«Куклы, хранящие время». К 85-летию создания Музея ГАЦТК им. С. В. Образцова

Музей

«Куклы, хранящие время». К 85-летию создания Музея ГАЦТК им. С. В. Образцова

16 сентября 1937 года принято считать датой рождения Музея Театра Образцова – первого в России собрания уникальных артефактов и документов, целиком посвященного феномену мирового театра кукол. В этот день в Центральном театре кукол официально был создан отдел «Музей театральных кукол», а его руководителем был назначен один из корифеев ГЦТК, актер, режиссер, драматург, теоретик и исследователь театра кукол Андрей Федотов. Буквально через несколько месяцев, 7 ноября, на театральном балконе новообретенного «дома» на площади Маяковского – первого здания ГЦТК, была открыта  экспозиция музея. Именно так образцовцы решили использовать балкон, который в театре кукол не нужен.  Главный музей театральных кукол Советского Союза рос и развивался вместе с главным театром кукол страны.

Сотрудники музея, ученики и последователи Федотова собирали, описывали и систематизировали экспонаты, консультировали и снабжали справочными материалами коллег буквально со всего света, делали выставки, публиковали статьи и книги. Сегодня Музей Театра Образцова – это уникальное собрание экспонатов, отражающих историю мирового театра кукол, которое по праву считается одним из крупнейших в мире. Фонды музея насчитывают около 6000 театральных кукол самых разных размеров и систем управления, собранных более чем из 50 стран мира.

Искусство театральных кукол включает в себя многовековую историю развития от древних ритуальных действий до современных профессиональных театров кукол и потому является важной частью культурного наследия, раскрывая специфику как национальных, так и социальных особенностей народов России и мира. На выставке «Куклы, хранящие время» представлено более 40 уникальных экспонатов из запасников Музея Театра Образцова, неизвестных широкой публике. Один их крупнейших в мире музеев играющих кукол открывает свою сокровищницу.
 

Андрей Федотов, первый руководитель Музея Центрального театра кукол, 1930-е годы

Андрей Федотов, первый руководитель Музея Центрального театра кукол, 1930-е годы

  • ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

    Основателем и первым руководителем Музея Центрального театра кукол был Андрей Яковлевич Федотов – актер, режиссер, драматург, знаток мирового театра кукол, почетный член Международного союза кукольников – UNIMA. В 1937 году, когда ГЦТК получил постоянное помещение на площади Маяковского, именно он по поручению Образцова возглавил первый в истории России музей, целиком посвященный феномену мирового театра кукол. Из года в год Федотов систематизировал опыт главного театра кукол страны, пополнял коллекции музея, вдохновенно читал лекции по истории и технологии мирового кукольного театра на курсах режиссеров и художников, на основе лекций писал книги, актуальные и сегодня.

  •  

    Владея пятью иностранными языками, Федотов вел активную переписку с кукольниками всего мира, переводил пьесы и статьи, разыскивал в букинистических магазинах книги о театре кукол, заложив основу для одного из крупнейших в России специализированных книжных собраний – библиотеки Центрального театра кукол. Исполненный природного артистизма и наделенный прекрасным чувством юмора, Федотов был одним из самых любимых и уважаемых всеми членов команды Образцова. Его любимое изречение «Кукла – это звучит гордо!» бытовало в среде художников и актеров как один из негласных девизов театра. 

  • СИСЕБУТО

    В 1962 году министр культуры молодой социалистической Республики Куба обратился к Министерству культуры СССР с просьбой оказать содействие в организации первого на Острове Свободы государственного театра кукол. Эта работа была поручена знаменитому советскому кукольнику, артисту эстрады Игорю Дивову и художнику Театра Образцова Вере Конюховой. Куклы и декорации к спектаклю, с согласия Сергея Образцова, были выполнены в мастерских Центрального театра кукол. В результате сложной и напряженной работы Государственный театр кукол «Гиньоль» открылся в Гаване 14 марта 1963 года детской пьесой бразильской писательницы Марии-Клары Машаду «Волшебные луковицы». С тех пор уже более полувека «Гиньоль» является одним из ведущих театров кукол Кубы. 

