От Инквизитора до Дон Кихота

Музей

От Инквизитора до Дон Кихота

12  ноября 2022 года исполняется 85 лет народному артисту России Федору Владимировичу Виолину.  В этом году исполнилось также 50 лет его творческой деятельности в ГАЦТК имени С.В. Образцова. В послужном списке Виолина больше 40 ролей в  спектаклях для детей и взрослых, такие как Архангел («Ноев ковчег»), композитор Федор Бесфамильный (« Шлягер, шлягер, только шлягер»), ученый Фаустов («И-Го-Го»), Генрих («Дракон»), граф Сен-Жермен («Пиковая дама»), Эврисфей («Геракл») , Гадатель («Волшебная лампа Аладдина»), Король Тарабарский («Буратино»), Царь («Конек-горбунок»), Конферансье Эдуард Апломбов («Необыкновенный концерт»), Дон Кихот в одноименном спектакле Е. Образцовой и многие другие.  Стараниями Федора Владимировича  Виолина на сцену театра вернулись два спектакля «золотого образцовского фонда» – «Тигрик Петрик» в 2000 году и «Маугли» 2012 году.

Сцена из спектакля «Война с саламандрами». Театр-студия «Жаворонок», 1969 год

Сцена из спектакля «Война с саламандрами». Театр-студия «Жаворонок», 1969 год

  • «Я никогда не думал, что буду работать с куклой»

    Рассказывает Федор Владимирович.
    «Актеров в моей семье не было. Впрочем, сам я в детстве постоянно слушал «Театр у микрофона», что-то читал вслух, орал оперные арии. Все это захватило меня, я понял, что по-другому не могу, и пошел поступать в Щукинское училище. После Щукинского я на год по семейным обстоятельствам уехал из Москвы. Когда я вернулся в Москву, в 1967 году образовался новый театр «Жаворонок». Организовал его режиссер Борис Аблынин, талантливый, полный энергии человек, который до этого работал в Театре Образцова. Он создал необычный театр, в нем присутствовал синтез куклы, маски и живого плана. Там были прекрасные постановки: давший имя театру «Жаворонок» Жана Ануйя, где Жанну Д’Арк блестяще сыграла Нина Ивановна Шмелькова, «Война с саламандрами» по Карлу Чапеку…»

    «Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.
     

Федор Виолин с актерами театра «Жаворонок», конец 1960-х годов

Федор Виолин с актерами театра «Жаворонок», конец 1960-х годов

Программка спектакля «Жаворонок» с автографами участников, 1968 год

Программка спектакля «Жаворонок» с автографами участников, 1968 год

  • «Жаворонок» Ануя в Театре-студии «Жаворонок»

    Первой ролью Виолина в Театре-студии «Жаворонок» был инквизитор Ладвеню. 
    «В этом спектакле-размышлении действуют люди, куклы и маски. Люди – это Жанна и те, кто стремится сегодня установить истину. Куклы – символы действующих лиц, с которыми сталкивалась героиня по ходу событий. Эти демонстративно управляемые персонажи – коронованное ничтожество, непроходимый тупица архиепископ и сошки помельче – являют живой контраст с Жанной-человеком, мерящей свои поступки по законам чести и разума.
     

  •  

    И наконец, маски – великолепно придуманное олицетворение сил инквизиции. Как бы вырубленные из дерева, наводящие ужас маски огромны – во много раз крупнее человеческой головы. Благодаря этому напыщенное лицемерие, самодовольное ханжество оказываются укрупненными настолько, что их просто невозможно не заметить и не узнать. И перед судом этой деревянной непрошибаемости – Жанна-человек: хрупкая плоть и бесконечная сила духа».

    С. Столпник. «Люди, куклы и маски». // «Московская правда», 4 марта 1967.

Сцена из спектакля «Жаворонок», Федор Виолин в роли Инквизитора Ладвеню – справа, 1968 год

Сцена из спектакля «Жаворонок», Федор Виолин в роли Инквизитора Ладвеню – справа, 1968 год

Федор Виолин в роли Тарабарского Короля, спектакль «Буратино», 1980-е годы

Федор Виолин в роли Тарабарского Короля, спектакль «Буратино», 1980-е годы

  • Дебют в Театре Образцова. «Буратино»

    Рассказывает Федор Владимирович.
    «К сожалению, просуществовал «Жаворонок» недолго: Аблынин был человек очень категоричный и принципиальный. Людям из Министерства культуры это не понравилось, и театр закрыли...  В 1972 году меня вместе с рядом актеров «Жаворонка» приняли в труппу Центрального театра кукол. Первой ролью стал Король из спектакля «Буратино». Это был живой план, мужчин-актеров тогда сильно не хватало. Через полгода я играл почти все главные роли».

    «Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26),  2017.
     

  •  

     «Хотя пьеса Е. Борисовой идет в Центральном театре кукол уже 21 год, нынешнее возобновление  … выглядит по-новому свежим и юным. Очень хороши исполнители, причем характерно, что в этом спектакле выступает много дебютантов. Некоторые из них – С. Мухин, В. Михитаров и Ф. Виолин – играют не кукольные роли, а «человеческих» персонажей. Тем реальнее и поучительнее для ребят кажутся и неизмеримая доброта папы Карло, и злодейство Карабаса-Барабаса, и отменная глупость короля Тарабарского». 

