Вспоминая Веру Терехову
Вспоминая Веру Терехову
1 сентября 2022 года исполняется 110 лет со дня рождения Веры Николаевны Тереховой (1912-1986), заслуженного работника культуры РСФСР (1970). Вера Терехова – одна из ведущих художников ГАЦТК в 1930-х – 1950-х гг. За неполные сорок лет работы в театре она стала художником восемнадцати спектаклей, как правило, работая «в команде». Среди лучших спектаклей В.Н. Тереховой: «По щучьему велению» (с С. Образцовым), «Кот в сапогах» (с Б. Тузлуковым), «Необыкновенный концерт» и «Буратино» (оба с В. Андриевичем). Мы предлагаем рассказ об этой замечательной художнице, чьи куклы играют на нашей сцене по сей день.
«Гусенок»
Вера Николаевна Терехова родилась в Одессе. Окончила художественный техникум и театрально-декоративную мастерскую Одесского Художественного института (декорационное отделение, 1934), где была ученицей Владимира Мюллера. Работала художником-мультипликатором на местной киностудии, позднее – на киностудии «Мосфильм». Первой ее работой по приходу в театр стал «Гусенок» (1935). Спектакль дважды возобновлялся, прошел более 1500 раз. В 1959 году был спектакль был поставлен заново под названием «Вот так Ежик» в оформлении Валентина Андриевича.
«Кот в сапогах»
Терехова оформила первую редакцию спектакля, которым в 1937 году открылся первый сезон ГЦТК в стационаре на площади Маяковского. Ныне на сцене театра идет 2-я редакция спектакля в оформлении Бориса Тузлукова.
«Достоинство спектакля «Кот в сапогах» заключается в необычайной слитности всех элементов постановки и исполнения. Легкие декорации художника Б. Тузлукова, грациозная и характерная музыка Ю. Милютина, остроумно задуманные и хорошо сделанные В. Тереховой куклы – все составляет художественное единство. На высоком уровне находится работа всего актерского коллектива. Особенным успехом у зрителей пользовались кот (артист Е. Сперанский), принцесса Петютя (артистка В. Потемкина) и король (артист А. Кусов)».М. Розанова. «Кот в сапогах». Спектакль Центрального театра кукол» // «Правда», 17 декабря 1937.
Забавный штрих к портрету спектакля добавляет старейшая сотрудница ГАЦТК Вера Николаевна Конюхова, много лет работавшая с Тереховой. «Кукле Короля Терехова придала портретное сходство с артистом Анатолием Кусовым, игравшим роль Короля. Анатолий Павлович был этим сходством очень доволен и при случае вспоминал об этом, даже когда уже не играл эту роль».
В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – М, 2014.
«По щучьему веленью»
Этот легендарный спектакль Вера Терехова и Сергей образцов придумали в 1936 году. Он идет на сцене ГАЦТК уже более 80 лет без изменений.
«В пьесе, созданной по мотивам русских народных сказок, множество чудесных превращений. В спектакле играют не только куклы, но и вещи: бегут ведра, мчится печь, катятся сани, алыми розами зацветает сосна, играет и пляшет фантастическое солнце, вытягивая длинные ноги, обутые в золотые лапти».З.В. «По щучьему веленью» // «Советское искусство», 17 января 1937.
«Ночь перед Рождеством»
Спектакль «Ночь перед Рождеством» (1941) Терехова оформила вместе со своим учителем Владимиром Мюллером, который придумал сложную многоплановую ширму с эффектом глубокого пространства. Вот что пишут о куклах Тереховой рецензенты:
«Здесь найдены поистине удивительные формы театральной выразительности при максимальной скупости жеста. Куклы лишены мимики. Но Вакула опустил голову, и мы чувствуем: он опечален. Пустилась Оксана в пляс перед зеркалом, и кто-то в зале начинает хлопать и пристукивать каблуком в лад ее танцу… А сколько юмора в куклах-чертях! И какая характерность у каждой куклы! Им может позавидовать любой исполнитель «театра живого актера».Б. Кузнецов. «Взрослым и детям» (Центральный театр кукол в Алма-Ате)». // «Ленинская смена» (Алма-Ата), 27 сентября 1949.
