«Центральный. Кукольный. Образцовый»
«Центральный. Кукольный. Образцовый»
Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова открывает свой юбилейный 90-ый сезон. Когда-то, в далеком 1931 году главный театр кукол страны начинался с маленькой комнаты в организации с громким названием Центральный дом художественного воспитания детей. На двери в комнату висела «зазнайская», по выражению Образцова, табличка: «Центральный театр кукол». Весь коллектив этого театра состоял из 10-12 человек – всего лишь!
Театр Образцова сегодня – это слаженный коллектив знатоков своего дела, насчитывающий почти 250 человек. Вместо камерных экспериментальных спектаклей с перчаточными куклами – почти 40 постановок как на одного-двух, так и на десятки актеров. Для детей и для взрослых. С множеством кукол самых разных систем. С многоплановыми декорациями, с профессионально поставленными звуком и светом. Это гастроли по всему миру, ежегодные премьеры, международные фестивали, конференции, мастер-классы и театрализованные экскурсии по музею и театру.
Экспозиция выставки «Центральный. Кукольный. Образцовый» предлагает вам вспомнить вместе с нами, как, по выражению Сергея Образцова, «учился ходить» Центральный театр кукол, как он рос, вырос и продолжает расти и развиваться.
Рождение Центрального Театра кукол
Поиск ответа на вопрос: «Как делать кукольные спектакли?» начался с первых лет существования отечественного профессионального театра кукол. Это искусство считалось столь важным в деле воспитания детей, что с 1917 года большинство кукольных театров Советской России находилось в ведении Народного Комиссариата Просвещения (Наркомпроса). По многочисленным просьбам сообщества кукольников СССР, в 1931 году при Центральном Доме Художественного воспитания детей (ЦДХВД) был создан Государственный Центральный Театр кукол. Руководство театром поручили молодому кукольнику Сергею Владимировичу Образцову. Он уже был хорошо известен как артист эстрады, выступавший с собственной программой «Романсы с куклами». Задача перед театром стояла важная: стать примером для всех кукольных театров страны, своего рода лабораторией воспитания и развития кукольного жанра.
«Бродячий» период
Первыми спектаклями театра стали «Джим и Доллар» (1932), «Пузан» (1934), «Каштанка» (1935), «Гусенок» (1935). Театр репетировал их в маленькой комнате в ЦДХВД, а играл – в разъездах: по школам, клубам, пионерским лагерям. Успех был неизменным.
В 1936 году театр обзавелся расписным фургоном, и все лето колесил со спектаклями по московским дворам. Один из создателей ГЦТК, актер и драматург Евгений Сперанский, вспоминал, как мальчишки бежали за фургоном-театром из одного двора в другой. Один мальчик после спектакля сказал: «Я знаю, как вы нас обдуриваете. Вы снизу их за ниточки дергаете»...
Театр на Маяковке
В 1937 году Центральный театр кукол получил долгожданное помещение – здание бывшего Реалистического театра на площади Маяковского.
Сергей Образцов вспоминал: «До Реалистического театра в этом здании помещался кинематограф, а до кинематографа – два трактира с извозчичьим двором между ними. В нижнем этаже, переоборудованном под кино, а затем под театр, разместился гардероб и служебные комнаты (бухгалтерия и директорский кабинет). Второй и третий этажи стали зрительным залом и сценой. Актерские уборные <…> превратились в мастерские. Балкон в зрительном зале тоже не нужен (оттуда будут видны головы актёров). Мы его закрыли и организовали там музей театральных кукол».
Наша «Щука»
Первые десять лет существования театра были временем азартных поисков и смелых экспериментов. Безусловной удачей Центрального Театра кукол стал спектакль «По щучьему веленью» (1936). Драматург Елизавета Тараховская сочинила веселую пьесу по известной русской сказке. Художник Вера Терехова придумала красивых перчаточных кукол, ширму с вращающимся верхом, по которому сани могут ехать «сами» как угодно далеко, и задник с танцующим солнышком. С 1936 года и по сей день спектакль идет без изменений. Сергей Образцов любил шутить, что «Щука» – это «наша «Чайка», по аналогии со знаковой постановкой чеховской пьесы в МХТ.
