Цирк на нитях

Музей

Цирк на нитях

Цирк – любимейшее зрелище всех кукольников, их заветное чудо. Поэтому неслучайно в 1931 году первым спектаклем Центрального театра кукол под руководством Сергея Образцова стал «Цирк на сцене» – представление русского народного кукольника Ивана Афиногеновича Зайцева. Традиционная цирковая программа, исполненная зайцевскими марионетками, вызывала у зрителей бурю восторга. Акробат на трапеции и жонглёры, серые в яблоках лошадки, трюковые куклы – диковинный самовар, разлетающийся на части, диван, превращающийся в лошадь! И конечно же сам Петрушка – тоже на нитках, вопреки обыкновению! 
Сказочное везение: наш новый главный художник, лауреат «Золотой Маски» Виктор Антонов, оказался страстным поклонником цирка. Ведь по профессии он – кукольник, а по призванию – настоящий волшебник! Именно поэтому 7 ноября в Образцовпарке вы сможете увидеть поставленное им кукольное цирковое представление – «Цирк на нитях».
По этому случаю, а также в честь 90-летия со дня премьеры первого спектакля ГАЦТК, мы приглашаем вас на виртуальную выставку «Цирк на нитях», где расскажем о наших кукольных циркачах из спектаклей разных лет. 
 

  • «Последний из могикан»

    22 октября 1931 года в труппу Центрального театра кукол был принят Иван Афиногенович Зайцев – народный кукольник, который всю жизнь сам великолепно резал кукол и сам же виртуозно работал с ними. Под названием «Цирк на сцене» Зайцев и его многолетняя партнерша Анна Триганова показывали на сцене нового театра классическое кукольное балаганное представление с марионетками и перчаточными куклами. «Последний из могикан», как называл его Сергей Образцов, Зайцев стал первым в истории отечественного театра кукольником, который получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Иван Афиногенович Зайцев за работой

Иван Афиногенович Зайцев за работой

И. Зайцев с куклами Андрюшка и Том, номер «Чревовещание»

И. Зайцев с куклами Андрюшка и Том, номер «Чревовещание»

  • «Смолоду было легко, а потом вошло в привычку»
    Зайцев родился в Москве в бедной старообрядческой семье. С  детства плясал в трактире на потеху посетителям, получая за это гостинцы. С семи лет начал выступать в цирке в танцевальных номерах, затем освоил профессии гимнаста, фокусника, клоуна, шпагоглотателя, играл «каучукового мальчика» и «дикого человека с Цейлона».  Всю жизнь Иван Афиногенович служил в бродячих цирках, механических и марионеточных театрах, выступал в Москве, ездил по провинции в составе ярмарочного театра или сам выступал с Петрушкой. Иван Афиногенович сам резал кукол из дерева. Одежду на них шила Анна Дмитриевна. В годы Первой мировой войны, когда балаганное дело пришло в упадок, Зайцев и Триганова ходили по дворам, показывая Петрушку. После 1917 года, когда традиционное кукольное искусство потеснили новые «красные» театры кукол с Петрушкой-агитатором во главе, зарабатывать на хлеб старым кукольникам стало еще сложнее. Выручали коллеги, давая возможность выступить. Особенно помогал Николай Дмитриевич Бартрам, основатель Музея Игрушки и главный друг всех кукольников Москвы.

    «Образцовцы. 1931 -1992-2018» - Москва, 2019.

Анна Дмитриевна Триганова

Анна Дмитриевна Триганова

Марионетки из представления И. Зайцева «Цирк на сцене»

Марионетки из представления И. Зайцева «Цирк на сцене»

  • «Я уж как - нибудь сам ...»

    Сергей Образцов вспоминал, что «встроить» старый, традиционный театр Зайцева в тело нового театра оказалось делом не простым: «Как только организовался Государственный центральный театр кукол, мы сейчас же пригласили Зайцева и его верную спутницу Анну Дмитриевну Триганову к нам в театр. Мы мечтали вокруг Зайцева, этого почти единственного в Москве знатока марионеток, организовать труппу актеров, чтобы ставить марионеточные спектакли. Но сделать этого нам не удалось, слишком сильны и органичны были традиции Зайцева. Слишком долго он работал только в паре с Анной Дмитриевной, чтобы пустить к себе на «тропу» посторонних людей, чуждых ему и по возрасту, и по культуре, и по  вкусам. Все наши нововведения только обижали его. И мы оставили Ивана Афиногеновича в покое». 

    С. Образцов. «Актер с куклой». – Москва, 1938. 

Марионетки из представления И. Зайцева «Цирк на сцене»

Марионетки из представления И. Зайцева «Цирк на сцене»

Молодые артисты ГЦТК на марионеточной тропе

Молодые артисты ГЦТК на марионеточной тропе

  • «Он был прав, этот замечательный человек»

    Образцов писал о Зайцеве в своей книге «Актер с куклой»: «Вся красота его искусства была именно в его законченности. Нельзя было ничего исправлять у Зайцева. Но и нам нельзя было под него подделываться.  Что было абсолютно искренне, а потому полноценно у него, то было пошлым стилизаторством для нас. Мы восторгаемся искренностью балагана, но не хотим в другой век, в другую эпоху, для новых людей его копировать: все равно у нас выйдет хуже. Мы стали сколачивать труппу марионеточников отдельно, а Зайцеву дали возможность продолжать игру и совершенствовать то, что принадлежало только ему».