  •  

    Связь Театра Образцова и кубинского театр кукол с годами не ослабевала. В 1973-1974 годах молодой и талантливый кукольник с Кубы Педро Валдес Пинья, стоявший у истоков возрождения на своей родине традиций бродячего театра, обучался кукольному искусству в аспирантуре ГИТИСа и почти каждый день бывал в Центральном театре кукол. Здесь его учителями стали сам Сергей Образцов, художники из мастерских и актеры театра. В ознаменование дружбы советских и кубинских кукольников Пинья подарил Музею ГАЦТК одну из самых известных своих театральных кукол – любимца кубинских детей Сисебуто. 

Кубинские режиссеры-стажеры Херардо Бонг Каррера (слева) и Педро Валдес Пинья (в центре), 1974 год

Кубинские режиссеры-стажеры Херардо Бонг Каррера (слева) и Педро Валдес Пинья (в центре), 1974 год

  • ЗВЕЗДОЧКА СОНЯ

    Марионетка Звездочка Соня, главная героиня одноименного спектакля Люблянского театра кукол, одна из самых знаменитых театральных кукол Словении, была подарена Сергею Образцову люблянскими коллегами в 1957 году. В тот год он вместе со своим театром посетил с гастролями Югославию. Авторская копия Звездочки (по-словенски ее имя звучит как «Zvezdica Zaspanka») была специально сделана автором куклы, художницей Марой Краль. На сегодняшний день это единственная в мире подлинная кукла из постановки Люблянского театра кукол: в 1972 году в главном театре словенской столицы случился пожар и все куклы погибли. В 2008 сотрудники Музея Театра Образцова привозили куклу в Любляну, с нее была сделана копия (остальные куклы были восстановлены по эскизам и фотографиям), и спектакль обрел вторую жизнь. В 2015 году марионетка вновь прибыла в Любляну для участия в выставке одного экспоната и праздничном вечере, который в честь кукольной героини так и называли – «День Звездочки Сони». 

Звездочка гостит в Любляне, 2015 год. Фотоархив Музея театра кукол Любляны

Звездочка гостит в Любляне, 2015 год. Фотоархив Музея театра кукол Любляны

Директор Театр кукол Любляны (Словения) Урош Коренчан произносит речь на «Дне Звездочки Сони»

Директор Театр кукол Любляны (Словения) Урош Коренчан произносит речь на «Дне Звездочки Сони»

  • МАСКИ «ГРОТЕСКА»

    Краковский театр «Гротеска», один из старейших и наиболее значимых профессиональных театров кукол Польши, был создан в 1945 году выдающимися кукольниками, супругами Владиславом и Софией Ярема. Шестью годами ранее чета Ярема организовала свой первый театр кукол в белорусском Гродно, который успешно действует и сегодня. Помог им в этом Сергей Образцов, с которым у польских кукольников на многие годы установились крепкие профессиональные и дружеские связи. 

    С первых лет своего существования «Гротеска» позиционировал себя как театр куклы, маски и актера. Ведущим художником этого театра был Казимир Микульский, один из самых ярких театральных художников Польши, работавший с масками. Именно им были оформлены такие спектакли «Гротеска» как «Бабушка и внучек, или Ночь чудес» 1955 года по фарсовой пьесе Константы Идельфонса Галчинского (спектакль имел оглушительный успех, после чего театр стал активно ставить для взрослых) и «Бумбараш» 1977 года по повести Аркадия Гайдара. Маски из двух этих постановок были переданы Музею ГАЦТК в дар от краковских коллег в 1960 и 1978 году.