«Волшебная лампа Аладдина»
В 1940 году Центральный театр кукол поставил пьесу
Нины Гернет «Волшебная лампа Аладдина», по арабской сказке из сборника «1001 ночь». В этом спектакле впервые использовались новые тростевые куклы. Изменение конструкции, предложенное художником спектакля Борисом Тузлуковым и осуществленное художниками-изготовителями из мастерских, позволило сделать жесты кукол более выразительными. Красивая и романтичная история о любви бедного юноши Аладдина и прекрасной царевны Будур стала … первым спектаклем для взрослых! Да-да, в те годы считалось, что детям можно читать и смотреть про любовь только с 16 лет. «Волшебная лампа Аладдина» идет в нашем театре уже 80 лет, куклы в нем точь-в точь такие, какими их сделал Борис Тузлуков. Поменялись только зрители – сегодня мы показываем «Аладдина» детям.
Тот самый «Концерт»
Самый знаменитый спектакль Центрального театра кукол – «Необыкновенный концерт» был поставлен в 1946 году. Его создавало «поколение победителей» – буквально вчера вернувшиеся с фронта актеры и художники. Смешной концерт с куклами задумали ставить еще до войны, поэт Александр Введенский написал для постановки пьесу «Концерт-варьете», героями которой были звери. Однако, в 1946 году вышла первая редакция спектакля, где куклы изображали людей. Куклы были сделаны по эскизам художников Веры Тереховой и Валентина Андриевича.
Изначально спектакль назывался «Обыкновенный концерт» и высмеивал худшие черты посредственных эстрадных исполнителей – хвастовство, невежество, непрофессионализм.Спектакль имел грандиозный успех. Но многие деятели культуры обиделись, узнав в кукольных героев самих себя. Вмешалась цензура. Для спасения спектакля Образцову пришлось пожертвовать рядом острых номеров, сменить название на «Концерт кукол» и даже на какое-то время заменить знаменитого Конферансье самим собой. Позднее удалось найти компромиссное решение – назвать спектакль «Необыкновенный концерт». Раз он необыкновенный – значит, всё в нем выдумка. Постепенно проблемы с цензурой сошли на нет, и «Концерт» стал одним из самых известных кукольных представлений в мире.
Вторая жизнь «Концерта»
Во второй половине 1960-х годов Образцов задумал освежить «Концерт» и сделать его более актуальным. В театре был объявлен полугласный конкурс на самые интересные идеи и эскизы. В конкурсе участвовали и художники из мастерских, и главный художник театра Борис Тузлуков, и сам постановщик спектакля Валентин Андриевич. В итоге в 1968 году вышла новая редакция «Необыкновенного концерта» в оформлении Андриевича, который в корне пересмотрел свою изначальную концепцию. Из максимально портретных, куклы стали максимально абстрактными, похожими на некие геометрические фигуры. Многие номера – Капелла, Цыганский хор, Дрессировщица, Фокусник – вошли в спектакль из первой редакции, другие были заменены на более современные.
Из новой версии спектакля ушли Поэт, Частушечницы и Джаз, зато появилось мексиканское трио Лос-Самомучас, модная французская певица и авангардный квинтет «Блям», исполняющий свою «конкретную музыку» на чем угодно, только не на настоящих инструментах. «Необыкновенный концерт» объездил почти весь мир, и Конферансье Апломбов неизменно вёл спектакль на языке той страны, в которой выступал театр. Каждый раз исполнители этой роли учили перевод своего текста и сверялись с переводчиком, чтобы произносить все слова правильно. В итоге в каждой стране зрители были абсолютно уверены, что артист, играющий Конферансье, знает их язык в совершенстве.
Триумфальное шествие по миру
Центральный театр кукол играл на выездах с первых дней существования. В 1930 годы он объехал весь Советский Союз, от Средней Азии до Хабаровска. В 1948 году Центральный театр кукол впервые выехал на гастроли за границу – в Польшу и Чехословакию. 1950-е – 1980-е годы – время триумфального шествия Театра Образцова по миру. Заголовки иностранных газет пестрили восхищёнными и недоуменными заголовками.
Тот факт, что в Советском Союзе существует профессиональный театр кукол, в репертуаре которого остроумные и смешные спектакли, да еще и виртуозно сыгранные актерами с помощью сложных тростевых кукол, у многих иностранцев вызывал удивление. Однако все сомнения отпадали после прихода на спектакли ГАЦТК. Выступления актеров театра и концерты самого Образцова с восторгом принимали тысячи зрителей в десятках стран мира. Образцов так написал о «Необыкновенном концерте»: «Мы показали этот спектакль чуть ли не всему миру, и он показал нам чуть ли не весь мир». Время показало, что эти слова относятся ко всему творческому наследию Центрального театра кукол.
Театр на Самотёке
В 1970 году Центральный театр кукол переехал в новое здание на Садовой-Самотечной улице. Переезд этот был жизненно необходим – театр бурно развивался, площадей остро не хватало. Сергей Образцов вспоминал: «Как мы ни радовались нашему новоселью на площади Маяковского, но настало время, когда мы почувствовали, что и тут нам тесно. Негде складывать декорации – а их уже накопилось порядочно, негде расположиться мастерским.
