Виктор Рябов: «В кукольнике все должно быть необычно…»

Музей

Виктор Рябов: «В кукольнике все должно быть необычно…»

30 июня 2022 года исполнилось бы 80 лет Виктору Васильевичу Рябову, народному артисту России.
Придя в Театр Образцова 20-летним юношей, Виктор Васильевич прослужил в нем всю жизнь. 
«Он был одним из островков того образцовского театра, где кукла играла главную роль в процессе создания спектакля. В.В. Рябов и ГАЦТК им. С.В. Образцова были едины. Эта ниточка между нынешним театром и тем, прежним, стала еще тоньше», - сказал о Рябове Федор Владимирович Виолин, народный артист России. 
 

Красноармеец, спектакль  «Сказка о военной тайне, Мальчише  Кибальчише и его твердом слове», 1967

Красноармеец, спектакль «Сказка о военной тайне, Мальчише Кибальчише и его твердом слове», 1967

  • «Въехал на тачанке»

    «Шестидесятые годы. Я работаю в мастерских Театра Образцова художником-оформителем. В тот год в мастерских шла работа одновременно над двумя спектаклями – «Ноев ковчег» и «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». 
    Мне не запоминалось, как на работу в театр пришел Виктор Рябов. Но этот худенький, скромный юноша обратил на себя мое внимание тем, с каким любопытством он часто заходил в мастерские, чтобы посмотреть, как мы делаем кукол. 
    … Идут репетиции «Мальчиша». Настало время премьеры. В старом здании театра на улице Горького, на авансцене стоит тачанка, а на тачанке в красноармейской шинели, в буденовке, с шашкой стоит великолепный Виктор Рябов. Он произносит монолог, и действие начинается. Он ведет весь спектакль. Это была безусловная удача театра и удачный вход в репертуар театра нового актера. Виктор Рябов даже не вошел, а буквально «въехал на тачанке» в репертуар Театра Образцова».

    Вера  Конюхова, художник. Из воспоминаний. 2018.

На гастролях

На гастролях

  • «Сын полка»

    «Виктор Рябов был принят в Театр Образцова по конкурсу в 1962 году. Пришел худенький, скромный мальчик с приятным голосом. Он очень хотел выглядеть значительнее, чем он был. Даже начал прогуливаться не торопясь, заложив руки за спину, так ходил Евгений Вениаминович Сперанский. Виктор Васильевич поступил в ГИТИС на театроведческий факультет и окончил его «без отрыва от производства». Практику прошел в театре, играя и дневные, и вечерние спектакли. Написал диплом «Актер в театре кукол», а потом даже издал его отдельной книгой. 
    Когда Виктор Васильевич в первый раз поехал с театром на гастроли, за него все переживали и помогали ему как могли. Он впервые уехал из дома без мамы. Широко раскрыв глаза, он ходил по улицам новых городов, восхищался красотой и природой. А в это время у него вытащили из кармана джинсов кошелек, где было все его богатство – и зарплата, и суточные. Группа моментально отреагировала, все скинулись, кто сколько мог. Так наш Витя не умер с голоду и стал как бы «сыном полка».

    Светлана Шеповалова, актриса. Из воспоминаний. 2019.
     

Плакат с творческого вечера Виктора Рябова, 2002

Плакат с творческого вечера Виктора Рябова, 2002

  • «Мне пришлось влезть в шкуру своего героя»

    «В спектакле для самых маленьких – «В гостях у Чуковского» - Витя, еще стажером сыграл роль Крокодила. Крокодил – это очень большая кукла. Даже не кукла, а нечто вроде плащ-палатки, увенчанной огромной зубастой маской.
    По поводу своей первой роли Рябов как-то шутя сказал мне:
    -Здесь я выполняю завет великого Щепкина буквально…
    - Какой завет?
    - Влезай в шкуру действующего лица!
    Он влезал в своего Крокодила, накрывался зубастой маской, но сквозь басенно-сказочный образ просвечивал теплый, очень человеческий характер…»
     

    Евгений Сперанский, засл. артист РСФСР.  «Упрямо пойдет дальше…»//«Театральная жизнь», № 22, 1965.

