«Делай, как знаешь. Но только всё сама». К юбилею Екатерины Михайловны Образцовой.

Музей

«Делай, как знаешь. Но только всё сама». К юбилею Екатерины Михайловны Образцовой.

19 мая 2025 года празднует юбилей Екатерина Михайловна Образцова, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Республики Северная Осетия — Алания, театральный режиссёр, режиссер-мультипликатор, драматург. Внучка Сергея Владимировича, дочь заслуженной артистки РСФСР Натальи Сергеевны Образцовой и главного художника Московского театра кукол Михаила Васильевича Артемьева, Екатерина Михайловна пришла в ГАЦТК зрелым мастером, более 25 лет она служит родному театру.
Мы поздравляем Екатерину Михайловну с днём рождения. Предлагаем вам выставку, посвящённую её творческому пути, с фотографиями из домашнего архива Екатерины Михайловны.

Владимир Николаевич и Анна Ивановна Образцовы

Владимир Николаевич и Анна Ивановна Образцовы

  • «Из роддома меня привезли на Бахметьевскую улицу, в квартиру прадеда Владимира Николаевича Образцова...  Квартира находилась напротив МИИТа – Московского института инженеров транспорта.  Именно там преподавал мой прадед, академик Образцов, знаменитый строитель железных дорог, автор научных трудов, генерал-полковник. А улица Бахметьевская – уже бывшая, потому что сейчас она называется улицей Образцова. К сожалению, когда я поселилась здесь, прадеда уже не стало... Моя прабабушка Анна Ивановна Образцова – бывший директор женской гимназии. Я её уважала и побаивалась».

    Е. Образцова. «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

Маленькая Катя с мамой и папой

Маленькая Катя с мамой и папой

Михаил Васильевич Артемьев

Михаил Васильевич Артемьев

  • «Папа родился в Москве в семье художника сытинской типографии. С детства он хорошо рисовал и поступил на курсы к Образцову. Там они с мамой и познакомились. Папа был человеком очень скромным. Его с трудом можно было заставить написать анкету на звание или на членство в Союзе художников, он постоянно был занят.
    С мамой они развелись, но в доме никогда никаких скандалов не было. Папа любил меня истово и безумно преданно. Три своих первых спектакля я поставила вместе с ним. Я – режиссёр, папа – художник».

    Е. Образцова. «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

Наталья Сергеевна Образцова

Наталья Сергеевна Образцова

  • «Моя мама днём – артистка театра, а вечером – «артистка на телевидении». На Шаболовке снимают детские передачи. Вот и меня забрали пораньше и повезли на съёмки. Я буду играть мальчика, недавно меня коротко подстригли».

    Е. Образцова. «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

В роли мальчика на съёмках детской передачи

В роли мальчика на съёмках детской передачи

Проба к фильму «Евдокия»

Проба к фильму «Евдокия»

  • «В четыре года меня пригласили сниматься в кино. Да не к кому-нибудь, а к самой Татьяне Лиозновой в знаменитый фильм «Евдокия».  Это история женщины, которая в тяжёлые тридцатые годы усыновила брошенных детей. Сначала меня пробовали на роль подкидыша, но подкидыш из меня не вышел. И я сыграла уже внучку Евдокии.
     

  • А потом неожиданно я придумала финал фильма. В последней сцене вся семья Евдокии собирается вместе. Приезжает приёмная дочь Евдокии с новым мужем. В дом входит новый человек. Все домочадцы смотрят на него. И дальше никак не придумывается, как выйти из затянувшейся паузы. Я пожалела растерянно стоящего артиста, прошла мимо всех к нему, протянула руку и сказала «Здравствуйте!» Так в фильме и осталось».

    Е. Образцова. «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

Кадр из фильма «Евдокия». 1961 год

Кадр из фильма «Евдокия». 1961 год

Е. Образцова в фильме «Тени старого замка». 1966 год

Е. Образцова в фильме «Тени старого замка». 1966 год

  • «Я пошла в первый класс. Мама опять днём в театре, вечером – на телевидении. Зарабатывает деньги. Очень хочется ей помочь. Поэтому горжусь, если снимаюсь в кино: мне ведь тоже что-то платят. На телевидении у них новые передачи – «Выставка Буратино» и «Шустрик и Мямлик». Ведущая тётя Валя сидит за столом, а мама и другая артистка, тётя Света Шеповалова – сидят под столом, а сверху на вытянутых руках кукол держат. Руки у мамы потом болят, но она говорит, что работать интересно.
     

