Валентин Андриевич: художник смеха

Музей

Валентин Андриевич: художник смеха

7 мая 2023 года исполняется 115 лет со дня рождения художника Валентина Валентиновича Андриевича (1908-1985). По его эскизам созданы спектакли, составившие славу Театра Образцова. Некоторые из них – «Под шорох твоих ресниц», «Дочь-невеста», «Заяц и Кот» – стали достоянием истории, другие – «Необыкновенный концерт», «Тигрик Петрик», «Буратино» – идут на нашей сцене по сей день. 
Предлагаем вашему вниманию выставку работ этого замечательного художника.

Эмблема МОТК, художник Валентин Андриевич

Эмблема МОТК, художник Валентин Андриевич

Король из спектакля «Снежная королева», 1940

Король из спектакля «Снежная королева», 1940

  • «Московский областной»

    Валентин Андриевич начал карьеру художника по куклам в Московском областном театре кукол. Там он оформил несколько постановок художественного руководителя МОТК Виктора  Швембергера, сам поставил в качестве режиссёра несколько спектаклей. Куклы Король и Герда из его постановки «Снежная королева» (1940) украшают входную витрину Музея Театра Образцова. В  1941 году, после высылки Швембергера в Киргизию, Андриевич взял на себя руководство театром, организовал фронтовую бригаду Областного театра кукол и сам выступал в её составе с сольным номером «Мы только знакомы».

Валентин Андриевич в составе фронтовой бригады МОТК

Валентин Андриевич в составе фронтовой бригады МОТК

Эскиз куклы Шер-хан, спектакль «Маугли», 1945

Эскиз куклы Шер-хан, спектакль «Маугли», 1945

Эскиз куклы Балу, спектакль «Маугли», 1945

Эскиз куклы Балу, спектакль «Маугли», 1945

  •  «Маугли»

    В ГЦТК Валентин Андриевич пришёл в 1945 году уже сложившимся мастером. Его дебютом стали куклы к спектаклю «Маугли» (эскизы декораций рисовал главный художник театра Борис Тузлуков). Для кукол животных Андриевич придумал уникальный механический «скелет» с проволочными суставами. Обтянутые кто мехом, а кто обычной тканью (спектакль делали в условиях послевоенной разрухи,  достать материалы было очень трудно), звери казались живыми. А вот романтический герой Маугли художнику не удался. 
     

  •  

    «Художнику В. Андриевичу, блистательно дебютировавшему галереей кукол зверей, мне кажется, решительно не удалась кукла Маугли…  Только в первом акте, когда Маугли ещё ползунок, он и обаятелен, и достоверен. Чем дальше, тем больше мертвеет кукла. В то время, как у зверей мимирует, живёт, играет каждая чёрточка – «кукольная» неподвижность лица Маугли, марионеточная механичность   его движений подрывает доверие к образу».

    С. Дрейден. «Когда оживают куклы. «Маугли» в Театре С. Образцова». // «Советское искусство», 8.04.1945.

    Спектакль «Маугли»  был снят в 1954 году. Ныне на сцене ГАЦТК идет новая редакция постановки в оформлении Владимира Гарбузова и Евгении Шахотько.

Эскиз лица Маугли, 1945

Эскиз лица Маугли, 1945

Плакат к спектаклю «Маугли», 1945

Плакат к спектаклю «Маугли», 1945

Эскиз-чертеж куклы Конферансье, спектакль  «Необыкновенный концерт», 1946

Эскиз-чертеж куклы Конферансье, спектакль «Необыкновенный концерт», 1946

Плакат к  спектаклю «Необыкновенный концерт», 1946

Плакат к спектаклю «Необыкновенный концерт», 1946

  • «Необыкновенный концерт»

    Самым знаменитым произведением Андриевича стал «Необыкновенный концерт» (1946). Спектакль, пародирующий пошлость  и дурновкусие современной эстрады, дал простор для Андриевича-карикатуриста. «Злые куклы» – так называлась одна из статей о «Концерте». Андриевич придумал гротесковым героям сложную механику, позволяющую исполнять танцевальные и музыкальные номера. Например, руки Конферансье Апломбова управляются с  помощью скрытых тростей с тяжами, пропущенными в рукава его фрака. 
    Над первой редакцией «Концерта» вместе с Андриевичем работала художница Вера Терехова. Вторую редакцию спектакля (1968) Валентин Андриевич оформил целиком, придав куклам сходство с геометрическими фигурами. Вы можете  увидеть их на нашей сцене. 

