Дмитрий Чернов: «Я всё-таки комический актёр»

Музей

Дмитрий Чернов: «Я всё-таки комический актёр»

13 октября 2024 года отметил 55-летний юбилей заслуженный артист РФ Дмитрий Васильевич Чернов.
Придя в ГАЦТК уже сложившимся мастером, он сыграл более тридцати ролей в легендарных работах театра и в новых постановках: Царь («По щучьему веленью»), Султан («Волшебная лампа Аладдина»), Пианист и Солист оперетты («Необыкновенный концерт»), Ёжик («Хитрый Ёжик») и Табаки («Маугли»), Кугурчакбоз («Али-баба и сорок разбойников»), император Альтоун («Турандот»). За работу в спектакле «Старый сеньор и…» по рассказам Г.-Г. Маркеса Дмитрий Чернов награждён Российской национальной театральной премией «Золотая маска».
Мы поздравляем Дмитрия Васильевича с юбилеем и предлагаем небольшую беседу с актёром про его поиски в театре кукол.

Спектакль «Золотой Цыплёнок», Псковский театр кукол.

Спектакль «Золотой Цыплёнок», Псковский театр кукол.

  • «В театр кукол я попал случайно»

    Случай был в том, что я к концу десятого класса, выбрал театральный институт. Ездил поступать в Красноярск, но провалился и вернулся домой, в Бухару. Единственный русский театр в Бухаре был кукольный, меня приняли в помсостав. Я подготовился и поступил в Ташкенте на кукольный, потому что опять не было набора в драму. Учёба давалась с трудом. Я не чувствовал в себе проявлений таланта.  Для меня стали открытием спектакли Вольховского. Они привезли в Ташкент почти весь свой репертуар. Это был вообще какой-то другой мир. Вот, оказывается, как можно!  
    Потом я работал во Пскове. Там был спектакль «Золотой цыплёнок». Мы играли Лиса и Волка  в живом плане, в масках, а Цыплёнок был кукольный. И что-то меня понесло, наверное, потому, что внутренне я освободился. Мне стало всё равно, как я выгляжу. Видно, контроль над собой, который у меня был всегда, куда-то исчез. Я понял, что нужно стремиться к этому внутреннему раскрепощению, когда делаешь какую-то роль.

С режиссёром Э. де Сарриа, 2012 год.

С режиссёром Э. де Сарриа, 2012 год.

  • «Некто Нос»

    С Эриком де Сарриа работать было интересно. Как режиссёр он интересный, психолог хороший и  педагог. Очень талантливый  человек.
    Когда я готовил роль Редактора, то прочитал критическую статью. Критик нашёл ключ к «Носу» - это сонник наоборот. Когда мы просыпаемся, мы по «соннику» разгадываем сны, а тут зашифровано наоборот. Я это Эрику рассказал, он сказал: «Да. Это интересно», но сделал по-своему. Меня его концепция не очень порадовала, и не очень порадовал наш ансамбль. Мне показалось, что все действовали по-разному. Я не жалею, что ушёл этот спектакль.

Сцена из спектакля «Некто Нос», 2013 год.

Сцена из спектакля «Некто Нос», 2013 год.

Д. Чернов и А. Соколов в спектакле «Робинзон», 2020 год.

Д. Чернов и А. Соколов в спектакле «Робинзон», 2020 год.

  • «Кукла должна работать на излом»

    «Робинзон» я люблю... Я испытывал трепет, когда шёл на него, всё время думал: «Как волнительно, как пройдёт, как получится». 
    Меня учили в институте, что кукла должна жить своей жизнью. Нужно уделить много внимания самостоятельной работе над куклой. Почему мне нравилось работать с Лёшей Соколовым? У Лёши тоже всегда на этом был пунктик. Мы всегда искали, из куклы нужно было выжать всё, что она может сделать. Даже то, чего она не может, нужно попробовать и отсечь. Как говорил один знакомый, кукла должна работать на излом.

Сцена из спектакля «Робинзон», фото 2023 года.

Сцена из спектакля «Робинзон», фото 2023 года.

Сцена из спектакля «Снеговик», фото 2022 года.