Сцена из спектакля «Ночь чудес». Художник – Казимир Микульский, 1955 год

Сцена из спектакля «Ночь чудес». Художник – Казимир Микульский, 1955 год

Сцена из спектакля «Бумбараш». Художник – Казимир Микульский, 1977 год

Сцена из спектакля «Бумбараш». Художник – Казимир Микульский, 1977 год

  • АББАТ И ПЕВИЦА

    В 1935 году один из самых известных в мире режиссеров-новаторов игрового и мультипликационного кино Александр Птушко выпустил на киностудии «Мосфильм» картину «Новый Гулливер». Это был первый в истории мирового кинематографа полнометражный фильм, созданный средствами объёмной мультипликации. В съемках было задействовано более 1 500 кукол, выполненных из различных материалов: дерево, глина, пластилин. Художником-постановщиком картины и автором кукол выступила Сарра Мокиль, корифей советской кукольной анимации. В связи с началом формирования коллекции, в 1936 году Музею Центрального театра кукол было передано несколько кукол из «Нового Гулливера». Среди них – шарнирные куклы Аббат и Певица. Пластические возможности последней ярко продемонстрированы в сцене исполнения романса. 

     

  •  

    В 1939 году Александр Птушко взялся за экранизацию сказки Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Интересно, что главную роль – озорного кукольного мальчишук Буратино  – сыграла в живом плане и озвучила в кукольном актриса Ольга Образцова-Шаганова, жена Сергея Образцова.

Кинорежиссер Александр Птушко с куклой Буратино из кинофильма «Золотой ключик», 1939 год

Кинорежиссер Александр Птушко с куклой Буратино из кинофильма «Золотой ключик», 1939 год

Кинорежиссер Александр Птушко (справа, внизу) на съемках кинофильма «Золотой ключик», 1939 год

Кинорежиссер Александр Птушко (справа, внизу) на съемках кинофильма «Золотой ключик», 1939 год

  • ПЕВИЦА

    В конце 1940-ых – начале 1950-ых годов в Центральном театре кукол сложился мощный костяк молодых, ярких и талантливых актеров, принимавших активное участие в создании новых спектаклей. Их отличали искрометное чувство юмора, умение талантливо импровизировать и предлагать свежее и неординарное решение той или иной сцены. Одним из таких актеров был Игорь Дивов, пришедший в театр после ранения в 1943 году. Спустя 10 лет он вместе с ведущей актрисой ГЦТК Софьей Мей начал параллельно с работой в театре выступать с куклами на эстраде. Основой репертуара стали пародийные номера в духе образцовского «Необыкновенного концерта». Художником зародившегося эстрадного дуэта стал работавший в мастерских ГЦТК Андрей Барт. Позднее дуэт распался на два: Дивов стал выступать со своей женой, флейтисткой оркестра ГЦТК Натальей Степановой (дуэт получил широкую известность как в СССР, так и за рубежом), а Софья Мей стала работать с Андреем Бартом (этот дуэт был менее известен). Кукла Певица была передана в Музей ГЦТК наследниками Барта в 1970-е годы. 

Игорь Дивов и Наталья Степанова с куклами Чечеточники из «Музыкальных пародий с куклами»,1970-е годы

Игорь Дивов и Наталья Степанова с куклами Чечеточники из «Музыкальных пародий с куклами»,1970-е годы

Игорь Дивов с куклой Пещеряков из спектакля ГАЦТК «2:0 в нашу пользу», 1950 год

Игорь Дивов с куклой Пещеряков из спектакля ГАЦТК «2:0 в нашу пользу», 1950 год

  • ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ

    Легенда о маге и алхимике докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу ради обретения тайных знаний и могущества, и о демоне Мефистофеле, призванном исполнять все желания чародея, родилась в Германии в XVI веке. Сюжет пользовался большой популярностью в народной среде и, как следствие, на многие века воцарился в бродячем театре кукол Европы. Кукольные Фауст и Мефистофель в большинстве случаев представали перед зрителем в виде марионеток – кукол, управляемых актером с помощью нитей. Однако, иногда кукольники изображали их в виде перчаточных кукол. Именно такие куклы из представления профессионального театра кукол Магдебурга были подарены Образцову во время гастролей Центрального театра кукол по городам Германской демократической республики в 1951 году. Автор кукол, художница Ютта Балк, была одной из самых уважаемых кукольниц Магдебурга. Годы спустя после гастролей ГЦТК в ГДР, она перевела на немецкий язык книгу Сергея Образцова «Моя профессия». 

