От Инквизитора до Дон Кихота
От Инквизитора до Дон Кихота
12 ноября 2022 года исполняется 85 лет народному артисту России Федору Владимировичу Виолину. В этом году исполнилось также 50 лет его творческой деятельности в ГАЦТК имени С.В. Образцова. В послужном списке Виолина больше 40 ролей в спектаклях для детей и взрослых, такие как Архангел («Ноев ковчег»), композитор Федор Бесфамильный (« Шлягер, шлягер, только шлягер»), ученый Фаустов («И-Го-Го»), Генрих («Дракон»), граф Сен-Жермен («Пиковая дама»), Эврисфей («Геракл») , Гадатель («Волшебная лампа Аладдина»), Король Тарабарский («Буратино»), Царь («Конек-горбунок»), Конферансье Эдуард Апломбов («Необыкновенный концерт»), Дон Кихот в одноименном спектакле Е. Образцовой и многие другие. Стараниями Федора Владимировича Виолина на сцену театра вернулись два спектакля «золотого образцовского фонда» – «Тигрик Петрик» в 2000 году и «Маугли» 2012 году.
«Я никогда не думал, что буду работать с куклой»
Рассказывает Федор Владимирович.
«Актеров в моей семье не было. Впрочем, сам я в детстве постоянно слушал «Театр у микрофона», что-то читал вслух, орал оперные арии. Все это захватило меня, я понял, что по-другому не могу, и пошел поступать в Щукинское училище. После Щукинского я на год по семейным обстоятельствам уехал из Москвы. Когда я вернулся в Москву, в 1967 году образовался новый театр «Жаворонок». Организовал его режиссер Борис Аблынин, талантливый, полный энергии человек, который до этого работал в Театре Образцова. Он создал необычный театр, в нем присутствовал синтез куклы, маски и живого плана. Там были прекрасные постановки: давший имя театру «Жаворонок» Жана Ануйя, где Жанну Д’Арк блестяще сыграла Нина Ивановна Шмелькова, «Война с саламандрами» по Карлу Чапеку…»«Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.
«Жаворонок» Ануя в Театре-студии «Жаворонок»
Первой ролью Виолина в Театре-студии «Жаворонок» был инквизитор Ладвеню.
«В этом спектакле-размышлении действуют люди, куклы и маски. Люди – это Жанна и те, кто стремится сегодня установить истину. Куклы – символы действующих лиц, с которыми сталкивалась героиня по ходу событий. Эти демонстративно управляемые персонажи – коронованное ничтожество, непроходимый тупица архиепископ и сошки помельче – являют живой контраст с Жанной-человеком, мерящей свои поступки по законам чести и разума.
И наконец, маски – великолепно придуманное олицетворение сил инквизиции. Как бы вырубленные из дерева, наводящие ужас маски огромны – во много раз крупнее человеческой головы. Благодаря этому напыщенное лицемерие, самодовольное ханжество оказываются укрупненными настолько, что их просто невозможно не заметить и не узнать. И перед судом этой деревянной непрошибаемости – Жанна-человек: хрупкая плоть и бесконечная сила духа».
С. Столпник. «Люди, куклы и маски». // «Московская правда», 4 марта 1967.
Дебют в Театре Образцова. «Буратино»
Рассказывает Федор Владимирович.
«К сожалению, просуществовал «Жаворонок» недолго: Аблынин был человек очень категоричный и принципиальный. Людям из Министерства культуры это не понравилось, и театр закрыли... В 1972 году меня вместе с рядом актеров «Жаворонка» приняли в труппу Центрального театра кукол. Первой ролью стал Король из спектакля «Буратино». Это был живой план, мужчин-актеров тогда сильно не хватало. Через полгода я играл почти все главные роли».«Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.
