Александра Горбунова: «Мы, актёры-кукольники, – люди без возраста»

Музей

Александра Горбунова: «Мы, актёры-кукольники, – люди без возраста»

14 марта 2025 года отмечает свой юбилей заслуженная артистка РФ Александра Дмитриевна Горбунова. Придя в ГАЦТК в 1976 году, Александра Горбунова была введена в спектакли «золотого фонда» - на роли Бабушки и Фимки в «Веселых медвежатах» и Несмеяны в легендарной постановке «По щучьему веленью», получила партии Дрессировщицы, Французской певицы и тангистки в «Необыкновенном концерте». Эти роли Александра Дмитриевна играла много лет. Исполняла она и премьерные роли, как партии с куклами (принцесса Виттория в спектакле «Принцесса и Эхо», Оксана в «Ночи перед Рождеством», Игуменья в «Комедии ошибок», Скирина в «Турандот»), так и требующие работы в «живом плане», от Алёнки в спектакле «Хитрый Ёжик» до Бабушки в спектакле «Гулял по улице щенок».
Александру Дмитриевну любят и уважают в театре. Мы поздравляем её и желаем новых интересных ролей.

Юная Александра

Юная Александра

  • Я воспитана на традициях этого театра

    Рассказывает А. Д. Горбунова:
    «С 1962 по 1967 год я занималась в кружке у заслуженного артиста Павла Георгиевича Мелисарато и его жены Галины Нестеровны.  Это была настоящая школа! Первое, с чего мы начинали занятие – с дикции. Потом у нас были певческие уроки. С куклой мы работали так: отрабатывали, как кукла садится, встает, поворачивается. Все законы кукольного театра нам преподавала Галина Нестеровна. Мы и на шариках занимались, и с петрушечной куклой. Нам в кружок отдавали кукол, списанных из театра. Многое мы делали сами - нас учили делать кукол из папье-маше. Галина Нестеровна подготовила меня в драматическую школу Центрального детского театра и познакомила с Ириной Евгеньевной Мазинг. 

  •  

    Когда я поступала в театр, Мелиссарато и Мазинг сказали мне: «Не вздумай сказать, что ты занималась в кружке у Мелиссарато. Образцов не возьмёт». Образцов не терпел блата,  если ему говорили: «Возьми такого-то» -  он назло не брал. И когда я сыграла первую роль – меня ввели на Несмеяну – Образцов подошёл и спросил: «Откуда у Вас такие навыки по работе с куклой?» Тут-то я ему и призналась, что шесть лет занималась у Мелиссарато».

    «Система Образцова: Опыт трансляции». // «Театр чудес», № 1 (23) за 2016 год.

А. Горбунова с куклой Фимка, спектакль «Весёлые медвежата», фото 1978 года.

А. Горбунова с куклой Фимка, спектакль «Весёлые медвежата», фото 1978 года.

Сцена из спектакля «Хитрый Ёжик», 1979 год.

Сцена из спектакля «Хитрый Ёжик», 1979 год.

  • Говорите со зрителями как со своей дочкой

    Рассказывает А. Д. Горбунова:
    «1979 год. Труппа уехала на гастроли в Японию, а мы, молодые актёры, остались и возобновляли спектакль «Хитрый Ёжик». Ставила Ева Ефремовна Синельникова.  Вот прошёл месяц, как мы начали работать, Сергей Владимирович вернулся в Москву и пришёл на репетицию «Хитрого Ёжика». Он просто молча сидел и смотрел, как мы работаем. А потом минут десять говорил, что нам нужно делать и куда двигаться. Я играла Алёнку в живом плане, и у меня был постоянный диалог со зрителями. Сергей Владимирович сказал мне единственную фразу: «Вы разговаривайте со мной, как Вы разговариваете со своей дочкой». Моей дочке в то время было два года и шесть месяцев. Я говорю: 
    - Мы с ней общаемся, как со взрослой. Мы не сюсюкаем. 
    – Вот и попробуйте разговаривать со зрителями так, как будто это Ваши одноклассники. По-свойски, по-дружески. Призывайте их в соучастники и старайтесь с ними договариваться».

    Интервью для материала «Система Образцова: Опыт трансляции» (2016 год) хранится в Музее ГАЦТК.

Сцена из спектакля «Хитрый Ёжик», 1979 год.

Сцена из спектакля «Хитрый Ёжик», 1979 год.

А. Горбунова, Г. Кочармин и Ю. Лябихов репетируют спектакль «Какой счёт?», 1978 год.

А. Горбунова, Г. Кочармин и Ю. Лябихов репетируют спектакль «Какой счёт?», 1978 год.

  • Спорт, спорт, спорт!

    В спектакле «Какой счёт?» (1979), поставленном к Олимпиаде-80, Александра Горбунова сыграла Фигуристку и Корреспондентку. В этом спектакле по эскизам Алины Спешневой, использовались планшетные куклы. Работа с ними требовала от актёров особо слаженных действий, а также безупречной пластики – ведь актёры были видимы на сцене.

Сцена из спектакля «Какой счёт?», 1979 год.

Сцена из спектакля «Какой счёт?», 1979 год.

