Вспоминая Веру Терехову

Музей

Вспоминая Веру Терехову

1 сентября 2022 года исполняется 110 лет со дня рождения Веры Николаевны Тереховой (1912-1986), заслуженного работника культуры РСФСР (1970). Вера Терехова – одна из ведущих художников ГАЦТК в 1930-х – 1950-х гг. За неполные сорок лет работы в театре она стала художником восемнадцати спектаклей, как правило, работая «в команде». Среди лучших спектаклей В.Н. Тереховой: «По щучьему велению» (с С. Образцовым), «Кот в сапогах» (с Б. Тузлуковым), «Необыкновенный концерт» и «Буратино» (оба с В. Андриевичем). Мы предлагаем рассказ об этой замечательной художнице, чьи куклы играют на нашей сцене по сей день.

Сцена из спектакля «Гусенок», 1935 год

Сцена из спектакля «Гусенок», 1935 год

  • «Гусенок»

    Вера Николаевна Терехова родилась в Одессе. Окончила художественный техникум и театрально-декоративную мастерскую Одесского Художественного института (декорационное отделение, 1934), где была ученицей Владимира Мюллера. Работала художником-мультипликатором на местной киностудии, позднее – на киностудии «Мосфильм».  Первой ее работой по приходу в театр стал «Гусенок» (1935).  Спектакль дважды возобновлялся, прошел более 1500 раз. В 1959 году был спектакль был поставлен заново под названием «Вот так Ежик» в оформлении Валентина Андриевича.

Эскиз программки к спектаклю «Гусенок», 1935 год

Эскиз программки к спектаклю «Гусенок», 1935 год

Сцена из спектакля «Гусенок», 1935 год

Сцена из спектакля «Гусенок», 1935 год

Сцена из спектакля «Кот в сапогах», 1937 год

Сцена из спектакля «Кот в сапогах», 1937 год

  • «Кот в сапогах»

    Терехова оформила первую редакцию спектакля, которым в 1937 году открылся первый сезон ГЦТК в стационаре на площади Маяковского. Ныне на сцене театра идет 2-я редакция спектакля в оформлении Бориса Тузлукова.
    «Достоинство спектакля «Кот в сапогах» заключается в необычайной слитности всех элементов постановки и исполнения.  Легкие декорации художника Б. Тузлукова, грациозная и характерная музыка Ю. Милютина, остроумно задуманные и хорошо сделанные В. Тереховой куклы – все составляет художественное единство. На высоком уровне находится работа всего актерского коллектива. Особенным успехом у зрителей пользовались кот (артист Е. Сперанский), принцесса Петютя (артистка  В. Потемкина) и король (артист А. Кусов)».

    М. Розанова. «Кот в сапогах». Спектакль Центрального театра кукол» // «Правда», 17 декабря 1937.
     

  •  

    Забавный штрих к портрету спектакля добавляет старейшая сотрудница ГАЦТК Вера Николаевна Конюхова, много лет работавшая с Тереховой. «Кукле Короля Терехова придала портретное сходство с артистом Анатолием Кусовым, игравшим роль Короля. Анатолий Павлович был этим сходством очень доволен и при случае вспоминал об этом, даже когда уже не играл эту роль».

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – М, 2014.

Сцена из спектакля «По щучьему веленью», 2022 год

Сцена из спектакля «По щучьему веленью», 2022 год

  • «По щучьему веленью»

    Этот легендарный спектакль Вера Терехова и Сергей образцов придумали в 1936 году. Он идет на сцене ГАЦТК уже более 80 лет без изменений.
    «В пьесе, созданной по мотивам русских народных сказок, множество чудесных превращений. В спектакле играют не только куклы, но и вещи: бегут ведра, мчится печь, катятся сани, алыми розами зацветает сосна, играет и пляшет фантастическое солнце, вытягивая длинные ноги, обутые в золотые лапти».

    З.В. «По щучьему веленью» // «Советское искусство», 17 января 1937.
     