    Здесь можно увидеть альтернативную версию "Необыкновенного концерта"

Эскиз-чертеж куклы Певица, спектакль «Необыкновенный концерт», 1946

Эскиз-чертеж куклы Певица, спектакль «Необыкновенный концерт», 1946

Эскиз-чертеж куклы Виолончелист, спектакль «Необыкновенный концерт», 1946

Эскиз-чертеж куклы Виолончелист, спектакль «Необыкновенный концерт», 1946

Эскиз куклы Кот,  спектакль «Заяц и Кот», 1948

Эскиз куклы Кот, спектакль «Заяц и Кот», 1948

Эскиз кукол Зайчата,  спектакль «Заяц и Кот», 1948

Эскиз кукол Зайчата, спектакль «Заяц и Кот», 1948

  • «Заяц и Кот»

    Спектакль «Заяц и Кот» по пьесе Георгия Ландау (1948) предназначался для самых маленьких зрителей. Вот что пишут о спектакле рецензенты:
    «На сцене – куклы, и о них недостаточно сказать, что они «как живые»: живой заяц не умел бы говорить со сцены, и настоящий кот не мог бы так уморительно обучать козу кошачьему языку. Нет, для маленьких зрителей Центрального театра кукол персонажи спектакля «Заяц и Кот» - лучше живых зверей, это – куклы, каких ребята знают по своим играм…  Хорошие, светлые декорации написал для спектакля художник В. Андриевич».

    А. Старосельский. «Два спектакля». // «Смена» (Ленинград), 15.04.1948. 

Эскиз декорации к спектаклю «Заяц и Кот», 1948

Эскиз декорации к спектаклю «Заяц и Кот», 1948

Плакат к спектаклю «Заяц и Кот», 1948

Плакат к спектаклю «Заяц и Кот», 1948

Плакат к спектаклю «Под шорох твоих ресниц», 1949.

Плакат к спектаклю «Под шорох твоих ресниц», 1949.

Эскиз куклы Директор кинофирмы Джейкл, спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз куклы Директор кинофирмы Джейкл, спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз куклы Кинозвезда Элен Лей, спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз куклы Кинозвезда Элен Лей, спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

  • «Под шорох твоих ресниц»

    Спектакль по пьесе одного из корифеев ГАЦТК, актера и драматурга Евгения Сперанского «Под шорох твоих ресниц» (1949) – пародия на киноштампы Голливуда – позволил Андриевичу в полной мере раскрыть свой талант мастера гротеска. Вот что пишут о спектакле  рецензенты:
    «Постановщик С. Образцов и художник В. Андриевич воспроизвели поистине «чудовищный» ансамбль. Многие удачно найденные детали дали возможность показать босса фирмы Джейкла и его любовницу, бездарную актрису Эллен Лей, сценариста, актёров и их дублёров, «консультанта по славянским вопросам» из редакции «Голос Америки». 
     

    М. Долгополов. «Спектакль о голливудских нравах». // «Московский большевик», 26 июня 1949. 

     

  •  

    «В мастерской американской киностудии по конвейеру изготовляется режиссёрский сценарий нового фильма. Трещат голоса «специалистов», трещат пишущие машинки. Не может быть и речи о живом творчестве. 
    Мы забываем, что перед нами куклы на сцене, быть может, потому, что изображаются куклы в жизни. «Американский образ жизни» изобличён в главном – в том, что он бесчеловечен, в том, что он превращает живых людей с их разнообразными чувствами в механизированных кукол».