Сцена из спектакля «Полоумный Журден», 1984 год.

Сцена из спектакля «Полоумный Журден», 1984 год.

  • Журден и девушка со скрипкой

    Рассказывает А.Д. Горбунова:
    «Мы работали на спектакле «Полоумный Журден» (1984).  Его начинал ставить Самодур, но что-то не понравилось Сергею Владимировичу и он решил ставить сам. Он поменял актеров, и мы работали с  Сергеем Владимировичем. Тогда как раз я была в живом плане, одна из ведущих. У него было требование: чтобы мы выходили в живом плане, но были дополнением к тому, что происходит на сцене». 

    Интервью для материала «Система Образцова: Опыт трансляции» хранится в Музее ГАЦТК. 

  •  

     

    «Вместе с кукольной госпожой Журден (Г. Бадич), кукольной Люсиль (Л. Разорёнова), вместе с актёрами – слугами просцениума Н. Самошиной, А. Горбуновой, Н. Жеренковым и С. Тепером, остроумно и весело исполняющими лирические и сатирические песни, мы смеёмся над «полоумными», которые забыли законы совести, да и просто здравый смысл».

    Н. Смирнова. «Журден и другие» // «Советская культура», 24. 01. 1984.

С. Образцов с участниками спектакля «Полоумный Журден» на фестивале в Дрездене, 1984 год.

С. Образцов с участниками спектакля «Полоумный Журден» на фестивале в Дрездене, 1984 год.

Бабушка, Внук и Сова. Спектакль «Гулял по улице Щенок», 2013 год.

Бабушка, Внук и Сова. Спектакль «Гулял по улице Щенок», 2013 год.

  • Огненная бабушка

    «Придумок, щедро представленных во «Все другие и собака», могла бы хватить на несколько спектаклей. Одна из них могла быть о мудрой сове, развернувшей свои крылья на полсцены. Актриса Александра Горбунова, играющая Бабушку, таинственным голосом поведала: «Чем больше она замечала, тем дольше она молчала». Волшебная птица – хранительница леса с его неведомыми силами.
    Бабушка с дедушкой (Андрей Нечаев) проникают даже в Алёшкины сны. Да, это они в образах мистера и миссис Бокли украли мешок орехов. Разыгрывая стихотворение Левина «Стр-р-рашная ночная история», Горбунова и Нечаев оказались совсем другими, очень привлекательными ночными воришками, «взрослыми детьми».

    Е. Губайдуллина. «Фантазии повышенной сложности». // «Сцена», № 1- 2014.

Мистер и миссис Бокли. Спектакль «Гулял по улице Щенок», 2013 год.

Мистер и миссис Бокли. Спектакль «Гулял по улице Щенок», 2013 год.

Р. Богомольный и А. Горбунова ведут Конферансье Апломбова. Фото 2019 года.

Р. Богомольный и А. Горбунова ведут Конферансье Апломбова. Фото 2019 года.

  • Я считаю, что мы должны хранить традиции Образцова 

    Рассказывает А.Д. Горбунова:
    «Не зря же «Необыкновенный концерт» до сих пор пользуется такой популярностью во всем мире и его никаким другим спектаклем заменить нельзя. Образцов говорил, что самое главное – кукла, и всегда требовал, чтобы трюки были кукольные. Для него было важно удивить, чтобы кукла удивила зрителя. На «Концерте» зрители – что у нас, что за границей – сидят и рты раскрывают от удивления, что кукла такое может». 

    Интервью для материала «Система Образцова: Опыт трансляции» (2016 год) хранится в Музее ГАЦТК. 

А. Горбунова за кулисами.

А. Горбунова за кулисами.

Начало спектакля «Комедия ошибок», 1998 год.

Начало спектакля «Комедия ошибок», 1998 год.

  • Стоя за ширмой, как бы несёшь двойной образ

    Рассказывает  А.Д. Горбунова:
    «В театре мне интересно играть с актёрами, которые обращают внимание не только на куклу, но и на своих партнёров. Я должна обязательно видеть глаза актёра и его реакции. Думаю, что актёр-кукольник должен отвечать тебе на твою интонацию – через куклу, и при этом сам работать как драматический актёр. Меня часто спрашивают, нет ли у меня комплекса, что место моей работы за ширмой? Нет, комплекса у меня нет. У меня есть двойная задача: должна решить свою роль как драматическая актриса и ещё должна уметь своё решение роли перенести в куклу. 
    Я считаю, что своеобразие театра кукол в том, что актёры и актрисы до старости могут играть детей. Мы, актёры-кукольники, – люди без возраста. Главное – чтобы в душе актёр был молодой, всегда энергичный, гибкий и… и разнообразный. Чтобы он мог играть роли в разных жанрах». 
    «Образцовцы. 1931 -1992 – 2018». – Москва, 2019.

А. Горбунова – мама Скирина, Х. Богданова – дочка Зелима. Спектакль «Турандот», 2017 год.

А. Горбунова – мама Скирина, Х. Богданова – дочка Зелима. Спектакль «Турандот», 2017 год.

puppet

Ждем вас в театре всегда!