  • Вечером мама пришла усталая, но очень весёлая – придумана новая передача. Условное название – «Спокойной ночи, малыши». И ей дали главную роль – зайца Тёпы».

    Е. Образцова. «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

Валентина Леонтьева и Наталья Образцова с зайчиком Тёпой

Валентина Леонтьева и Наталья Образцова с зайчиком Тёпой

Е. Образцова с дедушкой С.В. Образцовым

Е. Образцова с дедушкой С.В. Образцовым

  • «Я гордилась дедушкой и восхищалась, но виделась с ним  редко. У него – театр, фильмы, книги, сольные концерты. Но раз в месяц у нас в семье бывал настоящий праздник, «объезд родственников» назывался. Дедушка объезжал всех, а тот, кого он навещал последним, устраивал ужин.
    Когда я заканчивала институт, мы с мамой переселились поближе к дедушке. Мы стали большими друзьями и полюбили друг друга ещё больше, хотя очень много спорили. Мне была предоставлена полная свобода и в выборе профессии, и в выборе своей точки зрения на проблемы искусства.  В двух словах это выглядело так: «Делай, как  знаешь. Всегда готов посоветовать. Но только всё сама».

  • Как я сейчас благодарна за эту простую и точную позицию, давшую мне возможность пройти свой собственный путь с минутами отчаяния и отчаянного счастья».

    Е. Образцова. «Необыкновенный Образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

На выставке в честь 120-летия со дня рождения С.В. Образцова. 2021 год

На выставке в честь 120-летия со дня рождения С.В. Образцова. 2021 год

Финал спектакля «Клетка», постановка Е. Образцовой

Финал спектакля «Клетка», постановка Е. Образцовой

  • «Когда я выросла, я стала много путешествовать. Я поставила один из первых в стране антрепризных спектаклей – «Клетка». В ролях – замечательные артисты Виталий Соломин, Дмитрий Назаров, Наталья Красноярская. С каким удовольствием я стала привозить из поездок подарки друзьям и знакомым. А главное – маме и дедушке! Я ездила по миру, вспоминая и переживая заново их впечатления от этих стран, узнавая каждую страну по их отзывам и фотографиям. Всё, что я видела, я знала по рассказам деда и мамы».

    Е. Образцова. «Необыкновенный образцов». – М, «Яуза-Эксмо», 2006.

Участники спектакля «Клетка»

Участники спектакля «Клетка»

В роли Розы в спектакле «Маленький принц», театр «Сфера» . 1982 год

В роли Розы в спектакле «Маленький принц», театр «Сфера» . 1982 год

  • «Свою режиссёрскую деятельность я начала в драматическом театре, кроме того, 11 лет работала актрисой в театре Еланской, в свои 25 лет на сцене Московского театра кукол на Бауманской поставила «Руслана и Людмилу». Трудилась и на киностудии «Союзмультфильм» и как режиссёр-мультипликатор сняла 12 мультфильмов. Занималась антрепризой, выпустила антрепризный спектакль «Клетка», в котором играли Виталий Соломин, Дмитрий Назаров. С ним мы объездили весь бывший Советский Союз, были в Израиле и Америке. Потом мы с Соломиным выступали на Бродвее, он давал «One man show», где я ему подыгрывала все его роли.

  • Я делала мультипликационную часть авторской передачи Александра Политковского «Политбюро», работала с Владом Листьевым над одним из его проектов, ставила драматические спектакли в Южной Корее, — перечисляет Екатерина Михайловна. — Порой у меня было четыре места работы одновременно, я хваталась за всё, что предлагали, и мне всё это очень нравилось».

    Н. Колобова. «Для вас играют куклы!» // «Трибуна.ее», 1.10. 2021.