Фото с автографом художницы Магдебургского театра кукол Ютты Балк, 1958 год

Фото с автографом художницы Магдебургского театра кукол Ютты Балк, 1958 год

Здание Магдебургского театра кукол, 1960-е годы

Здание Магдебургского театра кукол, 1960-е годы

  • ИНДЕЕЦ и РИМЛЯНИН

    Театр кукол художников Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой принято считать первым в Советской России и одним из первых в истории отечественного искусства играющих кукол профессиональным театром кукол. Действительно, его создатели не были артистами народного балагана, перенявшими ремесло кукольника по наследству. Напротив, оба художника получили блестящее художественное образование, пройдя школу лучших мастеров России и Франции. Их обращение к куклам не было обусловлено необходимостью продлевать династию, а было следствием увлечения театром кукол, которое захватило в первой четверти XX века многих творцов и интеллектуалов Европы.

  •  

    Поддерживаемый государством, Театр четы Ефимовых в первые послереволюционные годы ездил по деревням и показывал в куклах простым крестьянам, которые никогда в своей жизни не видели театра, басни Крылова, сказки Алексея Толстого, Андерсена, а также свои авторские интермедии. Позднее Ефимовы со своими куклами принимали участие в постановках нескольких московских театров. Так, куклы Индеец и Римлянин появлялись в спектакле Театра сатиры «Браки свершаются на небесах» (1929) в рамках интермедии «Вера, Надежда, Любовь» поэта-имажиниста Вадима Шершеневича.

Иван Ефимов и Нина Симонович-Ефимова в мастерской, 1920-е годы

Иван Ефимов и Нина Симонович-Ефимова в мастерской, 1920-е годы

Книга Нины Симонович-Ефимовой о Петрушке в собственном оформлении, 1928 год

Книга Нины Симонович-Ефимовой о Петрушке в собственном оформлении, 1928 год

  • ОН и ОНА

    Уже к середине 1920-ых годов Сергей Образцов, которому едва исполнилось двадцать, стал одним из самых известных и востребованных артистов-кукольников советской эстрады. Придуманный им жанр «Романсы с куклами» пришелся по сердцу самым разным слоям населения молодой Советской республики: и простым рабочим, и представителям интеллигенции, и ответственным партийным работникам, и многочисленным «бывшим людям». Оказалось, что куклы, разыгрывающие на ширме сюжет знакомого всем романса, арии или песни, которую исполнял стоя за ширмой Образцов, могут быть смешными, трогательными, милыми, словом – живыми. Как вспоминал сам Сергей Владимирович годы спустя, номер «Мы сидели с тобой у заснувшей реки» (романс Даниила Ратгауза на музыку Петра Чайковского) много раз менял «исполнителей».

  •  

    Сначала романс «пели» кукольный Негр – первая театральная кукла Образцова – и Старушка. Затем Старушку сменила Обезьянка. И лишь позднее было найдено гениальное по своей лаконичности решение – две руки и деревянные шарики на указательных пальцах, Он и Она.  Именно этот, найденный Образцовым обобщающий символ театра кукол – рука и шарик – стал эмблемой Центрального театра кукол. 
    Куклы-шарики Он и Она, как и большинство кукол своей концертной программы, великий кукольник сам передал в Музей ГАЦТК в середине 1980-х годов. 

Сергей Образцов с куклой Он из номера «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», 1930-е годы

Сергей Образцов с куклой Он из номера «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», 1930-е годы

Сергей Образцов показывает номер «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», 1970-е годы

Сергей Образцов показывает номер «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», 1970-е годы

  • ХАНУМАН

    Традиционному театру теневых фигур Индии не менее тысячи лет. На территории южноиндийского штата Керала этот вид театрального искусства называют «толпава кутху» что в переводе с тамильского означает «представление кожаных фигур». Основой для спектакля является тамильская версия «Рамаяны» – одного из главных эпосов Индии. Согласно легенде, представление это появилось так: Бхадракали, самая почитаемая жителями Кералы богиня, пропустила знаменитый поединок царевича Рамы с повелителем демонов Раваной. Чтобы доставить богине удовольствие, ее муж, бог Шива, повелел людям разыграть этот поединок фигурами «толпава кутху». 
    Один из главных персонажей «Рамаяны» – обезьяноподобное божество Хануман, ближайший друг и помощник царевича Рамы и его жены Ситы. Теневая фигура «толпава кутху», изображающего этого героя, была подарена Музею ГАЦТК президентом Международного союза кукольников (UNIMA), знаменитым индийским режиссером и актером театра кукол Дади Пудумджи. 