«Фронтовая программа»
«Государственный центральный театр кукол, руководимый заслуженным артистом РСФСР С. Образцовым, подготовил свой первый оборонный антифашистский спектакль. В программу вошли разнообразные и очень выразительные сценки, написанные недавно группой драматургов… Сценка М. Коссовского «Штык» изображает бесславный путь белогвардейских генералов, немецких оккупантов и финских вояк. Слышится мелодия солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка». За ширмой напевают:
Как Колчак в былые годы банду собирал,
На Москву пошел походом белый адмирал…
При этих словах над ширмой показывается фигура адмирала Колчака. Одновременно поднимается длинный красноармейский штык, и адмирал первым повисает на нем. Вслед за ним на штыке повисают и генерал Юденич, и барон Врангель… Сцена заканчивается словами песни, которую поют два красноармейца, встающие во весь рост над ширмой:
Как другие были биты в поле, на реке,
Хватит Гитлеру-бандиту места на штыке!
Спектакль талантливо поставлен режиссером В. Громовым. Превосходные выразительные куклы сделали в кратчайший срок художники театра В. Терехова, Р. Горфайн, Н. Солнцев».
З. Войтинская. «Антифашистский спектакль Театр кукол». // «Советское искусство», 13 июля 1941.
«Новосибирский семинар»
Великая Отечественная война принесла Тереховой огромное горе: с фронта не вернулся ее муж, художник ГЦТК Василий Дробышевский. Только в конце 50-х годов ей прислали извещение, что Дробышевский Василий Карпович числится пропавшим без вести с 1941 года. Сама Вера Николаевна оказалась с театром в эвакуации, где занялась подготовкой молодых кукольников. О том, как это произошло, пишет С. Образцов:
«Командование Сибирского военного округа попросило меня создать несколько фронтовых бригад по пять красноармейцев с антифашистскими кукольными программами. Я согласился, и сказал, что четверо должны уметь петь, а пятый – играть по нотам. Приехали хорошие ребята, действительно со слухом, а баянисты – действительно, музыканты. Но прежде всего, надо было сделать кукол. Достали глину. Стали лепить под руководством Тереховой. Потом долго и азартно репетировали. Потом была официальная сдача. Приехала комиссия. Состоялся спектакль и был принят комиссией с благодарностью».
С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987.
«Золушка»
Спектакль, поставленный в 1946 году, был признан неудачным. Одна из рецензий так и называлась: «Упрек «Золушке». Вот что пишет корреспондент об этом спектакле:
«Внешняя эффективность и красивость при сравнительной бедности содержания – таков порок этого спектакля. С. Образцов, В. Громов, П. Мелиссарато показали воздушные замки на экране и предложили взору зрителей феерию волшебных превращений. Закружилась под музыку тыква и превратилась в золоченую карету, пронзительно завизжали мыши и превратились в длинногривых коней, а кот Карабас явился в облике дородного кучера, вежливо заверяя: «Слушаюсь, сударыня»… Но создать цельный спектакль вопреки недостаткам пьесы театр не смог».А. Образцова. «Упрек «Золушке». // «Советское искусство», 18 апреля 1947.
«Необыкновенный концерт»
Главным художником спектакля «Необыкновенный концерт» был Валентин Андриевич. Вера Терехова в этом спектакле создавала лишь отдельных персонажей. Одним из таких персонажей стала Дрессировщица, игравшая в спектакле с 1946 по 1968 год.
«Слепив голову куклы, Терехова придала ей портретное сходство с собой, значительно состарив и придав гротескные черты. Получилась интеллигентная особа, как тогда говорили, «из прошлого». В сороковые-пятидесятые годы подобные дамы ещё обитали среди нас и были узнаваемы. Первые актрисы, создавшие её образ – Александра Ершова и Софья Мей, – внесли в речь Дрессировщицы великолепный французский «прононс».В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – М, 2014.
Для новой редакции «Необыкновенного концерта» в 1968 году была сделана новая кукла Дрессировщицы по эскизу художника-постановщика В. Андриевича и художника по костюмам Н. Шнейдер. Дрессировщица с лицом Веры Тереховой занимает почетное место в музее.