В роли мадам Чейзен, спектакль «Гарольд и Мод», театр «Сфера». 1988 год

В роли мадам Чейзен, спектакль «Гарольд и Мод», театр «Сфера». 1988 год

Е. Образцова и С. Алимов за работой

Е. Образцова и С. Алимов за работой

  • «На одном из праздников я познакомилась с Сергеем Александровичем Алимовым. Закончился он печально: Сергей Александрович, стуча кулаком по столу, кричал: «Вы должны идти в театр деда!». Я пыталась оправдаться, мол, у меня столько работы, у меня телевидение, у меня мультипликация, у меня антреприза, театр «Сфера» - и снова громогласное: «Вы должны!» И вот, наверное, на третий раз я, поняв, что надо, наконец, обороняться, сказала: «Хорошо, я согласна. Но только с одним условием: если Вы пойдёте туда художником». «Хорошо», – сказал он очень безответственно.

  • Прошёл год. Из ГАЦТК мне позвонил Борис Павлович Голдовский и пригласил ставить спектакль. Это была «Пиковая дама». Я встречаю на улице Алимова. «Серёжа, мы начинаем с Вами работать над спектаклем». – «Как, что, где?» – «Вы помните, что дали слово? Вы столько испортили дней рождений и стучали по столу, что теперь уже Вам не отвертеться…» И вот мы вместе начали работать над «Пиковой дамой», получили «Хрустальный цилиндр» за лучший спектакль по произведениям Пушкина в куклах».

    Е. Образцова. Из интервью весной 2018 года.

Е. Образцова и С. Алимов на открытии памятника С.В. Образцову. 2006 год

Е. Образцова и С. Алимов на открытии памятника С.В. Образцову. 2006 год

Сцена из спектакля «Пиковая дама». 1999 год

Сцена из спектакля «Пиковая дама». 1999 год

  • «Пиковая дама» в Театре Образцова… – вот где всё счастливо совпало: оказывается, пластика тростевых кукол идеально соответствует степени условности пушкинских персонажей…  Было такое ощущение, будто вся эта история сочиняется у нас на глазах. Что-то вроде булгаковской коробочки из «Театрального романа»… всё складывается в единую картину, выстроенную, скорее, по законам книжной иллюстрации или кинокадра (что и не удивительно, если вспомнить основной род деятельности художника Сергея Алимова)».

    А. Василькова. «Откуда вы, прелестное дитя?». – «Культура», 06-12.04. 2000.

Награждение Е. Образцовой премией «Хрустальный цилиндр». 1999 год

Награждение Е. Образцовой премией «Хрустальный цилиндр». 1999 год

Афиша спектакля «Братец Кролик». 2003 год

Афиша спектакля «Братец Кролик». 2003 год

  • «На этот раз старые добрые истории про смышлёного кролика, собранные Дж. Харрисом в позапрошлом веке, рассказаны на новый лад – с рэпом, плясками ковбоев, кантри-музыкой, шутливыми песенками и восхитительными куклами». 

    С. Сысоев. «Йоу, братцы!» // «Ваш досуг», 3-9 марта 2003.

     

  • «… Но самое эффектное в театре Образцова – всё-таки куклы. Братец Черепаха время от времени разгуливает без головы, пряча ее вглубь пиджака; Братец Сарыч потешно вытягивает шею, пытаясь залезть в дупло; а под фартуком у тетушки Мидоус обнаруживается четверо хохочущих дочек-негритят. Может быть, благодаря куклам (и, разумеется, озвучившим их актёрам) сатирическая сказка получилась совсем не злой».

    Н. Склярова.  «О лгунах и пройдохах». // «Вечерняя Москва», 10.04.2003.

Е. Образцова в роли Матушки Мидоус, спектакль «Братец Кролик». 2003 год

Е. Образцова в роли Матушки Мидоус, спектакль «Братец Кролик». 2003 год

Солоха на метле, спектакль «Ночь перед Рождеством». 2004 год

Солоха на метле, спектакль «Ночь перед Рождеством». 2004 год

  • «В гоголевской прозе существует довольно тонкая, зыбкая грань между вымыслом и реальностью. Поэтому сначала надо было определиться со стилистикой перевода с литературного языка на сценический. А потом научиться показывать то, что есть у Гоголя. Для этого мы впервые в нашем театре используем всевозможные спецэффекты. Даже специального постановщика трюков пригласили.
    Все герои имеют выходные арии. Есть и ансамбли. Солоха, Голова и Чуб поют, их партии народного плана. Молодёжь затягивает кое-что посовременней. Я включила в спектакль настоящую колядку - точно так, как пел эту колядку мой дедушка, Сергей Владимирович Образцов».

