекции Образцова побывала на выставке «Маски. От мифа к карнавалу», которую проводил Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Маска «Птица Гаруда».  Цейлон, ХХ век.

Маска «Птица Гаруда». Цейлон, ХХ век.

Скульптура «Как мыши кота хоронили». Россия, Богородское, нач.ХХ века..

Скульптура «Как мыши кота хоронили». Россия, Богородское, нач.ХХ века..

  • «В специальной витрине в кабинете выставлена деревянная скульптура работы богородских мастеров. Она изображает похоронную процессию мышей, везущих на дровнях кота со связанными лапами. Сюжет скульптуры взят с лубочной картинки «Как мыши кота хоронили».
    Лубок появился вскоре после смерти Петра I в 1725 году. Его автором считается старообрядец Василий Корень. Он был противником петровских реформ, даже выпускал карикатуры на царя Петра.
    Создание скульптуры относится к самому началу ХХ века. В это время художник и педагог Н.Д. Бартрам, энтузиаст возрождения русской народной игрушки, предложил богородским мастерам использовать для своих работ рисунки и гравюры художников, в том числе лубочные картинки. На нашей скульптуре видны и мышь с военным барабаном на спине, и «чюрилки», что «в дудки играют, а ладу не знают», и мыши, несущие «ушат доброго вина», и «мышка, что тянет табачишко». 

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Корень дерева. Китай, 1952 год.

Корень дерева. Китай, 1952 год.

  • «На одной из полок стояло странное сооружение, состоящее из хорошо отполированных кривых красно-коричневых корней.  При ближайшем рассмотрении выяснилось, что всё это сооружение разбирается на части и каждая часть представляет собой нечто самостоятельное. Нижний корень был похож на большую чашу. Другой корень напоминал изогнувшегося дракона, третий – осьминога, четвертый – золотую рыбку с развевающимся хвостом. В целях экономии места в чемодане я выбрал самый маленький: он похож на цветок лотоса. 
    Удивительными произведениями природы китайцы наслаждаются, как произведениями искусства».

    С. Образцов. «Театр китайского народа». – М, 1956.

Флакон, расписанный изнутри. Китай, 1952 год.

Флакон, расписанный изнутри. Китай, 1952 год.

  • «На народном рынке в Пекине продавались старинные табакерки для нюхательного табака, представлявшие из себя маленькие стеклянные флакончики, покрытые иероглифами или же тонкими цветными рисунками человеческих фигур, пейзажей, сказочных или бытовых сцен.
    Взяв один из флакончиков с прилавка и не найдя в нём ничего примечательного, я положил его обратно. Тогда продавец заставил меня погладить флакончик пальцем по его абсолютно гладкой поверхности. Оказывается, и иероглифическая надпись, и рисунок были сделаны не с внешней, а с внутренней стороны флакона. Следовательно, художник должен был создавать этот рисунок, проникая кисточкой через очень узенькое горлышко, диаметр которого измеряется несколькими миллиметрами».

    С. Образцов. «Театр китайского народа». – М, 1956.

Часы «Обезьяний оркестр». Германия или Франция, XVIII век.

Часы «Обезьяний оркестр». Германия или Франция, XVIII век.

  • В книжный шкаф справа от входа в кабинет встроен «Обезьяний оркестр» с часами. Сергей Владимирович купил его случайно. Ему позвонили и сказали: знаете, в одном учреждении есть вот такая замечательная вещь, если хотите, можете её забрать. А ведь это XVIII век! Интерьер в них отреставрирован, а костюмы остались нетронутыми. Когда Сергей Владимирович заводил часы, обезьянки играли на инструментах, хлопали глазками, вертели головками.

Сергей Владимирович заводит обезьянок.

Сергей Владимирович заводит обезьянок.

Свистулька из раскопок в Коломенском. XVII  век.

Свистулька из раскопок в Коломенском. XVII век.

  • «Народные игрушки из разных  стран мира составляют, по меньшей мере, половину коллекции С.В. Образцова. Самая древняя из них – глиняная свистулька XVII века, найденная при раскопках в селе Коломенском. Свистулька выполнена в виде фигуры женщины с ребёнком на руках. Она как бы напоминала своей маленькой владелице: «Свисти-веселись, но скорей за ум берись».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Традиционные игрушки «Кокэси». Япония, ХХ век.

Традиционные игрушки «Кокэси». Япония, ХХ век.

  • Неслучайно в дом С.В. Образцова попали сувениры из Японии. Театр гастролировал в Японии трижды, и каждый раз Сергей Владимирович поражался удивительной  культуре японцев и восхищался их отзывчивостью. 
    «Каждый спектакль и каждый концерт, естественно, завершался моими прощальными словами и ответной реакцией зрителей. В Хиросиме я пожелал счастья всем моим зрителям и особенно их детям. Пусть никогда не придется испытать им того, что испытали их дедушки и бабушки! Пусть дети не боятся неба! Пусть с него будет светить солнце и никогда не упадёт смерть! И тут вдруг в первом ряду встал юноша и посмотрел на девушку, сидевшую рядом с ним. Девушка смущённо поднялась, и он погладил ей живот. Это была его жена. Беременная.… Значит, я пожелал счастья ещё не родившемуся японцу. Вот и живут в моём сердце два молодых японца из Хиросимы. Они для меня  весь народ Японии, которому я желаю счастья и мира!»

    С. Образцов. «По ступенькам памяти» - М, 1987.

Выступление С. Образцова в Японии. 1984 год.

Выступление С. Образцова в Японии. 1984 год.

