Борис Тузлуков. Создатель легенды

Музей

Борис Тузлуков. Создатель легенды

18 мая 2024 года исполняется 115 лет со дня рождения художника Бориса Дмитриевича Тузлукова (1909–1974). Главный художник ГАЦТК в 1957-1970 годах, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Борис Тузлуков создал классический стиль Театра Образцова, ставший в середине ХХ века эталоном для всего советского театра кукол (и театра кукол социалистических стран). Всего Тузлуков оформил 24 спектакля. Его постановки «Кот в сапогах», «Божественная комедия», «Волшебная лампа Аладдина» идут на нашей сцене по сей день и считаются спектаклями «золотого образцовского фонда».

Декорация к спектаклю «Джим и Доллар», 1936 год

Декорация к спектаклю «Джим и Доллар», 1936 год

  • «Мне приходилось все разжёвывать самому».

    Борис Тузлуков родился в Курске, еще в школьные годы иллюстрировал рукописные альманахи и ставил теневые спектакли, увлекался фотографией. В 1932 году переехал в Москву. Преподавал в художественной студии, был вольнослушателем ВГИКа, брал уроки у Владимира Фаворского, но сам себя считал самоучкой. В ГЦТК работал с 1936 года. Обновил декорации к «Джиму  и Доллару»,  оформил первую редакцию спектакля «Кот в сапогах» (1937), использовав круглую ширму с крутящимся верхом. В спектакле «Большой Иван» (1938) разработал помост с прорезями: по сцене ходил актер, в прорезях двигались куклы. В спектакле «Путешествие в странные страны» (1938) впервые появилась тростевая кукла, ставшая впоследствии визитной карточкой театра.

Декорация к спектаклю «Большой Иван»», 1938 год

Декорация к спектаклю «Большой Иван»», 1938 год

Эскиз куклы Султан, спектакль «Волшебная лампа Аладдина», 1940 год

Эскиз куклы Султан, спектакль «Волшебная лампа Аладдина», 1940 год

  • «Волшебная лампа Аладдина»

    Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет (1940) стал поворотной точкой в истории русского театра кукол. В спектакле были применены куклы с тростями, прикрепленным к запястьям. Широкий жест тростевой куклы и ее пропорции, близкие к человеческим, открыли для кукольников новые возможности и в романтических сказках, и в реалистических спектаклях для взрослых.

    Подробнее с историей спектакля  можно ознакомиться здесь: https://puppet.ru/museum/exhibitions/spektaklyu-volshebnaya-lampa-aladdi...

Эскиз куклы Гадатель, спектакль «Волшебная лампа Аладдина», 1940 год

Эскиз куклы Гадатель, спектакль «Волшебная лампа Аладдина», 1940 год

Эскиз куклы Верочка, спектакль «2:0 в нашу пользу», 1950 год

Эскиз куклы Верочка, спектакль «2:0 в нашу пользу», 1950 год

  • «Новые возможности»

    Так называлась одна из рецензий на спектакль «2:0 в нашу пользу» по пьесе  В. Полякова (1950). Эта бытовая комедия про ученого, полюбившего спорт из любви к девушке-спортсменке, дала простор для всевозможных технических изобретений. Куклы в этом спектакле гладили бельё, катались на коньках, ныряли и плавали, набирали номер по телефону. Только для главного героя Виктора  Пещерякова было изготовлено 6 кукол-дублей, незаметно сменявших друг друга на ширме.

Эскиз куклы Пещеряков, спектакль «2:0 в нашу пользу», 1950 год

Эскиз куклы Пещеряков, спектакль «2:0 в нашу пользу», 1950 год

Танцующая пара. Эскиз к спектаклю «2:0 в нашу пользу», 1950 год

Танцующая пара. Эскиз к спектаклю «2:0 в нашу пользу», 1950 год

Эскиз декорации к спектаклю «Сармико», 1949 год

Эскиз декорации к спектаклю «Сармико», 1949 год

  • «Энергия заблуждения»