Брожу по Москве, смотрю на разные дома и думаю: какой бы нам дом подошёл? Может, этот? Особенно подходящим казалось недостроенное здание на Садовой-Самотечной. Строилось оно для театра-студии Станиславского, но Станиславский умер,и строительство замерло. Желающих достраивать здание не нашлось. Для профессионального театра оно не годилось – при великолепной сцене, двадцать метров на десять, очень маленький зал. Всего пятьсот мест. Вот и предложили этот театр нам. Что называется, повезло».
Фасад театра украсили знаменитые часы с окошками, из которых каждый час выходят звери – герои русских народных сказок. Музей получил просторный и вместительный зал экспозиции, где можно было экспонировать до 1000 кукол и макетов. Рядом с детским буфетом был обустроен зимний сад со множеством экзотических растений, с рыбками в аквариумах и певчими птичками в клетках. Все это на долгие годы стало «визитной карточкой» и одним из негласных символов Театра Образцова для нескольких поколений мальчиков и девочек нашей страны.
Международный фестиваль театров кукол в Москве
В 1976 году впервые в Москве прошел XII конгресс Международного союза кукольников - UNIMA. Параллельно с заседаниями конгресса был проведен самый масштабный в СССР Международный фестиваль театров кукол. Больше ста театров со всех концов света выступили на трех театральных площадках Москвы – ГЦТК, МХАТ им. М. Горького и Ленком. Этот фестиваль стал подлинным праздником искусства театра кукол. Образцов с юмором вспоминал, как на финальном заседании конгресса он «совершенно случайно» был избран президентом UNIMA
«Я – многолетний вице-президент УНИМА и президент советского центра УНИМА. Так сказать, представитель «принимающей стороны», вроде как хозяин, а значит, за всё отвечаю, в том числе, за встречу гостей. На последнем заседании конгресса определили город и страну, в которой через четыре года будет следующий конгресс (Вашингтон, Соединённые Штаты) и выбрали новый исполком. Вот тут-то и произошло неожиданное. По не очень понятным причинам жена Джона Бассела Энн Хогарт, фактическая создательница их театра, потребовала от мужа,
чтобы тот отказался быть президентом. Это как гром под занавес… Ну, что делать? Прямо трагедия. И тогда Маргарета Никулеску, представительница Румынии, предложила в качестве кандидата меня. И вдруг все успокоились. Бассел кинулся меня целовать, да и другие обрадовались выходу из положения. И стал я президентом УНИМА. Прямо сказать, ни с того, ни сего».
На самом деле, конечно, никакой случайности не было. Сергей Образцов был одним из самых уважаемых кукольников во всем мире. И его избрание президентом UNIMA лишний раз утвердило его в этом статусе.
Алина Спешнева
В 1970-1980-е годы Театра Образцова осваивает новый художественный язык и средства выразительности. В 1970 году главным художником Центрального театра кукол становится Алина Спешнева. Проработав много лет в мультипликации, Спешнева предпочитала делать кукол с множеством интересных и красивых деталей. Оформленные ею спектакли «Солдат и Ведьма» (1970), «Таинственный гиппопотам» (1974), «Принцесса и эхо» (1981) воссоздавали на сцене мир прекрасной сказки. Чрезвычайной популярностью во всем мире пользовался оформленный Алиной Спешневой спектакль для взрослых «Дон Жуан» – пародийный мюзикл на специально придуманном «зарубежном» языке, смешной «абракадабре», которая лишь отдаленно напоминала настоящие языки – испанский, итальянский, английский, японский. Благодаря этому «зарубежному» языку спектакль был понятен любому зрителю в любой точке земного шара.
Борис Константинов
В 2013 году главным режиссером Театра Образцова стал Борис Константинов, один из самых востребованных и опытных режиссёров российского театра кукол. Его первой постановкой в ГАЦТК стал спектакль без слов «Дюймовочка» (2009). Затем были поставлены невероятно трогательный камерный «Снеговик» (2011) по сказке Андерсена, и музыкально-поэтический спектакль «Гулял по улице щенок» (2013) по стихам современных детских поэтов Вадима Левина и Ренаты Мухи.