    С. Образцов. «Актер с куклой». – Москва, 1938. 

Марионетки И. Зайцева

Марионетки И. Зайцева

  • «Первый кукольник – заслуженный артист России»

    В 1935 году, за год до смерти Зайцева, произошло чрезвычайно важное событие. По инициативе руководства ГЦТК он первым в истории отечественного театра кукол получил высокую государственную награду – звание заслуженного артиста республики. Образцов писал: «Его заслуги перед народом измерены тысячами километров переулков и улиц, шоссейных и проселочных дорог, которые он исходил со своей ширмой и шарманкой по ярмаркам России – из Москвы в Ярославль, из Ярославля в Нижний. Они измерены смехом и радостью зрителей – рабочих, мастеровых, крестьян. Они измерены честностью и абсолютной искренностью его работы».

    С. Образцов. «Актер с куклой». – Москва, 1938.

Витрина с куклами И.А. Зайцева в музее ГАЦТК

Витрина с куклами И.А. Зайцева в музее ГАЦТК

Акробаты Сиу и Киу. Сцена из спектакля «Наш цирк», 1935 год

Акробаты Сиу и Киу. Сцена из спектакля «Наш цирк», 1935 год

  • «Новое время – новые трюки»

    В 1935 году, конечно же, под влиянием мастерства Зайцева и Тригановой, в ГЦТК был поставлен спектакль «Наш цирк». Художником спектакля стала Татьяна Александрова, первый главный художник театра, автором пьесы – актер, режиссер и драматург Андрей Федотов (в будущем – основатель Музея Театра Образцова). Режиссером постановки стал Петр Сазонов – один из пионеров профессионального отечественного театра кукол, поставивший в 1916 году в Петрограде вместе с Юлией Слонимской первый профессиональный кукольный спектакль – старинный французский дивертисмент «Силы любви и волшебства».  

Наездница. Сцена из спектакля «Наш цирк», 1935 год

Наездница. Сцена из спектакля «Наш цирк», 1935 год

Сцена из спектакля «Наш цирк», 1935 год

Сцена из спектакля «Наш цирк», 1935 год

  • «Это куклы Образцова приехали к нам на гастроли!»

    Так в 1936 году описывал приезд театрального грузовика с куклами в одни из московских дворов корреспондент газеты «За коммунистическое просвещение»: «Точно в назначенное время большой желтый грузовик с веселыми лицами, нарисованными на фанерных щитах, подъезжает к воротам. Толпа ребятишек со всех ног кидается во двор и рассаживается на приготовленных заботливым домоуправлением скамьях…
    – Что здесь происходит? - спрашивают взрослые.
    – Это куклы Образцова приехали к нам на гастроли!
    <…> падает фанерная стена и открывается синяя сцена. Демонстрируется полная цирковая программа, разыгрываемая куклами <…>
    Вот Рыжий забавляет ребят веселыми шуточками и неуклюжими движениями <…> цирковые лошади с ножками на шарнирах танцуют, кланяются и прыгают через барьеры <…> На сцену выползает самовар с чайником. Через минуту чайник превращается в паренька, а самовар в детину, и они начинают плясать. Наконец, Рыжий, пыхтя, вытаскивает диван, и на глазах у зрителей из дивана вырастают хвост, голова, ноги, и Рыжий на этой импровизированной лошади вызывает хохот детворы».

    «Веселый час во дворе»// «За коммунистическое просвещение», 28 июля 1936 года. 

Фургон Центрального театра кукол, 1936. Идет спектакль «Наш цирк»

Фургон Центрального театра кукол, 1936. Идет спектакль «Наш цирк»

Виктор Антонов с куклой Клоун, фото В. Шульца 2005 год

Виктор Антонов с куклой Клоун, фото В. Шульца 2005 год

  • «Парад-алле одного человека»

    7 ноября в Образцовпарке будет показано представление, продолжающее добрые традиции народного балаганного театра, мастерами которого были Иван Зайцев и Анна Триганова. Это моноспектакль в постановке главного художника ГАЦТК им. С. В. Образцова Виктора Антонова «Цирк на нитях». Вы увидите фейерверк неповторимых кукольных номеров! Обезьяны-акробаты втроем строят пирамиду, толстопузый факир без удержу глотает дамасские клинки, гимнасты на одном велосипедном колесе непринужденно жонглируют огромными гирями. Восточная красавица станцует танец живота на макушке мыслителя, курящего кальян.  Для каждой куклы постановщиком спектакля придуман свой, уникальный трюк. Солирует в «Цирке на нитях» любимец публики – обаятельный Клоун в огромных башмаках, на длинном носу которого примостилась птичка с пушистым хохолком. Клоун дирижирует, а птичка… поет!
    «Цирк на нитях» ждет своих зрителей! 
    Парад-алле!

Куклы Виктора Антонова из спектакля «Цирк на нитях». Фото В. Шульца, 2005 год

Куклы Виктора Антонова из спектакля «Цирк на нитях». Фото В. Шульца, 2005 год

Куклы Виктора Антонова из спектакля «Цирк на нитях». Фото В. Шульца, 2005 год

Куклы Виктора Антонова из спектакля «Цирк на нитях». Фото В. Шульца, 2005 год

Следующая выставка

puppet

Ждем вас в театре всегда!