    «Добрая сказка» //«Вечерняя Москва», 11.I. 1973.

Финал спектакля «Буратино». Федор Виолин – крайний слева

Финал спектакля «Буратино». Федор Виолин – крайний слева

Федор Виолин с куклой Султан, спектакль «Дон Жуан», 1978 год

Федор Виолин с куклой Султан, спектакль «Дон Жуан», 1978 год

  • «Дон Жуан» и «Театральная весна»

    В спектакле «Дон Жуан-76», пародии на все виды мюзиклов сразу (пьеса Василия Ливанова и Гарри Бардина), Федор Виолин сыграл двух обиженных мужей: Султана и Японца. 
    «Неожиданно решена сцена харакири современного японца в огромных очках, явно перетрудившего глаза чтением мелких иероглифов (арт. Ф. Виолин)», писал корреспондент газеты «Омская правда» (22.Х. 1977). 
    За эти роли Федор Владимирович получил премию фестиваля «Театральная весна-76».

Федор Виолин с куклой Бегемотик Боря, спектакль «Таинственный Гиппопотам», 1974 год

Федор Виолин с куклой Бегемотик Боря, спектакль «Таинственный Гиппопотам», 1974 год

  • «Я – малютка-Бегемотик»

    В спектакле «Таинственный Гиппопотам» (1974) Федор Виолин сыграл главного героя – самоотверженного и доброго бегемотика Борю. Спектакль был снят на пленку и показан по Центральному телевидению. В архиве Музея хранится запись телеверсии спектакля, которая также есть в открытом доступе на YouTube и других видеоресурсах.

    «Любопытно, что сегодня, в XXI веке, когда детям доступно все многообразие кино- и мультиновинок, когда на любых гаджетах можно играть в десятки видеоигр, находятся дети, которые, посмотрев киноверсию спектакля «Таинственный гиппопотам» 1983 года, приходят – в неописуемый восторг от игры актеров. И действительно, Бегемотик Боря, блестяще сыгранный Федором Виолиным, получился на редкость обаятельным, милым и трогательным. Ни время, ни сиюминутная мода, ни мощная визуальная конкуренция не помешали актеру с помощью куклы через экран донести до
    современного ребенка эмоциональный заряд своего персонажа».

    Гордий Салтыков, главный хранитель музея.

Спектакль «Таинственный Гиппопотам», 1974 год

Спектакль «Таинственный Гиппопотам», 1974 год

Федор Виолин с куклой Конферансье, спектакль «Необыкновенный концерт», 2000-е годы

Федор Виолин с куклой Конферансье, спектакль «Необыкновенный концерт», 2000-е годы

  • «Этот герой стал символом театра»

    С 1977 года и по сей день Федор Виолин играет конферансье Апломбова в знаменитом «Необыкновенном концерте».  Вот что рассказал об этой роли Федор Владимирович:
    «Кукла конферансье – она гениальна. Она настолько узнаваема, настолько выразительна, что актеру и играть-то нечего. У нас говорят, что играя роль какой-то куклы, сам лицом становишься похож на эту куклу. Это надо почувствовать. Когда она общается со зрителями, всегда есть ответная реакция. Что интересно, за границей она больше. 
    Зиновий Гердт – как бы основатель этой роли. Мы на него ориентируемся, хотя не подражаем. Бывает, приглашают вести концерты от имени Конферансье, например, в Доме кино, в Государственном Кремлевском Дворце. Я вел, но что-то вставлял из гердтовского текста. Этот герой стал символом театра».
     

    «Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.

Участники спектакля «Необыкновенный концерт» на поклоне, 2000-е годы

Участники спектакля «Необыкновенный концерт» на поклоне, 2000-е годы

Сцены из спектакля «Горя бояться – счастья не видать», 2004 год

Сцены из спектакля «Горя бояться – счастья не видать», 2004 год

  • «Горя бояться – счастья не видать!»

    В 2004 году Федор Виолин поставил детский спектакль «Горя бояться – счастья не видать», пригласив художника Александра Синецкого.  Вот что писали об этой постановке:
    «К сожалению, в наше время смешные и поучительные сказки Маршака стали забывать…  А зря! Решили недавно в театре и поставили маршаковскую сказку «Горя бояться – счастья не видать». Режиссер-постановщик нового спектакля – актер и режиссер Федор Виолин. В его прочтении «Горя бояться…» – спектакль многоплановый; вместе с куклами играют клоуны и «живые» актеры-маски. Больше часа на сцене происходит веселая буффонада с пением, танцами, превращениями и всяким смешным волшебством.  Все роли исполняет театральная молодежь. Федор Виолин, много работавший с Сергеем Владимировичем, развивает традиции его театра.  Не изменили им и художники Александр Синецкий и Владимир Гарбузов, композитор Александр Чевский, постановщик танцев Нина Литварь».

    «Не бойся горя». //»Досуг», 6-14 марта 2004.
     