    Е. Образцова. Из статьи Е. Литовченко. «Рождественская опера» // «Досуг и развлечения», №42, 16-26 декабря 2004.

Колядки, спектакль «Ночь перед Рождеством». 2004 год

Колядки, спектакль «Ночь перед Рождеством». 2004 год

Сцена из спектакля «Путешествия Гулливера». 2008 год

Сцена из спектакля «Путешествия Гулливера». 2008 год

  • «Гулливер по своей природе  - странник, человек, пытающийся понять  мир, его окружающий, законы, по которым живут люди. А разве не этим занимается ребёнок? Если хотите, в мире взрослых он – тот же Гулливер среди великанов. 
    Но Свифт писал свою книгу вовсе не для детей. Это уже потом философская притча странным образом трансформировалась в приключенческий роман.
    Именно поэтому мы предлагаем этот спектакль для семейного просмотра. Взрослым, сидящим в зале, тоже будет, о чём задуматься. Ведь человек, по сути, не перестаёт постигать этот мир до самого последнего часа. Честно говоря, нам очень хотелось бы, чтобы придя к нам в театр, взрослые хоть ненадолго вернулись бы в своё детство». 

    Е. Образцова. Из статьи В. Пешковой  «В Дублин! В Дублин!» // «Литературная газета», 19.10.2009.

Финал спектакля «Путешествия Гулливера». 2008 год

Финал спектакля «Путешествия Гулливера». 2008 год

Шаман. Сцена из спектакля «Большое путешествие: драконы, демоны, герои». 2011 год

Шаман. Сцена из спектакля «Большое путешествие: драконы, демоны, герои». 2011 год

  • «Большое путешествие: драконы, демоны, герои», новый спектакль Екатерины Образцовой, считается спектаклем для взрослых. Но на самом деле его и дети смотрят, не переводя дыхания. Хочется сказать о нем: необычный. Куклы и люди на сцене вместе. А самая первая кукла, которую мы увидим – маска. Огромная, почти в полный человеческий рост. Первая сцена: длинноволосая женщина бьёт в большой бубен, горит костёр (он из оранжевой ткани, но волшебно-правдоподобный), выплывает из темноты громадное лицо: это пляшет под маской шаман… Так начинается это путешествие. И идёт оно не только по странам-континентам, но и по временам–обычаям.
     

  • Если предполагать, что у театра есть «задача», что он должен нести какую-то идею в массы … то увы, ничего такого нам заметить не удалось. Но если поверить Оскару Уайльду, что дело художника – создавать прекрасное, то спектакль удался: он красивый. Суть его – вечный во все времена карнавал, дух озорства и праздника!».

    О. Сульчинская. «Большое путешествие». Заметки зрителя». // www.psychologies.ru, 8.11.2011.

Театр «Бунраку». Сцена из спектакля «Большое путешествие: драконы, демоны, герои». 2011 год

Театр «Бунраку». Сцена из спектакля «Большое путешествие: драконы, демоны, герои». 2011 год

Сцена из спектакля «Дон Кихот». 2016 год

Сцена из спектакля «Дон Кихот». 2016 год

  • «Режиссёр спектакля Екатерина Образцова говорит, что её постановка сплотила вокруг себя весь коллектив: каждый вносил по крупицам свои наработки. И думается, что здесь не просто желание выпустить интересную премьеру. Дон Кихот – один из немногих персонажей мировой литературы, чей романтический облик уже не первое столетие подряд привлекает к себе читателей…

  • Что выражает собою Дон Кихот? Веру, прежде всего, веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут преданностью идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям… При всей многоплановости романа Сервантеса спектакль Театра кукол им. Образцова получился именно о таком идеалисте».

    В. Борзенко. «Образ печального рыцаря». // «Театрал», № 5 за 2017.