Виктора Рябов с куклой Шер-хан

Виктора Рябов с куклой Шер-хан

  • «Получил звание, но не зазнался»

    «Виктор Васильевич постепенно вошел в репертуар. Он играл новые спектакли и заменял уходивших на пенсию артистов. Так он довольно органично превратился из «сына полка» в ведущего актера – лидера группы. Когда Виктор Васильевич сыграл Дон Жуана, его представили к званию заслуженного артиста РСФСР. Он не зазнался. Постоянно ходил по выставкам и музеям, по театрам и концертам. Много, но беспорядочно читал. Копаясь в нашей домашней библиотеке, вдруг просил дать ему почитать книги неожиданные, например «Указы Екатерины II» или Адама Олеария или вдруг «Домострой» или «Имя Розы» Умберто Эко». 

    Светлана Шеповалова. Из воспоминаний. 2019.

Рыцарь Бириби, спектакль «Царь-Девица», 2010

Рыцарь Бириби, спектакль «Царь-Девица», 2010

  • «Как у Вас с творческим удовлетворением?»

     «Я поступил в театр в 20 лет. Первое время я любил смотреть в темный зал и думать: «Как хорошо, что я здесь!». Но потом меня стали мучать сомнения. Я пытался найти в своей работе призвание. Ответ, который я нашел в своей работе, был такой: чтобы открыть труд актера – кукольника как творчество, надо самому придумывать куклу и доводить свою фантазию до выступления на сцене. Так появилась моя первая миниатюра. Были вопросы: «Что Вас толкнуло на это, как Вы решились?» Я не мог ответить на этот вопрос. Я делал все в здравом уме, но не мог четко и ясно все объяснить. Наверно, в этом и заключается творчество». 

    Виктор  Рябов. Из фильма «Свет изнутри», 2013.

Плакат с творческого вечера, 2002

Плакат с творческого вечера, 2002

Миниатюра «К вопросу о диалектике», 1974

Миниатюра «К вопросу о диалектике», 1974

  • «Наш, только наш»

    «Показал я свою миниатюру в Доме актера в 1973 году. Людей, которые ее приняли, можно было сосчитать по пальцам одной руки. На сцену выходила Смерть с коробкой, доставала оттуда куклу, играла с ней, потом укладывала в коробку, и было видно, что без этой куклы ей заняться особо нечем. Такая одинокая несчастная Смерть. Миниатюру не приняли, и тогда появилась моя вторая миниатюра, «К вопросу о диалектике». Я выходил с бумажными куклами, залезал им в голову, вынимал оттуда ткани мыслей. На одной написано «Жизнь прекрасна», на другой «Жизнь ужасна». Эту миниатюру приняли еще хуже. В тогдашние цензурные требования такое не укладывалось. Диалектика в 1970-е годы была одна, и она не допускала сомнений. 

  •  

    Ладно, думаю, буду говорить о любви. Так родилась миниатюра «Мой папа – дон Кихот».  Это была танцевальная миниатюра, насыщенная метафорами. Человек, впитавший в себя дух Дон Кихота, переживал его историю: он принимал ложное за настоящее. В этом была драма: рушилась иллюзия, гибла любовь, но человек не погибал.
    Все, что я делал, требовало проверки площадки, освещения, звука. Возить мой театр было накладно, потому что авто у меня не было. И я прекратил эксперименты». 

    Виктор Рябов. Из фильма «Свет изнутри», 2013.

Миниатюра «Мой папа – дон Кихот», 1975

Миниатюра «Мой папа – дон Кихот», 1975

Виктор Рябов с Евгением  Сперанским, 1998

Виктор Рябов с Евгением Сперанским, 1998

  • «Прилежный ученик»

    «Виктор Васильевич очень долго дружил с народным артистом РСФСР Евгением Вениаминовичем Сперанским, который считался руководителем нашей группы. Сперанский был не только замечательным и неожиданным актером. Он был еще непредсказуемым режиссером и автором многих кукольных спектаклей, где юмор был как россыпь драгоценностей – так и сверкал в точных фразах. 
    Когда Сперанский ушел из театра, то, по-моему, только Зиновий Ефимович Гердт и Виктор Васильевич Рябов навещали его часто и, слава Богу, связь Евгения Вениаминовича с театром не прерывалась. По-моему, Рябов ездил к Сперанскому не только для того, чтобы пообщаться. Он присматривался к работе Сперанского и успел многому у него научиться. Ведь для кукольной сцены писать очень непросто. Приглядывался, но молчал про это». 