  •  

    Спектакль «Горя бояться – счастья не видать» был поставлен в Театре-студии «Жаворонок» в 1972 году в оформлении Александра Синецкого. После закрытия театра материальная часть спектакля была уничтожена вместе с другими куклами театра. Спустя почти 30 лет спектакль возродился – на сцене Театра Образцова.

Афиша театра «Жаворонок», 1972 год

Афиша театра «Жаворонок», 1972 год

Сцены из спектакля «Тигрик Петрик», фото 2008 года

Сцены из спектакля «Тигрик Петрик», фото 2008 года

  • Возвращенные спектакли

    В 2000 году Федор Виолин восстановил на сцене ГАЦТК спектакль «Тигрик Петрик», поставленный в 1965 году Сергеем Образцовым. Спектакль про тигренка, который нашел храбрость, когда шел за врачом для больной мамы, по сей день пользуется успехом у зрителей.  Сам Федор Владимирович играет в этом спектакле роль Рассказчика.
    В 2012 году, также благодаря инициативе Виолина, был восстановлен легендарный спектакль Театра Образцова «Маугли» по пьесе Нины Гернет.  

  •  

    Вот слова художницы Евгении Шахотько, работавшей над восстановлением этой постановки:
    «Приступая к работе над восстановлением спектакля, мне пришлось преодолеть огромное внутреннее сопротивление. Как найти баланс между чистой реставрацией, к которой обязывает безусловное уважение к авторам, и желанием сделать спектакль ближе современному зрителю? Осуществить реставрацию с полным почтением к легендарному прошлому – и со сцены повеет музейной пылью. А если режиссер и художник восстановления начнут самовыражаться  - это будет уже другой спектакль на руинах прежнего. Лучше было бы поставить новый! Хотелось бы верить, что режиссеру Федору Владимировичу Виолину и всем нам, кто участвовал в восстановлении «Маугли», удалось приблизиться к желанной золотой середине». 

    «Театр чудес», № 1-2 (15),  2012.

Сцена из спектакля «Маугли», 2008 год

Сцена из спектакля «Маугли», 2008 год

Сцена из спектакля «Маугли», 2012 год

Сцена из спектакля «Маугли», 2012 год

Федор Виолин в роли Дон Кихота, 2017 год

Федор Виолин в роли Дон Кихота, 2017 год

  • «Дон Кихот»

    С 2016 года в спектакле «Дон Кихот» в постановке заслуженной артистки РФ Екатерины Образцовой, Федор Виолин играет роль одного из величайших героев мировой литературы – Рыцаря Печального Образа, благородного идальго Дон Кихота Ламанческого. Федор Владимирович исполняет эту роль в «живом плане».
    «У Сервантеса нигде не сказано о росте Дон Кихота, но все же актер Федор Виолин, играющий в живом плане рыцаря печального образа, следует рисункам Доре. Высокий, худощавый, немного уставший от раздирающих его страстей, он играет скорее лирическую историю о Дон Кихоте.

  •  

    Юмор возникает лишь в жанровых сценах, в центре которых всегда находится простодушный Санчо Панса (Александр Кузьмин). И это придает сюжету объемность и глубину – сюжету, который, конечно же, не обходится без знакомых с детства сцен: рыцарь видит злобных карликов в стаде баранов, а простоватую пастушку принимает за благородную даму; протыкает шпагой бурдюки с вином; освобождает каторжников; устраивает битву в замке чванливой герцогини; побеждает химер и драконов (линия, на которой театр сделал особый акцент). И, конечно, сражается с ветряными мельницами. И все это только ради одного – ради великой цели».

    В. Борзенко. «Рыцарь, драконы и химеры» // «Театрал», №5 (149), 2017. 

Федор Виолин – Дон Кихот, Александр Кузьмин – Санчо Панса, 2017 год

Федор Виолин – Дон Кихот, Александр Кузьмин – Санчо Панса, 2017 год

Даль Орлов, Федор Виолин, Владимир Михитаров на юбилее заслуженной артистки РФ Нины Шмельковой, 2016

Даль Орлов, Федор Виолин, Владимир Михитаров на юбилее заслуженной артистки РФ Нины Шмельковой, 2016

  • Я за то, чтобы спектакли Театра Образцова были КУКОЛЬНЫЕ!»

    «Окончив Щукинское училище, я никогда не думал, что буду работать с куклой. А в Театре Образцова через куклу я начал общаться со зрителем, получая ответную реакцию. И мне это понравилось. В чем состоит эстетика образцовского театра? В вождении куклы – действовать ею, слушать, реагировать, – и в эмоции. А эмоции – это то, что было мне знакомо по театральному училищу. Я играл и в живом плане, но главное – кукла играла роль. Куклу запоминали, кукла была узнаваема, она была действующим лицом.  Я – за то, чтобы спектакли Театра Образцова были КУКОЛЬНЫЕ».

    «Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.

     

На репетиции спектакля «Конек- Горбунок», 2008 год

На репетиции спектакля «Конек- Горбунок», 2008 год

puppet

Ждем вас в театре всегда!