Е. Образцова с куклой Санчо Панса

Е. Образцова с куклой Санчо Панса

Сцена из спектакля «Чиполлино». 2021 год

Сцена из спектакля «Чиполлино». 2021 год

  • Спектакль «Чиполлино» по сказке Джанни Родари поставлен в 2021 году к 70-летию со дня написания сказки. Премьера состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес».
    «Когда мне было лет пять, моя мама Наталья Сергеевна Образцова взяла меня с собой в театр, потому что в Москву приехал известный итальянский писатель Джанни Родари. Мама дала мне  мою любимую книжку «Приключения Чиполлино», и Джанни Родари подписал мне её лично: «Кате Образцовой – миллион поцелуев!»  Пришло время отдать миллион, и теперь восхищённые поцелуи возвращаются к Джанни Родари кукольным спектаклем», - сказала Екатерина Михайловна Образцова». 

    О. Перанов. «Внучка Образцова: Я поставила «Чиполлино» без политических намёков». // «Собеседник»,  13  мая 2021.

Е. Образцова на открытии фестиваля «Черешневый лес». Май 2021 года

Е. Образцова на открытии фестиваля «Черешневый лес». Май 2021 года

Е. Цыганов в спектакле «Я - Сергей Образцов». 2021 год

Е. Цыганов в спектакле «Я - Сергей Образцов». 2021 год

  • В 2021 году, к 120-летию со дня рождения С. В. Образцова, Екатерина Михайловна поставила на большой сцене театра спектакль «Я – Сергей Образцов». В основу постановки легла автобиографическая книга мастера «По ступенькам памяти». Главную роль играет известный актёр театра и кино Евгений Цыганов. По свидетельству коллег, хорошо знавших великого кукольника, актёр вжился в образ и смог удивительно точно передать речь и пластику своего героя. Спектакль награждён премией «Гвоздь сезона», Евгений Цыганов получил премию «Золотая маска-2023» в номинации «Лучший актёр театра кукол». В 2024 году состоялась премьера киноверсии спектакля.

Е. Образцова и Е. Цыганов на премьере киноверсии спектакля «Я - Сергей Образцов». 2024 год

Е. Образцова и Е. Цыганов на премьере киноверсии спектакля «Я - Сергей Образцов». 2024 год

Сцена из спектакля «Приключения Муравья». 2023 год

Сцена из спектакля «Приключения Муравья». 2023 год

  • «Приключения Муравья» по сказке Виталия Бианки Екатерина Михайловна поставила в 2023 году.

    «Многие современные дети боятся насекомых, даже не хотят ехать за город, на дачу. Я их тоже боюсь, если честно. Но когда с кем-то знакомишься ближе, перестаёшь бояться. Дети узнают, что это за существа, как они себя ведут, и будут к каждой букашке относиться бережно, с любовью и уважением, - сказала режиссёр спектакля Екатерина Образцова».

    «В премьере Театра Образцова – муравьиный автостоп и музыка от борщевика». // «Свободная пресса», 13.05.2023.

Сцена из спектакля «Спящая царевна». 2024 год

Сцена из спектакля «Спящая царевна». 2024 год

  • «Этот камерный спектакль для тех, кто любит театр кукол, кто любит русскую литературу и способен оценить лёгкий слог и острый юмор Василия Жуковского, - рассказывает Екатерина Образцова.  – Поэт создал русский литературный вариант популярного сказочного сюжета о спящей красавице. Этот спектакль интересен для девочек и мальчиков – девочки в нарядных платьицах могут почувствовать себя царевнами, а мальчики, конечно, смогут понять, как расти добрыми молодцами. Мир сказки идеален именно для театра кукол: здесь прялки вдруг превращаются в фей и каждая добавляет свою ниточку в ткань сказочного повествования».  

    "Екатерина Образцова: Сказка получилась очень смешная, иногда ироничная, с намёком» // «Московская правда», 20.06.2024.

Екатерина Михайловна Образцова. 2024 год

Екатерина Михайловна Образцова. 2024 год

  • Быть наследницей династии Образцовых, внучкой великого человека - это привилегия и испытание одновременно. Ведь продолжать «образцовые» традиции отнюдь не значит «делать так, как при дедушке», напротив, это неукоснительное следование важнейшему принципу великого кукольника - делать новое, искать, улучшать то, что есть, и пытаться предвидеть, угадать будущее, жить в сегодняшнем дне и показывать публике привычный окружающий мир с неожиданной стороны.

     

Возложение цветов к памятнику С. В Образцова. 2024 год

Возложение цветов к памятнику С. В Образцова. 2024 год

puppet

Ждем вас в театре всегда!