    Светлана Шеповалова, актриса. Из воспоминаний. 2019.

     

     

  •  

    В 2000 году Рябов решил осуществить мечту своего уже покойного учителя – поставить на сцене ГАЦТК пьесу Е. Сперанского «Сказ о российском матросе». Был написана экспликация постановки с куклами-тантамаресками, однако никому из руководства театра этот проект не понравился и был отклонен, не дойдя до обсуждения на Худсовете. Ныне экспликация, оформленная рисунками Рябова, хранится в музее.

Режиссерская экспликация Виктора Рябова

Режиссерская экспликация Виктора Рябова

Виктор Рябов с учениками Александром Мудряком и Марией Овчаренко

Виктор Рябов с учениками Александром Мудряком и Марией Овчаренко

  • «Как педагог влюбляет в свою профессию?»

    В 1994 – 1998 гг. Виктор Рябов возглавил отделение актеров театра кукол в новом Специализированном институте искусств для людей с ОВЗ.  Из четырех студентов до диплома дошли двое, Александр Мудряк и Мария Овчаренко, создавшие свой театр «Котофей».

    «Наши занятия строились не так, как обычно это делается: пришел педагог, и начали работать. Виктор Васильевич приходил с какими-нибудь сладостями, чаем. Он превратил нашу комнату в маленький театр. Появились стенды, на которые повесили кукол, стало интересно, красиво.
    Однажды Виктор Васильевич приходит и говорит: «Ребята, приезжает Филипп Жанти. Вы знаете, кто это?» Мы не знали, но слышали, что это известный кукольник. «Почем билеты? – Столько-то». Но у нас нет денег. На следующий день Виктор Васильевич приносит билеты. «Это вам! Вы обязательно должны сходить!» И это было потрясающе!  Такой урок! Я думала: а если бы мы не смогли пойти? Если бы Виктор Васильевич не принес билеты? Как педагог влюбляет в свою профессию? В том числе и так».

    Мария Овчаренко. Из фильма «Свет изнутри», 2013.

Спектакль театра «Котофей» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», фото 1999 года

Спектакль театра «Котофей» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», фото 1999 года

Сцена из спектакля «Тамбовская казначейша»

Сцена из спектакля «Тамбовская казначейша»

  • «Тамбовская казначейша»

    «Однажды у меня в театре образовался перерыв в полтора часа. Я решила поискать в театре тихий уголок и отдохнуть. Вошла в малый зал, а там Виктор Васильевич монтировал декорации своего спектакля «Тамбовская казначейша», по Лермонтову. С машинистом сцены они постелили на пол чистый целлофан и начали собирать боковые порталы. А как только появились куклы, я моментально вспомнила, как совсем недавно мы дома меняли холодильник. Когда его привезли, Виктор Васильевич был у нас в гостях. И когда рабочие начали вынимать холодильник из коробки, больше всего забеспокоился именно Рябов. Он умолял не ломать картон, так как именно такой картон ему нужен для вновь задуманного спектакля. И вот на сцене театра были эти самые картонные профили кукол. Художественно приодетые и разрисованные. 

  •  

    Я не стала себя обнаруживать. Смотрела, как Виктор Васильевич монтирует эти декорации. Почти неслышно передвигаясь по сцене, он поправлял складки занавеса и тихо переговаривался с рабочим сцены. Потом попросил электрика дать свет. Потом проверил с радистом звук. Остался доволен, и спокойно сел в зал. Мне этот сюжет показался таким уютным и по хорошему профессиональным, что я пожалела, что у меня нет с собой кинокамеры. Было бы прекрасно заснять весь этот процесс и показывать студентам-постановщикам. Все понятно, конкретно и профессионально». 

    Светлана Шеповалова. Из воспоминаний. 2019.

