Александра Горбунова: «Мы, актёры-кукольники, – люди без возраста»

Александра Горбунова: «Мы, актёры-кукольники, – люди без возраста»
14 марта 2025 года отмечает свой юбилей заслуженная артистка РФ Александра Дмитриевна Горбунова. Придя в ГАЦТК в 1976 году, Александра Горбунова была введена в спектакли «золотого фонда» - на роли Бабушки и Фимки в «Веселых медвежатах» и Несмеяны в легендарной постановке «По щучьему веленью», получила партии Дрессировщицы, Французской певицы и тангистки в «Необыкновенном концерте». Эти роли Александра Дмитриевна играла много лет. Исполняла она и премьерные роли, как партии с куклами (принцесса Виттория в спектакле «Принцесса и Эхо», Оксана в «Ночи перед Рождеством», Игуменья в «Комедии ошибок», Скирина в «Турандот»), так и требующие работы в «живом плане», от Алёнки в спектакле «Хитрый Ёжик» до Бабушки в спектакле «Гулял по улице щенок».
Александру Дмитриевну любят и уважают в театре. Мы поздравляем её и желаем новых интересных ролей.
Юная Александра
Я воспитана на традициях этого театра
Рассказывает А. Д. Горбунова:
«С 1962 по 1967 год я занималась в кружке у заслуженного артиста Павла Георгиевича Мелисарато и его жены Галины Нестеровны. Это была настоящая школа! Первое, с чего мы начинали занятие – с дикции. Потом у нас были певческие уроки. С куклой мы работали так: отрабатывали, как кукла садится, встает, поворачивается. Все законы кукольного театра нам преподавала Галина Нестеровна. Мы и на шариках занимались, и с петрушечной куклой. Нам в кружок отдавали кукол, списанных из театра. Многое мы делали сами - нас учили делать кукол из папье-маше. Галина Нестеровна подготовила меня в драматическую школу Центрального детского театра и познакомила с Ириной Евгеньевной Мазинг.Когда я поступала в театр, Мелиссарато и Мазинг сказали мне: «Не вздумай сказать, что ты занималась в кружке у Мелиссарато. Образцов не возьмёт». Образцов не терпел блата, если ему говорили: «Возьми такого-то» - он назло не брал. И когда я сыграла первую роль – меня ввели на Несмеяну – Образцов подошёл и спросил: «Откуда у Вас такие навыки по работе с куклой?» Тут-то я ему и призналась, что шесть лет занималась у Мелиссарато».
«Система Образцова: Опыт трансляции». // «Театр чудес», № 1 (23) за 2016 год.
А. Горбунова с куклой Фимка, спектакль «Весёлые медвежата», фото 1978 года.
Сцена из спектакля «Хитрый Ёжик», 1979 год.
Говорите со зрителями как со своей дочкой
Рассказывает А. Д. Горбунова:
«1979 год. Труппа уехала на гастроли в Японию, а мы, молодые актёры, остались и возобновляли спектакль «Хитрый Ёжик». Ставила Ева Ефремовна Синельникова. Вот прошёл месяц, как мы начали работать, Сергей Владимирович вернулся в Москву и пришёл на репетицию «Хитрого Ёжика». Он просто молча сидел и смотрел, как мы работаем. А потом минут десять говорил, что нам нужно делать и куда двигаться. Я играла Алёнку в живом плане, и у меня был постоянный диалог со зрителями. Сергей Владимирович сказал мне единственную фразу: «Вы разговаривайте со мной, как Вы разговариваете со своей дочкой». Моей дочке в то время было два года и шесть месяцев. Я говорю:
- Мы с ней общаемся, как со взрослой. Мы не сюсюкаем.
– Вот и попробуйте разговаривать со зрителями так, как будто это Ваши одноклассники. По-свойски, по-дружески. Призывайте их в соучастники и старайтесь с ними договариваться».Интервью для материала «Система Образцова: Опыт трансляции» (2016 год) хранится в Музее ГАЦТК.
Сцена из спектакля «Хитрый Ёжик», 1979 год.
А. Горбунова, Г. Кочармин и Ю. Лябихов репетируют спектакль «Какой счёт?», 1978 год.
Спорт, спорт, спорт!
В спектакле «Какой счёт?» (1979), поставленном к Олимпиаде-80, Александра Горбунова сыграла Фигуристку и Корреспондентку. В этом спектакле по эскизам Алины Спешневой, использовались планшетные куклы. Работа с ними требовала от актёров особо слаженных действий, а также безупречной пластики – ведь актёры были видимы на сцене.