Сцена из спектакля «Снеговик», фото 2022 года.

  • «Снеговик» по-бразильски»

    Я с удовольствием играю «Снеговика». Мне так нравится самому играть. Сам приди, сам найди, сам установи контакт со зрителем.  Даже в Бразилии, когда была вообще сумасшедшая ситуация – я говорил по-русски,  а переводчик переводил с английского подстрочника, не понимая русского, на португальский. Он заканчивал фразу на португальском, а я должен был догадаться, что он перевёл именно то, что я только что сказал. Тем не менее, до зрителей доходила основная мысль. Они не знают даже таких понятий, как «кочерга» или «печка». Им непонятно, что такое снеговик. Приходилось перед спектаклем это объяснять. 
     

Сцена из спектакля «Снеговик», фото 2022 года.

Сцена из спектакля «Снеговик», фото 2022 года.

Дмитрий Чернов и пианист Виктор Терпеливых. Фото 2019 года.

Дмитрий Чернов и пианист Виктор Терпеливых. Фото 2019 года.

  • «Необыкновенный концерт» - гениальная форма»

    «Необыкновенный Концерт» - это просто гениальная форма.  Она работает до сих пор, хотя я стал побаиваться, не устаревает ли он. Я играл Терпеливых, на роль Кыша ввели недавно. Мне нравятся и другие роли, но, слава Богу, их мне пока не доверили. 
    Конферансье? Мне казалось, он на меня не ложится. В театре кукол маска задаёт тембр голоса и окраску. Я со своим тенором туда просто не вписываюсь. Но когда назначили конкурс, я  увидел, что собралась огромная очередь, и они тоже совсем не баритоны, и подумал: «Что же такое делается?» И прошёл. Здесь выбор был большой, у кого что взять. Спектакль долго был на слуху, я всё время следил за Богомольным, за Робертом. Попытался послушать Виолина, даже Большакова, разумеется, смотрел запись с Гердтом. Всё равно тяжело голосом даётся.

За кулисами «Необыкновенного концерта». Фото 2019 года.

За кулисами «Необыкновенного концерта». Фото 2019 года.

Мастер-класс режиссёра Николя Гусеф, 2014 год.

Мастер-класс режиссёра Николя Гусеф, 2014 год.

  • «Нет у нас петрушек»

    Я люблю петрушку, люблю тростевую куклу, гапитную. Планшетки – да, почему нет. Но у нас петрушечных спектаклей почти нет. Если говорить про «Щуку», то она не петрушечная. Это драматический спектакль с куклами.  Куклы сделаны петрушками, но работают по другим законам. Как тростевые куклы или драматические актёры.  Петрушки так не работают. У петрушек другой ритм. Они не живут в такой пластике. У нас есть только вставки. Например, «Отелло»  в «Играем Шекспира».

Репетиция спектакля «Играем Шекспира», 2022 год.

Репетиция спектакля «Играем Шекспира», 2022 год.

«Играем Шекспира», сцена «Бедный Йорик», 2022 год.

«Играем Шекспира», сцена «Бедный Йорик», 2022 год.

  • «Наверно, я всё-таки комический актёр» 

    Люблю играть Шекспира, но я ещё до него не дорос. Все время хожу на него как на экзамен. Там сложная драматическая роль. Мне легко даётся «Отелло», а вот «Гамлет» – не так легко. 
    Мне хотелось повеселить, внести контрапункт  в  спектакль, и я предложил Никоненко: «Давайте, я приду с настоящей собакой». Сначала я это говорил как шутку, а потом – «Давай, сделаем. Это интересно». Мы посовещались, где можно её безболезненно ввести, а потом вывести. Самая лучшая метафора, которую она создаёт – когда мы выходим на поклон. Кто из нас самый лучший актёр? Кто более естественный? Мы – актёры, которые притворяются, что они такие ловкие и умеют перевоплощаться или собака, которая ничего не умеет, а привлекает столько внимания. 

С куклой Джульетта, «Играем Шекспира», 2022 год.

С куклой Джульетта, «Играем Шекспира», 2022 год.

puppet

Ждем вас в театре всегда!