Сцена из спектакля «По щучьему веленью», 2022 год

Сцена из спектакля «По щучьему веленью», 2022 год

Сцена из спектакля «По щучьему веленью», 2022 год

Сцена из спектакля «По щучьему веленью», 2022 год

Эскиз куклы Оксана, спектакль «Ночь перед Рождеством», 1940 год

Эскиз куклы Оксана, спектакль «Ночь перед Рождеством», 1940 год

Эскиз куклы Вакула, спектакль «Ночь перед Рождеством», 1940 год

Эскиз куклы Вакула, спектакль «Ночь перед Рождеством», 1940 год

  • «Ночь перед Рождеством»

    Спектакль «Ночь перед Рождеством» (1941) Терехова оформила вместе со своим учителем Владимиром Мюллером, который придумал сложную многоплановую ширму с эффектом глубокого пространства. Вот что пишут о куклах Тереховой рецензенты:
    «Здесь найдены поистине удивительные формы театральной выразительности при максимальной скупости жеста. Куклы лишены мимики. Но Вакула опустил голову,  и мы чувствуем: он опечален. Пустилась Оксана в пляс перед зеркалом, и кто-то в зале начинает хлопать и пристукивать каблуком в лад ее танцу… А сколько юмора в куклах-чертях! И какая характерность у каждой куклы! Им может позавидовать любой исполнитель «театра живого актера».

    Б. Кузнецов. «Взрослым и детям» (Центральный театр кукол в Алма-Ате)». // «Ленинская смена» (Алма-Ата), 27 сентября 1949.

Эскиз сцены «Солоха и Черт», 1940 год

Эскиз сцены «Солоха и Черт», 1940 год

Эскиз кукол к номеру «Штык», 1941 год

Эскиз кукол к номеру «Штык», 1941 год

  • «Фронтовая программа» 

    «Государственный центральный театр кукол, руководимый заслуженным артистом РСФСР С. Образцовым, подготовил свой первый оборонный антифашистский спектакль. В программу вошли разнообразные и очень выразительные сценки, написанные недавно группой драматургов…  Сценка М. Коссовского «Штык» изображает бесславный путь белогвардейских генералов, немецких оккупантов и финских вояк. Слышится мелодия солдатской песни «Соловей, соловей, пташечка». За ширмой напевают: 
    Как Колчак в былые годы банду собирал,
    На Москву пошел походом белый адмирал…
     

  •  

    При этих словах над ширмой показывается фигура адмирала Колчака. Одновременно поднимается длинный красноармейский штык, и адмирал первым повисает на нем. Вслед за ним на штыке повисают и генерал Юденич, и барон Врангель… Сцена заканчивается словами песни, которую поют два красноармейца, встающие во весь рост над ширмой:
    Как другие были биты в поле, на реке,
    Хватит Гитлеру-бандиту места на штыке!
    Спектакль талантливо поставлен режиссером В. Громовым. Превосходные выразительные куклы сделали в кратчайший срок художники театра В. Терехова, Р. Горфайн, Н. Солнцев».
     

    З. Войтинская. «Антифашистский спектакль Театр кукол». // «Советское искусство», 13 июля 1941.

Эскиз к номеру «Обед», 1941 год

Эскиз к номеру «Обед», 1941 год

В. Терехова учит бойцов делать кукол. Новосибирск, 1942 год

В. Терехова учит бойцов делать кукол. Новосибирск, 1942 год

  • «Новосибирский семинар»

    Великая Отечественная война принесла Тереховой огромное горе: с фронта не вернулся ее муж, художник ГЦТК Василий Дробышевский. Только в конце 50-х годов ей прислали извещение, что Дробышевский Василий Карпович числится пропавшим без вести с 1941 года. Сама Вера Николаевна оказалась с театром в эвакуации, где занялась подготовкой молодых кукольников. О том, как это произошло, пишет С. Образцов: 

    «Командование Сибирского военного округа попросило меня создать несколько фронтовых бригад по пять красноармейцев с антифашистскими кукольными программами. Я согласился, и сказал, что четверо должны уметь петь, а пятый – играть по нотам. Приехали хорошие ребята, действительно со слухом, а баянисты – действительно, музыканты. Но прежде всего, надо было сделать кукол. Достали глину. Стали лепить под руководством Тереховой. Потом долго и азартно репетировали. Потом была официальная сдача. Приехала комиссия. Состоялся спектакль и был принят комиссией с благодарностью».