Игрушка «Тай Гурума». Япония, ХХ век.

Игрушка «Тай Гурума». Япония, ХХ век.

  • «Конечно же, Сергей Владимирович не мог обойти вниманием игрушки, которыми много веков играли японские дети. Среди них – деревянная каталка в виде рыбки. Игрушка изображает Тай Гурума, что по-японски означает «Царь рыб».  По японским  поверьям Тай Гурума  связан с богом счастья и достатка Эбису, поэтому изображение Царя рыб считается символом счастья. Игрушки, изображающие Тай Гурума, продавались на острове Кюсю во время праздника Фудзи».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Игрушка «Буйвол». Япония, ХХ век.

Игрушка «Буйвол». Япония, ХХ век.

  • «Другая игрушка, сделанная из папье-маше, изображает бычка с широким телом и короткими ногами. Голова бычка прикреплена к туловищу на нитке и может качаться. Такие игрушки из папье-маше изготавливали в японском селении Деко Ясики. Они изображают символы 12 знаков восточного гороскопа. Любопытно, что название «Деко» (в переводе с японского «пустоголовый») первоначально было обозначением игрушки из папье-маше. Впоследствии прозвище «пустоголовые» закрепилось за мастерами, которые делали игрушки, а затем вошло в название деревни».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Фигурки из сыра. Западная Украина, ХХ век.

Фигурки из сыра. Западная Украина, ХХ век.

  • «Вылепленные из сыра фигурки всадников  приехали с Западной Украины. Обычай делать игрушки из съедобных материалов распространён во всем  мире. Ещё ацтеки – исконные жители Мексики, до завоевания испанцами, - лепили из кукурузного теста фигуру верховного божества Уицилопочтли. После исполнения религиозных обрядов её съедали на праздничной трапезе. Сахарные и пряничные игрушки делают жители Испании, Португалии, Эквадора и Боливии. В средневековой Англии и Германии пекли кукол из пресного теста. В Греции на Пасху дарили пряничных человечков, держащих в руках крашеное яйцо, на Сицилии до сих пор жива традиция изготовления кукол из сладкого миндального теста. Во многих русских городах изготавливали пряники в виде зверей и птиц, причем предназначались они не только для детей. Парень, желая познакомиться с девушкой, должен был подарить ей пряники, иначе его ухаживания отвергались сразу».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

«Сливовый человечек». Германия, 1963 год.

«Сливовый человечек». Германия, 1963 год.

  • «В гостиной хранится ещё один вкусный подарок - «Сливовый человечек», его дарят друг другу на  Рождество жители Германии. Как видно из названия, «сливовых человечков» делают из чернослива, нанизанного на проволочный каркас.
    «Сливовый человечек» изображает трубочиста, встреча с которым, по поверьям, приносит удачу. Конечно, такой подарок хочется сохранить на память, но это трудно. И вот художник Петер Уснер придумал делать «Сливового человечка» из деревянных шариков. Придумка Уснера получила первый приз на ежегодной рождественской ярмарке в Дрездене в 1963 году. Ведь деревянного человечка можно хранить как угодно долго и даже увезти в другую страну».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

С. Образцов с детьми в музее ГАЦТК. 1980-е годы.

С. Образцов с детьми в музее ГАЦТК. 1980-е годы.

  • «Образцов и дети – это отдельная большая тема. Собственно, всё, что делал Сергей Владимирович, он делал ради них и для них. Дети отвечали ему взаимностью. Надо было видеть восторженные и удивлённые глаза ребят, когда они общались с великим мастером и сказочником Образцовым.
    В нашей коллекции есть игрушки, подаренные Сергею Владимировичу маленькими зрителями. Многие из них сделаны собственными руками. Вот, например, вылепленные из глины и покрытые глазурью фигурки ежа и крокодила. Их преподнесли Сергею Владимировичу девочки 5 и 6 лет из поселка Терскол в Кабардино-Балкарии».

    «Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В. Образцова». – М, 2005.

Игрушки «Ёжик» и «Крокодил»  - подарки благодарных зрительниц.

Игрушки «Ёжик» и «Крокодил» - подарки благодарных зрительниц.

Куколка из кукурузы. Болгария, ХХ век.

Куколка из кукурузы. Болгария, ХХ век.

  • «Ничего особенно драгоценного нет в моей Кунсткамере, - написал Образцов в своей книге. - А я люблю мою Кунсткамеру и ещё считаю её драгоценной. Почему? Потому что каждая вещь, каждая игрушка о людях говорит. О детях разных стран и разных-разных лет. Я беру в руки глиняную куколку. Триста лет назад какая-то русская девочка эту куклу в кулачке держала. А уж любила–то наверняка. Вот за это и я её через триста лет люблю.
    А простенькую куколку из кукурузы какая-то болгарская девочка качала. В тряпочку, как в простынку заворачивала. Я был в Болгарии. Люблю эту страну, и мне приятно думать, что кукла эта в Болгарии родилась. 
    Я кручу ручку французской шарманки и переношусь в XIX век, слушаю музыку на парижском бульваре. Расставляю индийских слонов и птиц – вспоминаю Индию и индийских ребятишек. Расставляю глиняных лошадей и коров – вижу нашу русскую деревню. Вот за что я люблю мою Кунсткамеру!»

    С. Образцов. «Моя кунсткамера». – М, 1990.

Фигурки индийских танцовщиц из собрания С. Образцова

Фигурки индийских танцовщиц из собрания С. Образцова

puppet

Ждем вас в театре всегда!