Сергей Образцов и Дади Пудумджи. Гастроли индийского театра «Сутрадхар» в Москве, 1984 год

Сергей Образцов и Дади Пудумджи. Гастроли индийского театра «Сутрадхар» в Москве, 1984 год

Дади Пудумджи передает в дар Музею ГАЦТ теневую фигуру Хануман, 2019 год

Дади Пудумджи передает в дар Музею ГАЦТ теневую фигуру Хануман, 2019 год

  • ПУКИТИ

    В середине 1920-х годов группа молодых интеллектуалов из Токио, объединённых интересом к левым идеям и искусству, организовала сообщество «La Klubo», что в переводе с эсперанто значит «Клуб». В 1929 году одним из лидеров этой группы, прогрессивным художником-социалистом Тодзи Кавадзири, был создан отдел клуба, посвященный изучению и практике театра кукол. Его назвали «La Pupа Klubo» («Клуб кукол») или сокращенно «PUK». Из этого отдела и родился один из самых известных современных театров кукол Японии. Начиная с 1932 года более 60 лет им руководил младший брат основателя Тайдзи, ставший известным кукольником. Опираясь во многом на традиции европейского, а также японского театра кукол, используя куклы различных систем управления, театр «PUK» ставил спектакли как по произведениям писателей Европы, России и Японии, так и на основе народных легенд и сказаний. 
     

  •  

    С первых лет существования особое место в репертуаре театра отводилось политическим и, прежде всего, антивоенным представлениям. Часто их участником становился Пукити – кукольный мальчик, своего рода олицетворение театра «PUK», символ послевоенной безработицы и беспризорщины. В 1960-е Пукити часто выступал в поддержку антиядерного движения в Японии и пользовался большим успехом у зрителей. Куклу этого героя передал Музею ГАЦТК сам руководитель театра «PUK» Тайдзи Кавадзири в 1973 году. 
     

Выступление Тайдзи Кавадзири на VI Международном фестивале молодежи и студентов в Москве, 1957 год

Выступление Тайдзи Кавадзири на VI Международном фестивале молодежи и студентов в Москве, 1957 год

  • ТРЕХЛИКИЙ

    Театр кукол «I Piccoli di Podrecca» (в переводе с итальянского «малышки Подрекка») был основан в Риме в 1914 году. Основатель, Витторио Подрекка, вырос в семье музыкантов и драматургов. Вероятно, именно поэтому абсолютное большинство представлений его театра были музыкальными. 
    В труппе Подрекка состояло 25 живых актеров и более 2000 кукольных. Репертуар театра был обширен и включал произведения таких классиков европейской музыки как Монтеверди, Моцарта, Глюка и Перселла. Кроме того, марионетки Подрекка разыгрывали различные кукольные номера и пародийные представления. В частности, огромной популярностью у зрителей пользовался пианист маэстро Пикколовский и певица из постановки «Концерт», на создание которых Подрекку явно вдохновили виолончелист Переделкин и колоратурное сопрано Венера Несмыкальская из первой редакции «Необыкновенного концерта» Сергея Образцова. 
     

  •  

    Марионетки из Рима объездили весь мир. Им рукоплескали Чарльз Чаплин, Бернард Шоу, Артуро Тосканини и Герберт Уэллс, а великая театральная актриса Элеонора Дузе признавалась Витторио Подрекке, что тоже хотела бы руководить таким театром кукол.
    В 1961 году «I Piccoli di Podrecca» посетили с гастролями Москву. В этом же году Театр Образцова отправился в турне по Италии. Между двумя театрами завязались дружеские отношения и в разные годы Музею Центрального театра кукол были переданы марионетки из различных постановок прославленной итальянской труппы: Венецианский дож, Пьеро и две резные кукольные головы. 