    С. Образцов. «По ступенькам памяти». – М, 1987. 

Благодарственная грамота ГЦТК от командования СибВО, 1942 год

Благодарственная грамота ГЦТК от командования СибВО, 1942 год

Эскиз декорации к спектаклю «Золушка», 1946 год

Эскиз декорации к спектаклю «Золушка», 1946 год

  • «Золушка»

    Спектакль, поставленный в 1946 году, был признан неудачным. Одна из рецензий так и называлась: «Упрек «Золушке». Вот что пишет корреспондент об этом спектакле:
    «Внешняя эффективность и красивость при сравнительной бедности содержания – таков порок этого спектакля. С. Образцов, В. Громов, П. Мелиссарато показали воздушные замки на экране и предложили взору зрителей феерию волшебных превращений. Закружилась под музыку тыква и превратилась в золоченую карету, пронзительно завизжали мыши и превратились в длинногривых коней, а кот Карабас явился в облике дородного кучера, вежливо заверяя: «Слушаюсь, сударыня»…  Но создать цельный спектакль вопреки недостаткам пьесы театр не смог».

    А. Образцова. «Упрек «Золушке».  // «Советское искусство», 18 апреля 1947. 

Эскиз афиши к спектаклю «Золушка», 1946 год

Эскиз афиши к спектаклю «Золушка», 1946 год

Эскиз куклы Дрессировщица к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1946 год

Эскиз куклы Дрессировщица к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1946 год

  • «Необыкновенный концерт»

    Главным художником спектакля «Необыкновенный концерт» был Валентин Андриевич. Вера Терехова в этом спектакле создавала лишь отдельных персонажей. Одним из таких персонажей стала  Дрессировщица, игравшая в спектакле с 1946 по 1968 год.
    «Слепив голову куклы, Терехова придала ей портретное сходство с собой, значительно состарив и придав гротескные черты. Получилась интеллигентная особа, как тогда говорили, «из прошлого». В сороковые-пятидесятые годы подобные дамы ещё обитали среди нас и были узнаваемы. Первые актрисы, создавшие её образ – Александра Ершова и Софья Мей, – внесли в речь Дрессировщицы великолепный французский «прононс». 

    В. Конюхова. «Зарисовки театрального художника». – М, 2014.

  •  

    Для новой редакции «Необыкновенного концерта» в 1968 году была сделана новая кукла Дрессировщицы по эскизу художника-постановщика В. Андриевича и художника по костюмам Н. Шнейдер. Дрессировщица с лицом Веры Тереховой занимает почетное место в музее.

Дрессировщица из спектакля «Необыкновенный концерт», 1946 год

Дрессировщица из спектакля «Необыкновенный концерт», 1946 год

Эскиз куклы Буратино к спектаклю «Буратино», 1953 год

Эскиз куклы Буратино к спектаклю «Буратино», 1953 год

Эскиз куклы Пьеро к спектаклю «Буратино», 1953 год

Эскиз куклы Пьеро к спектаклю «Буратино», 1953 год

  • «Буратино»

    Этот спектакль по пьесе Е. Борисовой поставлен в 1953 в старом здании на площади Маяковского, а в 1972 переделан для большой сцены театра на Садовой – Самотечной.
    «Куклы для новой постановки сделаны художницей В. Тереховой. Они очень хороши: у каждой свой образ, характер, пластика движений. Не спутаешь подвижных, словно гуттаперчивых акробатов (В. Жукова и А. Сироткина) с меланхоличным Пьеро (Г. Милова), сентиментальную Мальвину (В. Бальде) с самоотверженной Малюткой (Н. Шульц). По замыслу автора Малютка является скромной и незаметной «актрисой на самые маленькие роли», но именно она спасает друзей от гибели…
     

  •  

     Буратино выглядит именно таким, каким он полюбился детям. Очень удачна сама кукла: круглая, как шар, голова, плутоватые глазенки, подвижные руки, проворные деревянные ноги. С актрисой О. Тарасовой, наделившей своего героя неугомонным характером, успех по праву делит способный резчик кукол А. Колобков».
     

    С. Богомазов. «Буратино». Спектакль Центрального театра кукол». //  «Вечерняя Москва», 7 декабря  1953.