    В 1950-е годы Тузлуков, как все театральные деятели, работал в традициях социалистического реализма, оформляя спектакли на современные темы. «Энергия поиска новых возможностей, заложенных в кукле, сосредоточилась в сфере натуралистической стилистики. Позднее, в 1960-е гг. об этой энергии будут говорить как об энергии заблуждения», - пишет В. Шеховцев в статье книге «Образцовцы 1931-1992-2018». Эскизы и куклы к спектаклям «2:0 в нашу пользу», «Сармико» (1949), «Дело о разводе» (1954), к мультипликационному фильму «Небесное создание» (реж. Г. Натансон, 1956) поражают тщательностью прорисовки и достоверностью. Увлеченный фотограф, Тузлуков переносит фотографии на кукольную ширму, заставляя их оживать.

Эскиз декорации к фильму «Небесное создание», 1956 год

Эскиз декорации к фильму «Небесное создание», 1956 год

Эскиз куклы Алла Ламбордянц, спектакль «Дело о разводе», 1959 год

Эскиз куклы Алла Ламбордянц, спектакль «Дело о разводе», 1959 год

Декорация к спектаклю «Чертова мельница», 1953 год

Декорация к спектаклю «Чертова мельница», 1953 год

Эскиз куклы Иван-царевич, спектакль «Краса Ненаглядная», 1948 год

Эскиз куклы Иван-царевич, спектакль «Краса Ненаглядная», 1948 год

  • «Аплодисменты художникам»

    В те же годы Тузлуков работал над созданием сказок. Спектакли «Илья Муромец, крестьянский сын» (1951), «Чертова мельница» (1953), «Краса  Ненаглядная» (1948), «Гасан, искатель счастья» (1957) позволили художнику погрузиться не только в изучение фольклорного материала, но и в мир красоты и романтики. 
    Вспоминает художник Вера Конюхова: «Пятидесятые годы. Зрители пришли в театр на площадь Маяковского. Начинается спектакль «Чёртова мельница». Открывается занавес – и вдруг взрыв аплодисментов ещё не начавшемуся спектаклю. Это аплодисменты красоте, появившейся из-за занавеса.
    Аплодисменты зрителей предназначались художнику-постановщику спектакля Б. Д. Тузлукову, художникам-исполнителям из мастерских, осветителям. Это они создали эту красоту, профессионально, с любовью выполнив свою работу».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – М, 2014.

Эскиз куклы Тугарин, спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын», 1951 год

Эскиз куклы Тугарин, спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын», 1951 год

Эскиз куклы Шахсенем, спектакль «Гасан, искатель счастья», 1957 год

Эскиз куклы Шахсенем, спектакль «Гасан, искатель счастья», 1957 год

Фрагмент декорации к спектаклю «Кот в сапогах», 1937 год

Фрагмент декорации к спектаклю «Кот в сапогах», 1937 год

Эскиз декорации к спектаклю «От южных гор до северных морей», 1947 год

Эскиз декорации к спектаклю «От южных гор до северных морей», 1947 год

  • «Счастье работать с ним»

    В первые годы существования Театра Образцова обычной была практика совместной работы над спектаклем двух художников. Придя в театр, Тузлуков работал в паре с Верой Тереховой (она – автор кукол, он – декораций).  Вдвоем они оформили 1-ю редакцию спектакля «Кот в сапогах». Сейчас в театре идет 2-я редакция спектакля, полностью оформленная Тузлуковым в 1966 году. 

  •  

    Послевоенных зрителей впечатлил спектакль «Маугли» по пьесе Н. Гернет (1945) – совместная работа Бориса Тузлукова и Валентина Андриевича. Фантастический зеленовато-желтый образ джунглей задан художником как «пейзаж настроения»: Скала Совета в лунном свете, горный источник, зеркало озера на горизонте. Условное оформление Б. Тузлукова усиливало выразительность приближенных к натуре кукол В. Андриевича. Яркими красками сверкали тузлуковские пейзажи в спектакле «От южных гор до северных морей» (1947) - весьма недолговечной постановке к 30-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На их фоне веселились куклы, сделанные по эскизам В. Тереховой.
    «Многому у него научилась, – вспоминала позднее В. Терехова. – Благодарна судьбе за то, что выпало счастье работать с ним».
     