Фото Витторио Подрекка (слева) и его автограф

Фото Витторио Подрекка (слева) и его автограф

Обложка гастрольного буклета театра «I Piccoli di Podrecca» на русском языке, 1961 год

Обложка гастрольного буклета театра «I Piccoli di Podrecca» на русском языке, 1961 год

  • ГИДРА КОНТРЕВОЛЮЦИИ И ГЕНЕРАЛ НИКИТА

    В 1920-е годы театр кукол оказался невероятно востребованным в молодом советском государстве. Как выяснилось, это близкое и понятное народу искусство позволяло прекрасно доносить до «широких народных масс» (популярное газетное клише того времени) актуальные для новой власти идеи. Обновленный советский Петрушка стал бойким агитатором, призывая трудящихся то сдавать старье в утиль, то бороться с эксплуататорами трудового народа. По всей стране при различных учреждениях создавались театры кукол. Среди них одним из наиболее интересных был театр Политотдела 1-й Революционной армии Туркестанского фронта под руководством художников Николая Шалимова и Василия Хвостенко. Передвигался этот театр по Ташкентской железной дороге на агитпоезде «Красный Восток» и разыгрывал перед красноармейцами и жителями Ташкента, Бухары, Ашхабада и окрестностей агитационные представления в куклах. 

     

  •  

    В Музее Театра Образцова хранятся куклы Шалимова и Хвостенко к злободневным пьесам «Корона и Звезда» и «Гидра контрреволюции», посвящённые победам «красного» Петрушки над Царем, Царицей, Буржуем, Министром-казнокрадом и их клевретами. Для кукольников всех времен совершенно обычной практикой была перестановка головы с тела одной куклы на тело другой. Прибегали к этому и революционные художники. В данном случае мы видим именно это: одна и та же голова на разных телах олицетворяет разных персонажей. Слева – Гидра контрреволюции, справа – Генерал Никита. 

Николай Шалимов у себя дома, конец 1950-х годов

Николай Шалимов у себя дома, конец 1950-х годов

Фрагмент из опубликованного варианта пьесы Николая Шалимова «Корона и Звезда», 1930 год

Фрагмент из опубликованного варианта пьесы Николая Шалимова «Корона и Звезда», 1930 год

  • СКЕКСИС

    В 1984 году в Советский Союз со своей съемочной группой приехал знаменитый американский кукольник, создатель всемирно известных «Мапет-шоу» и «Улицы Сезам» Джим Хенсон. Для работы над четвертой частью своего нового документального фильма «Мир театра кукол» («The World of Puppetry») Хенсону нужно был снять Сергея Образцова, к которому он относился с огромным уважением и считал своим учителем. Именитый гость приехал в Москву с подарками: помимо нескольких кукол-мапетов, Джим Хенсон передал в дар Образцову и Музею голову и лапу одного из скексисов – таинственных драконоподобных персонажей из культового фентезийного кукольного фильма «Темный кристалл» («The Dark Crystal»), снятого Хенсоном в 1982 году. Картина настолько полюбилась зрителю, что в 2019 году Netflix выпустил целый кукольный сериал-приквелл «Темный кристалл: эпоха сопротивления», детально изображающий вселенную благородных гельфлингов и их врагов, кровожадных скексисов.

  •  

    Скексис – это сложнейшая театральная кукла высотой в человеческий рост, со множеством механизмов, отвечающих за движение рта, глаз, рук и когтистых пальцев. Управлять такой куклой крайне не просто: с головой и телом работает один актер, но за все остальные движения отвечают четверо помощников. 
     

Джим Хенсон, Сергей Образцов и переводчица на пресс-конференции в зимнем саду ГАЦТК, 1984 год

Джим Хенсон, Сергей Образцов и переводчица на пресс-конференции в зимнем саду ГАЦТК, 1984 год

Джим Хенсон и Сергей Образцов, 1984 год

Джим Хенсон и Сергей Образцов, 1984 год

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в театре всегда!