Борис Тузлуков. Создатель легенды

Борис Тузлуков. Создатель легенды
18 мая 2024 года исполняется 115 лет со дня рождения художника Бориса Дмитриевича Тузлукова (1909–1974). Главный художник ГАЦТК в 1957-1970 годах, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Борис Тузлуков создал классический стиль Театра Образцова, ставший в середине ХХ века эталоном для всего советского театра кукол (и театра кукол социалистических стран). Всего Тузлуков оформил 24 спектакля. Его постановки «Кот в сапогах», «Божественная комедия», «Волшебная лампа Аладдина» идут на нашей сцене по сей день и считаются спектаклями «золотого образцовского фонда».
Декорация к спектаклю «Джим и Доллар», 1936 год
«Мне приходилось все разжёвывать самому».
Борис Тузлуков родился в Курске, еще в школьные годы иллюстрировал рукописные альманахи и ставил теневые спектакли, увлекался фотографией. В 1932 году переехал в Москву. Преподавал в художественной студии, был вольнослушателем ВГИКа, брал уроки у Владимира Фаворского, но сам себя считал самоучкой. В ГЦТК работал с 1936 года. Обновил декорации к «Джиму и Доллару», оформил первую редакцию спектакля «Кот в сапогах» (1937), использовав круглую ширму с крутящимся верхом. В спектакле «Большой Иван» (1938) разработал помост с прорезями: по сцене ходил актер, в прорезях двигались куклы. В спектакле «Путешествие в странные страны» (1938) впервые появилась тростевая кукла, ставшая впоследствии визитной карточкой театра.
Декорация к спектаклю «Большой Иван»», 1938 год
Эскиз куклы Султан, спектакль «Волшебная лампа Аладдина», 1940 год
«Волшебная лампа Аладдина»
Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет (1940) стал поворотной точкой в истории русского театра кукол. В спектакле были применены куклы с тростями, прикрепленным к запястьям. Широкий жест тростевой куклы и ее пропорции, близкие к человеческим, открыли для кукольников новые возможности и в романтических сказках, и в реалистических спектаклях для взрослых.
Подробнее с историей спектакля можно ознакомиться здесь: https://puppet.ru/museum/exhibitions/spektaklyu-volshebnaya-lampa-aladdi...
Эскиз куклы Гадатель, спектакль «Волшебная лампа Аладдина», 1940 год
Эскиз куклы Верочка, спектакль «2:0 в нашу пользу», 1950 год
«Новые возможности»
Так называлась одна из рецензий на спектакль «2:0 в нашу пользу» по пьесе В. Полякова (1950). Эта бытовая комедия про ученого, полюбившего спорт из любви к девушке-спортсменке, дала простор для всевозможных технических изобретений. Куклы в этом спектакле гладили бельё, катались на коньках, ныряли и плавали, набирали номер по телефону. Только для главного героя Виктора Пещерякова было изготовлено 6 кукол-дублей, незаметно сменявших друг друга на ширме.
Эскиз куклы Пещеряков, спектакль «2:0 в нашу пользу», 1950 год
Танцующая пара. Эскиз к спектаклю «2:0 в нашу пользу», 1950 год
Эскиз декорации к спектаклю «Сармико», 1949 год
«Энергия заблуждения»
В 1950-е годы Тузлуков, как все театральные деятели, работал в традициях социалистического реализма, оформляя спектакли на современные темы. «Энергия поиска новых возможностей, заложенных в кукле, сосредоточилась в сфере натуралистической стилистики. Позднее, в 1960-е гг. об этой энергии будут говорить как об энергии заблуждения», - пишет В. Шеховцев в статье книге «Образцовцы 1931-1992-2018». Эскизы и куклы к спектаклям «2:0 в нашу пользу», «Сармико» (1949), «Дело о разводе» (1954), к мультипликационному фильму «Небесное создание» (реж. Г. Натансон, 1956) поражают тщательностью прорисовки и достоверностью. Увлеченный фотограф, Тузлуков переносит фотографии на кукольную ширму, заставляя их оживать.
Эскиз декорации к фильму «Небесное создание», 1956 год
Эскиз куклы Алла Ламбордянц, спектакль «Дело о разводе», 1959 год
Декорация к спектаклю «Чертова мельница», 1953 год
Эскиз куклы Иван-царевич, спектакль «Краса Ненаглядная», 1948 год
«Аплодисменты художникам»
В те же годы Тузлуков работал над созданием сказок. Спектакли «Илья Муромец, крестьянский сын» (1951), «Чертова мельница» (1953), «Краса Ненаглядная» (1948), «Гасан, искатель счастья» (1957) позволили художнику погрузиться не только в изучение фольклорного материала, но и в мир красоты и романтики.