«Хотя пьеса Е. Борисовой идет в Центральном театре кукол уже 21 год, нынешнее возобновление … выглядит по-новому свежим и юным. Очень хороши исполнители, причем характерно, что в этом спектакле выступает много дебютантов. Некоторые из них – С. Мухин, В. Михитаров и Ф. Виолин – играют не кукольные роли, а «человеческих» персонажей. Тем реальнее и поучительнее для ребят кажутся и неизмеримая доброта папы Карло, и злодейство Карабаса-Барабаса, и отменная глупость короля Тарабарского».
«Добрая сказка» //«Вечерняя Москва», 11.I. 1973.
«Дон Жуан» и «Театральная весна»
В спектакле «Дон Жуан-76», пародии на все виды мюзиклов сразу (пьеса Василия Ливанова и Гарри Бардина), Федор Виолин сыграл двух обиженных мужей: Султана и Японца.
«Неожиданно решена сцена харакири современного японца в огромных очках, явно перетрудившего глаза чтением мелких иероглифов (арт. Ф. Виолин)», писал корреспондент газеты «Омская правда» (22.Х. 1977).
За эти роли Федор Владимирович получил премию фестиваля «Театральная весна-76».
«Я – малютка-Бегемотик»
В спектакле «Таинственный Гиппопотам» (1974) Федор Виолин сыграл главного героя – самоотверженного и доброго бегемотика Борю. Спектакль был снят на пленку и показан по Центральному телевидению. В архиве Музея хранится запись телеверсии спектакля, которая также есть в открытом доступе на YouTube и других видеоресурсах.
«Любопытно, что сегодня, в XXI веке, когда детям доступно все многообразие кино- и мультиновинок, когда на любых гаджетах можно играть в десятки видеоигр, находятся дети, которые, посмотрев киноверсию спектакля «Таинственный гиппопотам» 1983 года, приходят – в неописуемый восторг от игры актеров. И действительно, Бегемотик Боря, блестяще сыгранный Федором Виолиным, получился на редкость обаятельным, милым и трогательным. Ни время, ни сиюминутная мода, ни мощная визуальная конкуренция не помешали актеру с помощью куклы через экран донести до
современного ребенка эмоциональный заряд своего персонажа».Гордий Салтыков, главный хранитель музея.
«Этот герой стал символом театра»
С 1977 года и по сей день Федор Виолин играет конферансье Апломбова в знаменитом «Необыкновенном концерте». Вот что рассказал об этой роли Федор Владимирович:
«Кукла конферансье – она гениальна. Она настолько узнаваема, настолько выразительна, что актеру и играть-то нечего. У нас говорят, что играя роль какой-то куклы, сам лицом становишься похож на эту куклу. Это надо почувствовать. Когда она общается со зрителями, всегда есть ответная реакция. Что интересно, за границей она больше.
Зиновий Гердт – как бы основатель этой роли. Мы на него ориентируемся, хотя не подражаем. Бывает, приглашают вести концерты от имени Конферансье, например, в Доме кино, в Государственном Кремлевском Дворце. Я вел, но что-то вставлял из гердтовского текста. Этот герой стал символом театра».
«Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.
«Горя бояться – счастья не видать!»
В 2004 году Федор Виолин поставил детский спектакль «Горя бояться – счастья не видать», пригласив художника Александра Синецкого. Вот что писали об этой постановке:
«К сожалению, в наше время смешные и поучительные сказки Маршака стали забывать… А зря! Решили недавно в театре и поставили маршаковскую сказку «Горя бояться – счастья не видать». Режиссер-постановщик нового спектакля – актер и режиссер Федор Виолин. В его прочтении «Горя бояться…» – спектакль многоплановый; вместе с куклами играют клоуны и «живые» актеры-маски. Больше часа на сцене происходит веселая буффонада с пением, танцами, превращениями и всяким смешным волшебством. Все роли исполняет театральная молодежь. Федор Виолин, много работавший с Сергеем Владимировичем, развивает традиции его театра. Не изменили им и художники Александр Синецкий и Владимир Гарбузов, композитор Александр Чевский, постановщик танцев Нина Литварь».«Не бойся горя». //»Досуг», 6-14 марта 2004.