Б. Тузлуков и В. Терехова за работой. 1938 год

Б. Тузлуков и В. Терехова за работой. 1938 год

Эскиз плаката к спектаклю «Мой, только мой», 1958 год

Эскиз плаката к спектаклю «Мой, только мой», 1958 год

Эскиз куклы Граф, спектакль «Мой, только мой», 1958 год

Эскиз куклы Граф, спектакль «Мой, только мой», 1958 год

  • «Мой, только мой!»

    В спектакле «Мой, только мой!» Тузлуков предстал в двух лицах: он и художник, и автор пьесы.

    «Портфель театра опустел, ставить было нечего. И Борис Дмитриевич, чувствуя не меньше ответственности за театр, чем другие руководящие работники, сказал, что сам напишет пьесу. Кажется, заключил даже с кем-то пари, что сделает это в такой-то срок. Борис Дмитриевич пари выиграл: написал острую пародию на западный детектив в стиле «театра ужасов», «чёрного юмора». Был только огорчён, что из-за кассовых» соображений пришлось снять подзаголовок «сказочка для взрослых» - боялись, что слово «сказочка» отпугнет взрослых зрителей. Спектакль был подготовлен постановочными цехами в небывало короткий срок за счёт энтузиазма всех работников театра. Да это и понятно: пьеса самого Тузлукова!»

    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, 1974.

Эскиз декорации к спектаклю «Мой, только мой», 1958 год

Эскиз декорации к спектаклю «Мой, только мой», 1958 год

Эскиз куклы Одноглазый, спектакль «Мой, только мой», 1958 год

Эскиз куклы Одноглазый, спектакль «Мой, только мой», 1958 год

Шарж на Б. Тузлукова, 1957 год

Шарж на Б. Тузлукова, 1957 год

  • «Новые формы  - новые материалы»

    Водевиль «Соломенная шляпка» (1959) по пьесе Э. Лабиша  был экспериментом художника. Желая подчеркнуть силуэты костюмов середины XIX века, Тузлуков придумал сделать одежду кукол и некоторые детали реквизита из латекса. Театр обратился в НИИ резиновых и латексных изделий. В обмен на билеты в театр (в те годы их было очень сложно купить) сотрудники НИИ научили мастеров театра формовать, красить и вулканизировать латекс. К сожалению, материал оказался недолговечным –куклы быстро пришли в негодность.

Эскиз куклы Клара, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год

Эскиз куклы Клара, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год

Эскиз куклы Нонанкур, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год

Эскиз куклы Нонанкур, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год

Эскиз Создателя, спектакль «Божественная комедия», 1961 год

Эскиз Создателя, спектакль «Божественная комедия», 1961 год

  • Второй инновационный спектакль Тузлукова – «Божественная комедия» (1961). Это спектакль без ширмы, в котором действуют актеры (Бог и Ангелы) и куклы, управляющиеся открытым приемом – их ведут актеры в темных костюмах с капюшонами, как бы «души» персонажей. Согласно библейскому тексту, Адам был вылеплен из глины. Тузлуков сделал Адама и Еву из поролона. Куклы эти мягкие и гибкие, но недолговечные, время от времени их вырезают заново. 

    Неизвестные эскизы к спектаклю «Божественная комедия» можно увидеть здесь: https://puppet.ru/museum/exhibitions/v-nachale-bylo-slovo

Эскиз Адама и Евы, спектакль «Божественная комедия», 1961 год

Эскиз Адама и Евы, спектакль «Божественная комедия», 1961 год

Эскиз куклы Бес, спектакль «И-Го-Го», 1964 год

Эскиз куклы Бес, спектакль «И-Го-Го», 1964 год

Эскиз куклы Докладчик, спектакль «И-Го-Го», 1964 год

Эскиз куклы Докладчик, спектакль «И-Го-Го», 1964 год

  • «Огнём сатиры»