Вспоминает художник Вера Конюхова: «Пятидесятые годы. Зрители пришли в театр на площадь Маяковского. Начинается спектакль «Чёртова мельница». Открывается занавес – и вдруг взрыв аплодисментов ещё не начавшемуся спектаклю. Это аплодисменты красоте, появившейся из-за занавеса.
Аплодисменты зрителей предназначались художнику-постановщику спектакля Б. Д. Тузлукову, художникам-исполнителям из мастерских, осветителям. Это они создали эту красоту, профессионально, с любовью выполнив свою работу».В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – М, 2014.
Эскиз куклы Тугарин, спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын», 1951 год
Эскиз куклы Шахсенем, спектакль «Гасан, искатель счастья», 1957 год
Фрагмент декорации к спектаклю «Кот в сапогах», 1937 год
Эскиз декорации к спектаклю «От южных гор до северных морей», 1947 год
«Счастье работать с ним»
В первые годы существования Театра Образцова обычной была практика совместной работы над спектаклем двух художников. Придя в театр, Тузлуков работал в паре с Верой Тереховой (она – автор кукол, он – декораций). Вдвоем они оформили 1-ю редакцию спектакля «Кот в сапогах». Сейчас в театре идет 2-я редакция спектакля, полностью оформленная Тузлуковым в 1966 году.
Послевоенных зрителей впечатлил спектакль «Маугли» по пьесе Н. Гернет (1945) – совместная работа Бориса Тузлукова и Валентина Андриевича. Фантастический зеленовато-желтый образ джунглей задан художником как «пейзаж настроения»: Скала Совета в лунном свете, горный источник, зеркало озера на горизонте. Условное оформление Б. Тузлукова усиливало выразительность приближенных к натуре кукол В. Андриевича. Яркими красками сверкали тузлуковские пейзажи в спектакле «От южных гор до северных морей» (1947) - весьма недолговечной постановке к 30-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. На их фоне веселились куклы, сделанные по эскизам В. Тереховой.
«Многому у него научилась, – вспоминала позднее В. Терехова. – Благодарна судьбе за то, что выпало счастье работать с ним».
Б. Тузлуков и В. Терехова за работой. 1938 год
Эскиз плаката к спектаклю «Мой, только мой», 1958 год
Эскиз куклы Граф, спектакль «Мой, только мой», 1958 год
«Мой, только мой!»
В спектакле «Мой, только мой!» Тузлуков предстал в двух лицах: он и художник, и автор пьесы.
«Портфель театра опустел, ставить было нечего. И Борис Дмитриевич, чувствуя не меньше ответственности за театр, чем другие руководящие работники, сказал, что сам напишет пьесу. Кажется, заключил даже с кем-то пари, что сделает это в такой-то срок. Борис Дмитриевич пари выиграл: написал острую пародию на западный детектив в стиле «театра ужасов», «чёрного юмора». Был только огорчён, что из-за кассовых» соображений пришлось снять подзаголовок «сказочка для взрослых» - боялись, что слово «сказочка» отпугнет взрослых зрителей. Спектакль был подготовлен постановочными цехами в небывало короткий срок за счёт энтузиазма всех работников театра. Да это и понятно: пьеса самого Тузлукова!»
Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, 1974.
Эскиз декорации к спектаклю «Мой, только мой», 1958 год
Эскиз куклы Одноглазый, спектакль «Мой, только мой», 1958 год
Шарж на Б. Тузлукова, 1957 год
«Новые формы - новые материалы»
Водевиль «Соломенная шляпка» (1959) по пьесе Э. Лабиша был экспериментом художника. Желая подчеркнуть силуэты костюмов середины XIX века, Тузлуков придумал сделать одежду кукол и некоторые детали реквизита из латекса. Театр обратился в НИИ резиновых и латексных изделий. В обмен на билеты в театр (в те годы их было очень сложно купить) сотрудники НИИ научили мастеров театра формовать, красить и вулканизировать латекс. К сожалению, материал оказался недолговечным –куклы быстро пришли в негодность.