Афиша спектакля «Тамбовская казначейша»

Афиша спектакля «Тамбовская казначейша»

Сцена из спектакля «Маленькие рассказы про животных», 2005

Сцена из спектакля «Маленькие рассказы про животных», 2005

  • «Маленькие рассказы про животных»

    «Постановку «Маленькие рассказы про животных» по одноименной книге С. В. Образцова Рябов предложил еще в 2004 году. Проект уникальный – в Мемориальной квартире зазвучит и оживет слово ее хозяина. Сценографом Виктор Васильевич пригласил художницу Ольгу Быкову, которая долго работала над передачей «Спокойной ночи, малыши». Порталы, похожие на листы книги, были взяты с иллюстраций Никиты Чарушина к книге Образцова и напечатаны на пенокартоне, куклу попугая сделал наш мастер Александр Лигусов. Я включала фонограмму и подавала-принимала необходимые предметы.
    Спектакль «Маленькие рассказы про животных» был впервые показан в день рождения Сергея Владимировича 5 июля 2005 года. Правда, играть его получалось редко, потому что Виктор Васильевич был плотно занят в репертуаре театра. 

  •  

    В 2008 мы вывезли «Маленькие рассказы про животных» в ЦДРИ. И спектакль … не получился. Маленькие фигурки потерялись на сцене Малого зала ЦДРИ, и главное – в большом зале исчезла та доверительная атмосфера домашнего театра, какая была в Музее-квартире Образцова. Больше мы спектакль никуда не вывозили. 
    В 2014 Борис Константинов предложил поставить «Маленькие рассказы про животных» на Третьей сцене театра. Для этого потребовалась новая сценография, новые куклы, пропорциональные сцене. Виктор Васильевич отказался, и спектакль отправился в музей».

    Мария Ильина, в 2004 – 2008 гг. - методист Мемориальная квартира С.В. Образцова.

Сцена из спектакля «Маленькие рассказы про животных», 2005

Сцена из спектакля «Маленькие рассказы про животных», 2005

Виктор Рябов читает стихотворение на вечере памяти Зиновия Гердта. 2016

Виктор Рябов читает стихотворение на вечере памяти Зиновия Гердта. 2016

  • «Нет, вы видали?! Каково?! А?!»

    «Глаза его, немного красные и блестящие, широко раскрыты. Каждый нерв, каждый мускул его тщательно выбритого лица напряжен, руки застыли в театральном жесте, выражающем недоумение. Он смотрит на меня в упор в ожидании реакции. Доля секунды – и мы оба разражаемся хохотом. 
    Так, или почти так, заканчивалась большая часть рассказов Виктора Васильевича Рябова. Например, как он искал музей Бетховена в Бонне и не мог правильно, на немецкий манер, выговорить «Beethoven», или о том, как Рябов (он любил говорить о себе в третьем лице) пошел на спектакль в некий театр и увидел там ТАКОЕ…»

    Гордий Салтыков, главный хранитель музея. Из воспоминаний. 2018.

Виктор  Рябов и Наталья Кострова на юбилее режиссера Владимира Штейна, 1998

Виктор Рябов и Наталья Кострова на юбилее режиссера Владимира Штейна, 1998

  • «Он нес свет»

    «На последней встрече Нового года Виктор Васильевич принес с собой целую сумку каких-то коробочек. Все они были одинаковые, только цвет белый или черный. Это были светодиодные светильники. Он начал подсаживаться к каждому гостю отдельно и каждого учить, как нужно пользоваться этим прибором. Если эту лампу зарядить днем, то можно много часов ею пользоваться независимо от розеток, штепселей, длины проводков и лампочек. Виктор Васильевич буквально каждому прочел целую лекцию. Он свято выполнял свою роль. Даже несколько обиженно сказал: «Я вам несу свет – а вы все: «поешь, попробуй!» Пророческие слова. Это был очень светлый человек. Он действительно нес нам СВЕТ. Добрая и вечная ему память. Если бы он был повнимательнее к таким пустякам, как здоровье…»

    Светлана Шеповалова. Из воспоминаний. 2019.
     

Фото Дмитрия Макарова, 2014

Фото Дмитрия Макарова, 2014

Фото Дмитрия Макарова, 2014

Фото Дмитрия Макарова, 2014

  •  

    «Желая завершить диалог, Виктор Васильевич, как правило, внезапно «включал» дикторский голос и выдавал приблизительно следующее: «На этом мы заканчиваем нашу радиопередачу, благодарим слушателей за внимание…». Когда участники диалога заканчивали, наконец, смеяться, он прощался, надевал на плечо свою вечную сумку, и, немного отдалившись, с совершенно неповторимой, полуизвиняющейся-полувосторженной интонацией произносил: «До свидания!». 

    Гордий Салтыков, главный хранитель музея. Из воспоминаний. 2018.

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в нашем театре!