Эскиз куклы Мальвина к спектаклю «Буратино», 1953 год

Эскиз куклы Мальвина к спектаклю «Буратино», 1953 год

Эскиз куклы Акробат к спектаклю «Буратино», 1953 год

Эскиз куклы Акробат к спектаклю «Буратино», 1953 год

Шустрик и Мямлик на съемках. Фото из открытых источников

Шустрик и Мямлик на съемках. Фото из открытых источников

  • «Шустрик и Мямлик»

    «Директором Московской студии телевидения в 1960-е годы  была Валентина Николаевна Шароева. Как-то она пригласила меня к себе в кабинет … и попросила разнообразить субботние и воскресные передачи для детей. Ей хотелось, чтобы на экране появлялись бы какие-то современные персонажи. У меня в голове возник образ двух мальчишек - я назвал их Шустрик и Мямлик. Поначалу это были не куклы, а рисунки, на которых изображалась обыкновенная московская семья. Но конкурировать с мультипликацией мы, понятно, не могли, и через некоторое время художники из Театра Образцова – Вера Конюхова, Вера Терехова и Борис Кнерцер вместе с режиссером Борисом Аблыниным и актрисами Евой Синельниковой и Ольгой Тарасовой – превратили Шустрика и Мямлика в кукол. Затем, на протяжении многих лет, эти куклы жили в телевизионном эфире самостоятельно, до тех пор, пока не родилась передача «Спокойной ночи, малыши!» с Хрюшей и Степашей». 

    Б. Поюровский. «Первые детские передачи». // Журнал «Телецентр», № 2 (22), апрель-май 2007.

Вера Терехова за работой

Вера Терехова за работой

  • «Одесситка»

    «Одесситка», как звали ее в театре, Вера Терехова ярко выделялась на общем фоне. В бедные послевоенные годы она умела модно одеться буквально из ничего, охотно пользовалась косметикой. Веселая, компанейская, умевшая дружить, она всегда была в центре внимания. Она почти всегда сидела с нами в мастерских и большую часть своих кукол делала сама. Работала по-свойски, совсем не авторитарно. К ней часто приходил ее земляк, известный тогда театральный художник Леонид Окунь, с которым они вместе заканчивали художественную школу. Они садились возле ее рабочего стола, у окошка и говорили на своем жаргоне, пересыпая речь специфическими одесскими словечками. 

  •  

    За соседней стенкой была мастерская. Что придумала наша молодежь? Из дощечки и наждачной бумаги они соорудили нехитрую «царапалку», потом незаметно просверлили отверстие в стене и с помощью палочки и лески запустили эту конструкцию в стену. В нужный момент шалопаи дергали туда-сюда леску, и получался звук скребущейся мыши! Дальше кто-то из них пришел к Тереховой и сказал: «Вера Николаевна, у вас тут мышь завелась!» В итоге Терехова поверила в существование мыши и сама звала нас, чтобы мы помогли ее прогнать». 

    В. Конюхова. «Без десяти 100. Девяносто историй Театра Образцова». – М, 2021.

Эскиз куклы Мышка, спектакль «Терем-Теремок», 1940 год

Эскиз куклы Мышка, спектакль «Терем-Теремок», 1940 год

Куклы В. Тереховой в «Детском мире». Фото из открытых источников

Куклы В. Тереховой в «Детском мире». Фото из открытых источников

  • «Хранительница традиций»

    В 1960-70- е годы Вера Терехова возглавила в ГЦТК группу художников, которые работали над возобновлением спектаклей-«шлягеров», а также ремонтировали постановки текущего репертуара. В это же время она создала одну из достопримечательностей  Москвы. По эскизам Тереховой были построены декорации с движущимися фигурами для магазина «Детский мир» на Лубянской площади.
    В 1960-е годы мастерские ГАЦТК приобрели эталонный профессиональный статус, т.е. были признаны лучшими в стране. Многие современные художники ГАЦТК считают Веру Терехову своим учителем.

Эскиз декорации к спектаклю «Снегуркина школа», 1952 год

Эскиз декорации к спектаклю «Снегуркина школа», 1952 год

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в театре всегда!