«Буратино»
Этот спектакль по пьесе Е. Борисовой поставлен в 1953 в старом здании на площади Маяковского, а в 1972 переделан для большой сцены театра на Садовой – Самотечной.
«Куклы для новой постановки сделаны художницей В. Тереховой. Они очень хороши: у каждой свой образ, характер, пластика движений. Не спутаешь подвижных, словно гуттаперчивых акробатов (В. Жукова и А. Сироткина) с меланхоличным Пьеро (Г. Милова), сентиментальную Мальвину (В. Бальде) с самоотверженной Малюткой (Н. Шульц). По замыслу автора Малютка является скромной и незаметной «актрисой на самые маленькие роли», но именно она спасает друзей от гибели…
Буратино выглядит именно таким, каким он полюбился детям. Очень удачна сама кукла: круглая, как шар, голова, плутоватые глазенки, подвижные руки, проворные деревянные ноги. С актрисой О. Тарасовой, наделившей своего героя неугомонным характером, успех по праву делит способный резчик кукол А. Колобков».
С. Богомазов. «Буратино». Спектакль Центрального театра кукол». // «Вечерняя Москва», 7 декабря 1953.
«Шустрик и Мямлик»
«Директором Московской студии телевидения в 1960-е годы была Валентина Николаевна Шароева. Как-то она пригласила меня к себе в кабинет … и попросила разнообразить субботние и воскресные передачи для детей. Ей хотелось, чтобы на экране появлялись бы какие-то современные персонажи. У меня в голове возник образ двух мальчишек - я назвал их Шустрик и Мямлик. Поначалу это были не куклы, а рисунки, на которых изображалась обыкновенная московская семья. Но конкурировать с мультипликацией мы, понятно, не могли, и через некоторое время художники из Театра Образцова – Вера Конюхова, Вера Терехова и Борис Кнерцер вместе с режиссером Борисом Аблыниным и актрисами Евой Синельниковой и Ольгой Тарасовой – превратили Шустрика и Мямлика в кукол. Затем, на протяжении многих лет, эти куклы жили в телевизионном эфире самостоятельно, до тех пор, пока не родилась передача «Спокойной ночи, малыши!» с Хрюшей и Степашей».
Б. Поюровский. «Первые детские передачи». // Журнал «Телецентр», № 2 (22), апрель-май 2007.
«Одесситка»
«Одесситка», как звали ее в театре, Вера Терехова ярко выделялась на общем фоне. В бедные послевоенные годы она умела модно одеться буквально из ничего, охотно пользовалась косметикой. Веселая, компанейская, умевшая дружить, она всегда была в центре внимания. Она почти всегда сидела с нами в мастерских и большую часть своих кукол делала сама. Работала по-свойски, совсем не авторитарно. К ней часто приходил ее земляк, известный тогда театральный художник Леонид Окунь, с которым они вместе заканчивали художественную школу. Они садились возле ее рабочего стола, у окошка и говорили на своем жаргоне, пересыпая речь специфическими одесскими словечками.
За соседней стенкой была мастерская. Что придумала наша молодежь? Из дощечки и наждачной бумаги они соорудили нехитрую «царапалку», потом незаметно просверлили отверстие в стене и с помощью палочки и лески запустили эту конструкцию в стену. В нужный момент шалопаи дергали туда-сюда леску, и получался звук скребущейся мыши! Дальше кто-то из них пришел к Тереховой и сказал: «Вера Николаевна, у вас тут мышь завелась!» В итоге Терехова поверила в существование мыши и сама звала нас, чтобы мы помогли ее прогнать».
В. Конюхова. «Без десяти 100. Девяносто историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Хранительница традиций»
В 1960-70- е годы Вера Терехова возглавила в ГЦТК группу художников, которые работали над возобновлением спектаклей-«шлягеров», а также ремонтировали постановки текущего репертуара. В это же время она создала одну из достопримечательностей Москвы. По эскизам Тереховой были построены декорации с движущимися фигурами для магазина «Детский мир» на Лубянской площади.
В 1960-е годы мастерские ГАЦТК приобрели эталонный профессиональный статус, т.е. были признаны лучшими в стране. Многие современные художники ГАЦТК считают Веру Терехову своим учителем.