    Д. Заславский. «Куклы и люди». («Под шорох твоих ресниц» Е. Сперанского в государственном центральном театре кукол)». // «Литературная газета», 2 июля 1949. 

Эскиз «Дублёрши», спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз «Дублёрши», спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз «Типажи на роли контрабандистов», спектакль  «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз «Типажи на роли контрабандистов», спектакль «Под шорох твоих ресниц», 1949

Эскиз куклы Таня Горячева, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Эскиз куклы Таня Горячева, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Эскиз куклы Лида Спокойнова, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Эскиз куклы Лида Спокойнова, спектакль «Любит… не любит…», 1952

  • «Любит… не любит…»

    Спектакль «Любит… не любит…»  (1952) поставлен по пьесе Владимира Полякова.  Ее герои – колхозники,  растят животных и борются за любовь зоотехника Кати.  Связанный законами социалистического реализма, Андриевич подчеркнул характеры персонажей с помощью одежды. Например, доярка Таня Горячева, которая в пьесе поднимает шум, не разобравшись, что к чему, всегда одета ярко, тогда как ее оппонент Лида Спокойнова  одета в платье в сдержанной гамме. Не меньше фантазии проявил художник, изображая участников и гостей Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства. Следуя канону агитационного театра, он сделал советских тружеников привлекательными, а иностранных гостей – гротесковыми. 
     

Эскиз кукол Украинец и Белорус, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Эскиз кукол Украинец и Белорус, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Эскиз кукол Иностранные гости, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Эскиз кукол Иностранные гости, спектакль «Любит… не любит…», 1952

Плакат к спектаклю «Дочь-невеста», 1956

Плакат к спектаклю «Дочь-невеста», 1956

Эскиз декорации к спектаклю «Дочь-невеста», 1956

Эскиз декорации к спектаклю «Дочь-невеста», 1956

  • «Дочь-невеста»

    «Дочь-невеста» Агнии Барто – забавная история, развёрнутая в наше время в сегодняшнем городе. Новые жилые кварталы, фасады домов с «жанровыми сценками» в каждом окне, образующими картину жизни целого города. «Комедийный» реквизит, вроде ламп под шёлковыми абажурами, ультрасовременных торшеров, старомодных фикусов и новомодных кактусов особенно четко смотрится на цветных фонах освещённых комнат…
    Куклы «Дочери-невесты» по манере близки к мягкому дружескому шаржу, обрисованы, за редким исключением, с благодушной улыбкой. Жесты кукол – раздражённые, недоумевающие, гневные; их глуповато-изумлённые физиономии с удивительной податливостью при перемене ракурса меняют выражение, мгновенно переходя от удивления к восторгу».

    Е. Луцкая. «Валентин Андриевич». – М., «Советский художник», 1978.

Эскиз куклы Папа, спектакль «Дочь-невеста», 1956

Эскиз куклы Папа, спектакль «Дочь-невеста», 1956

Эскиз кукол Катя и Глеб, спектакль «Дочь-невеста», 1956

Эскиз кукол Катя и Глеб, спектакль «Дочь-невеста», 1956

Эскиз декорации «Болото», спектакль «Вот так Ёжик!»

Эскиз декорации «Болото», спектакль «Вот так Ёжик!»

  • «Вот так Ёжик!»

    В спектакле «Вот так Ёжик!» (1959) Валентин Андриевич делал только декорации, тогда как куклы были сделаны по эскизам Веры Тереховой. Два художника создали удивительный по очарованию дуэт. Круглая сцена, придуманная Андриевичем, моментально превращалась то в болото, то в лес, то в поле для спортивных состязаний.
    Спектакль продержался в репертуаре почти 20 лет, потом был перепоставлен под названием «Хитрый Ёжик»  в оформлении Марины Соколовой. Мы предлагаем вашему вниманию эскизы декораций к «Ёжику», а куклы ждут вас в витрине основной экспозиции нашего музея.