В среднеазиатском антураже, с учетом традиций народного узбекского театра кукол был поставлен «Али-Баба и сорок разбойников» (2014). В сочетании кукол и живого плана была поставлена классическая пьеса Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» (2014). На малую сцену ГАЦТК была перенесена поставленная режиссером ранее пронзительная «Ленинградка» (2015) – история о судьбе девочки-блокадницы. Затем последовали красивые, масштабные постановки знаменитых сказок на большой сцене - «Аленький цветочек» (2015) по Аксакову, «Турандот» по Гоцци (2017) и пушкинская «Сказка о царе Салтане» (2019). На третьей сцене был поставлен спектакль по остродраматическому рассказу Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала» (2018)
Андрей Денников
В 2000 году в Театр Образцова пришел молодой и талантливый актёр и режиссёр Андрей Денников. Его дипломный спектакль «Маленькие трагедии» по Пушкину сразу вошел в репертуар. Всего в ГАЦТК Денниковым было поставлено 12 спектаклей в жанре синтетического театра, когда игра планшетной куклы сочеталась с пением, танцами и игрой актеров в «живом плане».
«Аплодисменты художникам»
«Художники-постановщики, художники-исполнители, декораторы, бутафоры, конструкторы кукол и изготовители всего, что нужно для сцены, являются незримыми участниками спектакля. Особенно это относится к художникам кукольного театра. Ведь сама кукла есть творение рук художников».
Вера Конюхова, художник, старейший сотрудник Театра Образцова
Марина Соколова
Параллельно со Спешневой в Театр Образцова работала художником-постановщиком Марина Соколова, тоже художник-аниматор. Она оформила семь спектаклей, и самый интересный из них – пушкинская «Сказка о царе Салтане» (1974),
которую поставил один из корифеев театра Семён Самодур. В этом спектакле артисты, одетые в стилизованные русские костюмы, вели кукол на глазах у зрителей и произносили текст от автора так,
что ни одно слово из сказки А.С. Пушкина не было потеряно. Оформление кукол отсылало зрителя к древним традициям русского народного искусства и было выполнено на высоком художественном уровне.
Поиск новых путей
В 1992 году скончался Сергей Владимирович Образцов. Для театра наступило сложное время поисков. В 1994 году ученик и соратник Образцова Владимир Кусов поставил спектакль «Геракл» по пьесе Михаила Бартенева, соблюдая традиции Театра Образцова. В том же 1994 году художественным руководителем театра был приглашён знаменитый сценарист и режиссёр Резо Габриадзе, основатель Тбилисского театра марионеток. Однако, творческий альянс режиссера и коллектива не сложился.
В 1998 году эстонский режиссёр театра кукол Рейн Агур и художник-постановщик Елена Луценко поставили в Театре Образцова пьесу Шекспира «Комедия ошибок». Этот спектакль с трюковыми костюмами, обилием «живого плана» и разными кукольными фокусами стал первым серьезным экспериментом театра в постобразцовскую эпоху. В 1996 году в театр в качестве режиссера-постановщика была приглашена Екатерина Образцова, внучка Сергея Владимировича. В 1999 году Образцовой и художником Сергеем Алимовым был поставлен их первый совместный спектакль – «Пиковая дама» Пушкина.
Екатерина Образцова и Сергей Алимов
Творческий тандем актрисы и режиссера Екатерины Образцовой и художника Сергея Алимова сложился во время работы над их первой совместной постановкой в ГАЦТК «Пиковая дама» (1999) по одноименной повести Пушкина. Екатерина Образцова пришла в театр кукол уже состоявшимся и уважаемым в театральном мире творческим деятелем.
Сергей Алимов, выдающийся книжный график и художник-аниматор, придумавший в 1965 году знаменитый образ льва Бонифация, также находился на пике своей творческой карьеры. В период с 1999 по 2016 год режиссером и художником было поставлено восемь спектаклей на большой и малой сценах.Пять из них – «Путешествия Гулливера» (2008) по сатирико-фантастическому роману Свифта, «Ночь перед Рождеством» (2004) по фантасмагорической повести Гоголя, «Три поросенка» (2015) по знаменитой сказке в обработке Михалкова, «Барон Мюнхаузен» (2018) по книге рассказов о похождениях знаменитого выдумщика и «Дон Кихот» (2016) по бессмертному роману Сервантеса – с успехом идут в нашем театре сегодня. В одном интервью, отвечая на вопрос журналиста о традициях, Екатерина Образцова фактически сформулировала свое творческое кредо: «Мой дедушка говорил, что там, где живы традиции, мертвы идеи. Чем, собственно, и поставил нас всех в неловкое положение. Но мы не можем не соблюдать этих традиций, потому что лучшего никто пока не выдумал. Например, мы соблюдаем традицию не подменять куклу актером, не делать ее придатком при актере. Также стараемся сохранить юмор, высокий вкус, интеллигентность».