    В 1960-е годы Тузлуков работает в жанре сатиры. Спектакль «И-Го-Го» (1964) – «научно-популярная феерия» по пьесе Евгения Сперанского. В Институте Гомо-Гомункулярных Образований (сокращенно И-Го-Го) изучают частицы, способные заражать людей всевозможными пороками. Любопытная журналистка нажимает кнопку «го-го-трона» - и частицы материализуются в бесов, русалок и т.п. С большой фантазией Тузлуков рисует охоту главных героев - профессора Фаустова и журналистки Маргариты – на очеловечившуюся нечисть.
    Последней работой Тузлукова в ГЦТК стал «Ноев ковчег» (1968), пьеса Исидора Штока. Снова комедия на библейский сюжет, но более острая и злая, нежели «Божественная комедия», множество отсылок к современности. Тузлуков придумал несколько вариантов спектакля, пытаясь приблизить героев Ветхого Завета к современности. 

Эскиз куклы Ангел, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год

Эскиз куклы Ангел, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год

Эскиз куклы Невеста, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год

Эскиз куклы Невеста, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год

Эскиз куклы к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1968 год

Эскиз куклы к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1968 год

Эскиз куклы к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1968 год

Эскиз куклы к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1968 год

  • Покой ему лишь снился

    В 1970 году Борис Тузлуков ушел из театра по состоянию здоровья, однако работы не оставил. В музее хранятся его эскизы к спектаклю «Телевизор» - пародии на популярные телепередачи. Работа не была завершена – спектакль вышел в 1972 году под названием «Говорит и показывает ГЦТК» в оформлении нового главного художника театра Алины Спешневой. Известно также участие Тузлукова в конкурсе эскизов к новой редакции «Необыкновенного концерта» (1968).

Эскиз к спектаклю «Говорит и показывает ГЦТК», 1971 год

Эскиз к спектаклю «Говорит и показывает ГЦТК», 1971 год

Эскиз куклы к спектаклю «Говорит и показывает ГЦТК», 1971 год

Эскиз куклы к спектаклю «Говорит и показывает ГЦТК», 1971 год

Рисунок из альбома «Сценические эффекты в театре кукол», 1948 год

Рисунок из альбома «Сценические эффекты в театре кукол», 1948 год

  • Он знал о кукле всё

    Постоянный поиск, необходимость самому продумывать спектакль до мелочей научили Бориса Тузлукова тщательной проработке технических заданий. Одновременно с красочными эскизами он чертил конструкции декораций, прорисовывал предметы реквизита, узоры для росписи тканей, подписывая на листах необходимые материалы и фактуры. В музее ГАЦТК хранятся альбомы Тузлукова «Марионетки» и «Сценические эффекты в театре кукол» (1948), раскрывающие множество технических секретов театра кукол.

Чертежи из альбома «Марионетки», 1948 год

Чертежи из альбома «Марионетки», 1948 год

Борис Тузлуков и зав. постановочной частью  Семён Крупенников,  1950-е годы

Борис Тузлуков и зав. постановочной частью Семён Крупенников, 1950-е годы

  • «Всхолмлённая личность»

    «Был он высок, строен, одет небрежно, но элегантно. Да, настаиваю на последнем, уже не знаю, как объяснить это впечатление – была у него эдакая врожденная способность «носить фрак», как выражались в старину: любая одежда выглядела на нём «одеянием».
    Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, 1974.

    «Борис Тузлуков … в работе с мастерами был придирчив. Он тщательно контролировал весь процесс изготовления кукол мастерами. Был капризным и мог иронично и едко обидеть человека, который не делал того, что ему было нужно. Тузлуков мог запросто схватить недоделанную куклу, если она ему не понравилась, и грохнуть её со всей силы об пол. А потом сделать вид, что ничего не случилось. В мастерских многие его не любили и боялись. Но, во-первых, он мог быть совсем другим, а во-вторых, куклы к его спектаклям – это произведение искусства, эталон для любого художника».

    В. Конюхова. «Про стиль работы и уровень мастерства». // «Без десяти 100. Девяносто историй Театра Образцова». – М, 2021.

Борис Тузлуков. Фото конца 1960-х годов

Борис Тузлуков. Фото конца 1960-х годов

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в театре всегда!