Эскиз декорации «Домик Зайца», спектакль «Вот так Ёжик!»

Эскиз декорации «Домик Зайца», спектакль «Вот так Ёжик!»

Сцена из спектакля «Сказка о потерянном времени»

Сцена из спектакля «Сказка о потерянном времени»

Сцена из спектакля «Сказка о потерянном времени»

Сцена из спектакля «Сказка о потерянном времени»

  • «Сказка о потерянном времени»

    Спектакль «Сказка о потерянном времени» по сказке Евгения Шварца (1958) Валентин Андриевич делал в соавторстве с графиком Борисом Маркевичем.  Вдвоем они сделали лаконичных перчаточных  кукол, схожих по стилю с детскими игрушками. Поскольку в спектакле место действия постоянно меняется, художники придумали быструю, почти как в кино, перемену декораций на очень простой ширме. 

Сцена из спектакля «Сказка о потерянном времени»

Сцена из спектакля «Сказка о потерянном времени»

Плакат к гастролям ГЦТК пользовался большой популярностью в театре

Плакат к гастролям ГЦТК пользовался большой популярностью в театре

Плакат к спектаклю «Буратино»

Плакат к спектаклю «Буратино»

  • «Афиша должна быть рупором драматургии и сценографии»

    Валентин Андриевич был превосходным мастером театральных афиш. Он написал для ГАЦТК серию из 14 плакатов. Яркие, занимательные, они бросались зрителям в глаза. Андриевичу принадлежит авторство эмблемы театра на площади Маяковского до его переезда на Садовую-Самотечную.
    Кроме того, в 1960-е – 70-е годы художник работал в книжной графике. Сотрудничал с журналами «Мурзилка», «Пионер», «Весёлые картинки», иллюстрировал детские книги. Свои эскизы детских книжек он сперва показывал внуку и отдавал в издательство лишь то, что нравилось ребёнку.

     

Плакат к спектаклю «Конек-горбунок», 1955

Плакат к спектаклю «Конек-горбунок», 1955

Обложка книги «Лиса, Заяц и Петух», 1957

Обложка книги «Лиса, Заяц и Петух», 1957

Художники ГЦТК Борис Тузлуков, Вера Терехова и Валентин Андриевич

Художники ГЦТК Борис Тузлуков, Вера Терехова и Валентин Андриевич

  • «Тин Тиныч»

    По свидетельству старейшего сотрудника ГАЦТК Веры Николаевны Конюховой, Андриевич был очень доброжелательным, коллеги обращались к нему «Тин Тиныч».  «Валентин Андриевич подходил к мастеру эдакой ласковой кисой, в его речи даже проскальзывали нотки самоуничижения. Если кукла у мастера получалась не такой, как он хотел, Андриевич смущался, краснел, подслеповато смотрел сквозь толстые очки и деликатно просил переделать. Андриевич чрезвычайно любил в кукле сложную, богатую механику и строгую геометрию». 
     

    В. Конюхова. «Про стиль работы и уровень мастерства» // «Без 10 сто. 90 историй Театра Образцова». - М, 2021.
     

  •  

    «Все говорят, что с Сергеем Владимировичем работать очень трудно, а мне почему-то с ним всегда очень легко… То ли мы одинаково с ним мыслили, то ли исходили из очень близкого друг другу ощущения пластической природы куклы – не знаю, но в общем, с Образцовым все получалось «самостийно», - рассказал Валентин Андриевич искусствоведу  Елене Луцкой.  

    Е. Луцкая. «Валентин Андриевич». – М., «Советский художник», 1978.

    Итогом этой «самостийности» стали спектакли, составившие славу Театра Образцова. 

Художники ГЦТК Борис Тузлуков, Вера Терехова и Валентин Андриевич

Художники ГЦТК Борис Тузлуков, Вера Терехова и Валентин Андриевич

puppet

Ждем вас в театре всегда!