Сцена из спектакля «Какой счёт?», 1979 год.
Сцена из спектакля «Полоумный Журден», 1984 год.
Журден и девушка со скрипкой
Рассказывает А.Д. Горбунова:
«Мы работали на спектакле «Полоумный Журден» (1984). Его начинал ставить Самодур, но что-то не понравилось Сергею Владимировичу и он решил ставить сам. Он поменял актеров, и мы работали с Сергеем Владимировичем. Тогда как раз я была в живом плане, одна из ведущих. У него было требование: чтобы мы выходили в живом плане, но были дополнением к тому, что происходит на сцене».Интервью для материала «Система Образцова: Опыт трансляции» хранится в Музее ГАЦТК.
«Вместе с кукольной госпожой Журден (Г. Бадич), кукольной Люсиль (Л. Разорёнова), вместе с актёрами – слугами просцениума Н. Самошиной, А. Горбуновой, Н. Жеренковым и С. Тепером, остроумно и весело исполняющими лирические и сатирические песни, мы смеёмся над «полоумными», которые забыли законы совести, да и просто здравый смысл».
Н. Смирнова. «Журден и другие» // «Советская культура», 24. 01. 1984.
С. Образцов с участниками спектакля «Полоумный Журден» на фестивале в Дрездене, 1984 год.
Бабушка, Внук и Сова. Спектакль «Гулял по улице Щенок», 2013 год.
Огненная бабушка
«Придумок, щедро представленных во «Все другие и собака», могла бы хватить на несколько спектаклей. Одна из них могла быть о мудрой сове, развернувшей свои крылья на полсцены. Актриса Александра Горбунова, играющая Бабушку, таинственным голосом поведала: «Чем больше она замечала, тем дольше она молчала». Волшебная птица – хранительница леса с его неведомыми силами.
Бабушка с дедушкой (Андрей Нечаев) проникают даже в Алёшкины сны. Да, это они в образах мистера и миссис Бокли украли мешок орехов. Разыгрывая стихотворение Левина «Стр-р-рашная ночная история», Горбунова и Нечаев оказались совсем другими, очень привлекательными ночными воришками, «взрослыми детьми».Е. Губайдуллина. «Фантазии повышенной сложности». // «Сцена», № 1- 2014.
Мистер и миссис Бокли. Спектакль «Гулял по улице Щенок», 2013 год.
Р. Богомольный и А. Горбунова ведут Конферансье Апломбова. Фото 2019 года.
Я считаю, что мы должны хранить традиции Образцова
Рассказывает А.Д. Горбунова:
«Не зря же «Необыкновенный концерт» до сих пор пользуется такой популярностью во всем мире и его никаким другим спектаклем заменить нельзя. Образцов говорил, что самое главное – кукла, и всегда требовал, чтобы трюки были кукольные. Для него было важно удивить, чтобы кукла удивила зрителя. На «Концерте» зрители – что у нас, что за границей – сидят и рты раскрывают от удивления, что кукла такое может».Интервью для материала «Система Образцова: Опыт трансляции» (2016 год) хранится в Музее ГАЦТК.
А. Горбунова за кулисами.
Начало спектакля «Комедия ошибок», 1998 год.
Стоя за ширмой, как бы несёшь двойной образ
Рассказывает А.Д. Горбунова:
«В театре мне интересно играть с актёрами, которые обращают внимание не только на куклу, но и на своих партнёров. Я должна обязательно видеть глаза актёра и его реакции. Думаю, что актёр-кукольник должен отвечать тебе на твою интонацию – через куклу, и при этом сам работать как драматический актёр. Меня часто спрашивают, нет ли у меня комплекса, что место моей работы за ширмой? Нет, комплекса у меня нет. У меня есть двойная задача: должна решить свою роль как драматическая актриса и ещё должна уметь своё решение роли перенести в куклу.
Я считаю, что своеобразие театра кукол в том, что актёры и актрисы до старости могут играть детей. Мы, актёры-кукольники, – люди без возраста. Главное – чтобы в душе актёр был молодой, всегда энергичный, гибкий и… и разнообразный. Чтобы он мог играть роли в разных жанрах».
«Образцовцы. 1931 -1992 – 2018». – Москва, 2019.
А. Горбунова – мама Скирина, Х. Богданова – дочка Зелима. Спектакль «Турандот», 2017 год.