Эскиз куклы Клара, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год
Эскиз куклы Нонанкур, спектакль «Соломенная шляпка», 1959 год
Эскиз Создателя, спектакль «Божественная комедия», 1961 год
Второй инновационный спектакль Тузлукова – «Божественная комедия» (1961). Это спектакль без ширмы, в котором действуют актеры (Бог и Ангелы) и куклы, управляющиеся открытым приемом – их ведут актеры в темных костюмах с капюшонами, как бы «души» персонажей. Согласно библейскому тексту, Адам был вылеплен из глины. Тузлуков сделал Адама и Еву из поролона. Куклы эти мягкие и гибкие, но недолговечные, время от времени их вырезают заново.
Неизвестные эскизы к спектаклю «Божественная комедия» можно увидеть здесь: https://puppet.ru/museum/exhibitions/v-nachale-bylo-slovo
Эскиз Адама и Евы, спектакль «Божественная комедия», 1961 год
Эскиз куклы Бес, спектакль «И-Го-Го», 1964 год
Эскиз куклы Докладчик, спектакль «И-Го-Го», 1964 год
«Огнём сатиры»
В 1960-е годы Тузлуков работает в жанре сатиры. Спектакль «И-Го-Го» (1964) – «научно-популярная феерия» по пьесе Евгения Сперанского. В Институте Гомо-Гомункулярных Образований (сокращенно И-Го-Го) изучают частицы, способные заражать людей всевозможными пороками. Любопытная журналистка нажимает кнопку «го-го-трона» - и частицы материализуются в бесов, русалок и т.п. С большой фантазией Тузлуков рисует охоту главных героев - профессора Фаустова и журналистки Маргариты – на очеловечившуюся нечисть.
Последней работой Тузлукова в ГЦТК стал «Ноев ковчег» (1968), пьеса Исидора Штока. Снова комедия на библейский сюжет, но более острая и злая, нежели «Божественная комедия», множество отсылок к современности. Тузлуков придумал несколько вариантов спектакля, пытаясь приблизить героев Ветхого Завета к современности.
Эскиз куклы Ангел, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год
Эскиз куклы Невеста, спектакль «Ноев ковчег», 1968 год
Эскиз куклы к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1968 год
Эскиз куклы к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1968 год
Покой ему лишь снился
В 1970 году Борис Тузлуков ушел из театра по состоянию здоровья, однако работы не оставил. В музее хранятся его эскизы к спектаклю «Телевизор» - пародии на популярные телепередачи. Работа не была завершена – спектакль вышел в 1972 году под названием «Говорит и показывает ГЦТК» в оформлении нового главного художника театра Алины Спешневой. Известно также участие Тузлукова в конкурсе эскизов к новой редакции «Необыкновенного концерта» (1968).
Эскиз к спектаклю «Говорит и показывает ГЦТК», 1971 год
Эскиз куклы к спектаклю «Говорит и показывает ГЦТК», 1971 год
Рисунок из альбома «Сценические эффекты в театре кукол», 1948 год
Он знал о кукле всё
Постоянный поиск, необходимость самому продумывать спектакль до мелочей научили Бориса Тузлукова тщательной проработке технических заданий. Одновременно с красочными эскизами он чертил конструкции декораций, прорисовывал предметы реквизита, узоры для росписи тканей, подписывая на листах необходимые материалы и фактуры. В музее ГАЦТК хранятся альбомы Тузлукова «Марионетки» и «Сценические эффекты в театре кукол» (1948), раскрывающие множество технических секретов театра кукол.
Чертежи из альбома «Марионетки», 1948 год
Борис Тузлуков и зав. постановочной частью Семён Крупенников, 1950-е годы
«Всхолмлённая личность»
«Был он высок, строен, одет небрежно, но элегантно. Да, настаиваю на последнем, уже не знаю, как объяснить это впечатление – была у него эдакая врожденная способность «носить фрак», как выражались в старину: любая одежда выглядела на нём «одеянием».
Е. Сперанский. «Художник Борис Тузлуков». – М, 1974.«Борис Тузлуков … в работе с мастерами был придирчив. Он тщательно контролировал весь процесс изготовления кукол мастерами. Был капризным и мог иронично и едко обидеть человека, который не делал того, что ему было нужно. Тузлуков мог запросто схватить недоделанную куклу, если она ему не понравилась, и грохнуть её со всей силы об пол. А потом сделать вид, что ничего не случилось. В мастерских многие его не любили и боялись. Но, во-первых, он мог быть совсем другим, а во-вторых, куклы к его спектаклям – это произведение искусства, эталон для любого художника».
В. Конюхова. «Про стиль работы и уровень мастерства». // «Без десяти 100. Девяносто историй Театра Образцова». – М, 2021.
Борис Тузлуков. Фото конца 1960-х годов