Спектакль «Горя бояться – счастья не видать» был поставлен в Театре-студии «Жаворонок» в 1972 году в оформлении Александра Синецкого. После закрытия театра материальная часть спектакля была уничтожена вместе с другими куклами театра. Спустя почти 30 лет спектакль возродился – на сцене Театра Образцова.
Возвращенные спектакли
В 2000 году Федор Виолин восстановил на сцене ГАЦТК спектакль «Тигрик Петрик», поставленный в 1965 году Сергеем Образцовым. Спектакль про тигренка, который нашел храбрость, когда шел за врачом для больной мамы, по сей день пользуется успехом у зрителей. Сам Федор Владимирович играет в этом спектакле роль Рассказчика.
В 2012 году, также благодаря инициативе Виолина, был восстановлен легендарный спектакль Театра Образцова «Маугли» по пьесе Нины Гернет.Вот слова художницы Евгении Шахотько, работавшей над восстановлением этой постановки:
«Приступая к работе над восстановлением спектакля, мне пришлось преодолеть огромное внутреннее сопротивление. Как найти баланс между чистой реставрацией, к которой обязывает безусловное уважение к авторам, и желанием сделать спектакль ближе современному зрителю? Осуществить реставрацию с полным почтением к легендарному прошлому – и со сцены повеет музейной пылью. А если режиссер и художник восстановления начнут самовыражаться - это будет уже другой спектакль на руинах прежнего. Лучше было бы поставить новый! Хотелось бы верить, что режиссеру Федору Владимировичу Виолину и всем нам, кто участвовал в восстановлении «Маугли», удалось приблизиться к желанной золотой середине».«Театр чудес», № 1-2 (15), 2012.
«Дон Кихот»
С 2016 года в спектакле «Дон Кихот» в постановке заслуженной артистки РФ Екатерины Образцовой, Федор Виолин играет роль одного из величайших героев мировой литературы – Рыцаря Печального Образа, благородного идальго Дон Кихота Ламанческого. Федор Владимирович исполняет эту роль в «живом плане».
«У Сервантеса нигде не сказано о росте Дон Кихота, но все же актер Федор Виолин, играющий в живом плане рыцаря печального образа, следует рисункам Доре. Высокий, худощавый, немного уставший от раздирающих его страстей, он играет скорее лирическую историю о Дон Кихоте.Юмор возникает лишь в жанровых сценах, в центре которых всегда находится простодушный Санчо Панса (Александр Кузьмин). И это придает сюжету объемность и глубину – сюжету, который, конечно же, не обходится без знакомых с детства сцен: рыцарь видит злобных карликов в стаде баранов, а простоватую пастушку принимает за благородную даму; протыкает шпагой бурдюки с вином; освобождает каторжников; устраивает битву в замке чванливой герцогини; побеждает химер и драконов (линия, на которой театр сделал особый акцент). И, конечно, сражается с ветряными мельницами. И все это только ради одного – ради великой цели».
В. Борзенко. «Рыцарь, драконы и химеры» // «Театрал», №5 (149), 2017.
Я за то, чтобы спектакли Театра Образцова были КУКОЛЬНЫЕ!»
«Окончив Щукинское училище, я никогда не думал, что буду работать с куклой. А в Театре Образцова через куклу я начал общаться со зрителем, получая ответную реакцию. И мне это понравилось. В чем состоит эстетика образцовского театра? В вождении куклы – действовать ею, слушать, реагировать, – и в эмоции. А эмоции – это то, что было мне знакомо по театральному училищу. Я играл и в живом плане, но главное – кукла играла роль. Куклу запоминали, кукла была узнаваема, она была действующим лицом. Я – за то, чтобы спектакли Театра Образцова были КУКОЛЬНЫЕ».
«Театр Образцова – это когда кукла играет роль» // «Театр чудес», № 2 (26), 2017.