«Кукольный мир Валентины Смирновой»
«Кукольный мир Валентины Смирновой»
7 октября 2023 года исполнилось бы 75 лет Валентине Ивановне Смирновой (1948 - 2018), художнице советского театра кукол. Конструктор детской игрушки, Валентина Смирнова стала сперва бутафором в драматическом театре кукол, затем – художником театра кукол. По эскизам Смирновой поставлены спектакли в Тверском, Ижевском, Башкирском и других театрах кукол – всего более 30 спектаклей. Она была главным художником театра кукол в Уфе, Петрозаводске, Твери, Вологде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Сотрудничала с драматическими театрами и танцевальными коллективами. В 1990-е вместе с мужем, бывшим артистом балета Андреем Щавелем Смирнова занялась возрождением традиционного театра Петрушки. С Театром Петрушки Щавель и Смирнова выступали вплоть до кончины художницы в 2018 году. Мы предлагаем знакомство с творчеством этой замечательной художницы.
«От промышленной игрушки…»
Валентина Ивановна Смирнова родилась в городе Дзержинске Горьковской обл. В 1968 году блестяще окончила училище промышленной игрушки в Загорске (ныне Сергиев Посад). Уехав в Ташкент, создавала новые игрушки для производства, но, разочаровавшись в своём выборе, решила пойти бутафором в Русский драматический театр Узбекистана. Через некоторое время по просьбе художника Государственного финского драматического театра в Петрозаводске изготовила кукол для спектакля по пьесе А. Арбузова «Сказки старого Арбата». В самом начале творческого пути Смирнова получила «благословение» известного театрального художника Татьяны Бруни, которая отметила её «способность видеть пространство и точность прорисовки образа».
«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
«Всадник, скачущий впереди», Уфа, 1977.
«Спектакль этот задуман как рассказ о героической жизни советского писателя Аркадия Гайдара.
…Невысокий серый станок на сцене служит одновременно помостом для группы актёров, читающих страницы из дневников писателя, и кукольной «грядкой», на которой время от времени возникают сцены из гайдаровского «Мальчиша-Кибальчиша». В результате получается своеобразный сплав реальности и сказки, биографии писателя и героической судьбы героя его произведения».Б. Голдовский. «Ступени мастерства». // «Театральная жизнь», № 10, 1980.
Рассказывает Игорь Капатов, нар. Арт. Башкортостана, актёр Уфимского театра кукол в 1976-182 годах.
«Первой – и, к сожалению, единственной для меня совместной работой с Валей был спектакль «Всадник, скачущий впереди». Там была в основе сценографии потрясающая идея. На огромной сцене висело гигантское полотно, сцена была открыта, и театр кукол как бы перерастал в театр людей и живых марионеток.
Для меня как для артиста, играющего Гайдара, такое начало было неимоверной силы. То, как выглядела сцена, мне не просто помогало – оно меня делало! Оформление Валя сделала в стилистике Петрова-Водкина, а это в те времена очень рискованно было…
Очень сожалею, что Валя в скором времени ушла из Уфимского театра и не оформляла следующие спектакли. Без неё театр стал уже совсем другим».«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
«Урал-Батыр», Уфа, 1978
«Будто сквозь голубоватую дымку прошлого на сцене появляются лики древних идолов. Голос Ведущего знакомит нас с юношей-богатырём Уралом, решившим во что бы то ни стало принести своему народу счастье. А вот и его брат Шульген – жадная и завистливая тень богатыря. Лица героев этого спектакля подчёркнуто лишены подробных черт. Куклы, как и декорации, выполнены в условной манере. Длинные желтовато-белёсые ниспадающие одежды, величественные широкие жесты, строгие повороты головы, медленные, чёткие смены картин – всё это создаёт неповторимую атмосферу народного героического сказания (худ. В. Смирнова)».
Б. Голдовский. «Ступени мастерства». // «Театральная жизнь», № 10, 1980.
«Гадкий утёнок», Петрозаводск, 1981
Рассказывает Людмила Терентьева, засл. арт. Карелии, актриса Петрозаводского театра кукол.
«По-настоящему ярким и любопытным у Вали был спектакль «Гадкий Утёнок» режиссёра Сергея Белкина. В нём были разные системы кукол: сочетание планшеток с марионетками. Я тогда первый раз работала с такими куклами. Невероятно смело по тем временам, когда в других спектаклях были, в основном, тростевые куклы. Все куклы в этом спектакле были сделаны из ниток и очень здорово сделаны: один гапит – и нитки. И всех их Валя делала сама…».«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
«Страницы истории», Тверь, 1981
«Этапным стал спектакль «Страницы истории» по книге Рида, где использован приём «книги на сцене» - летописи революции в произведениях Блока, Есенина, Светлова и Маяковского…»
«Визитная карточка театра.» // «Смена» (Калинин), 4.10.1984.
«Калининскому театру кукол вручен Почетный диплом Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюзов работников культуры, Союза писателей и Союза композиторов СССР за спектакль, поставленный по известному Джона Рида «Страницы истории».
«И будет радость встреч…». // «Смена», г. Калинин, 9.10.1982.
«Малыш и Карлсон», Тверь, 1981.
«Вот, например, «Малыш и Карлсон» - спектакль о дружбе. Карлсон здесь, в сущности, такой же ребёнок – жизнерадостный, когда друг рядом, и грустный, когда друга рядом нет…
К дружбе, доверию обращается и сама форма сказочного спектакля. Все куклы здесь – марионетки – открыто оживают под руками кукловодов. Малыш делает первые шаги и, хотя ведёт его актриса Г. Титова, остаётся для зрителей обаятельным мальчуганом. И Карлсон не теряет своей привлекательности от того, что зрители видят, как он летает в умелых руках актёра (А. Соловьёв). Подобная открытость приёма делает ребят участниками происходящих событий».Е. Коровина. «Друг детей – помощник взрослых». // «Учительская газета», 5.07.1983.
«Двенадцать месяцев», Тверь, 1983.
«Представляются пышные декорации (нас к ним приучили мультфильмы). А поднимается занавес, и видишь актёров в обычных для кукловодов тёмных одеждах. Но появляются в их руках белые воздушные накидки, сверкающие скипетры, и происходит чарующее действо: преображается под накидками сцена, на глазах вырастают такие же тюлевые ёлочки, появляется сверху будто сотканный из инея полог… Лёгкость чудотворного волшебства. Это тема пролога и лейтмотив спектакля.
У Мачехи и её Дочки в этом спектакле роль особая. Они выделяются и своим видом, и по исполнению. Это довольно редкое для театра сочетание яванской куклы и марионетки. С головы актёра идут три нитки к голове персонажа так, что они взаимосвязаны всеми поворотами».А. Вихров. «Гори, гори ясно!» // «Калининская правда», 22.02.1984.
Рассказывает Андрей Щавель, муж В. Смирновой и создатель театра «Русский Петрушка».
«1985 год. Зональная выставка. Сказали: «Сходи, Валя, отнеси что-нибудь». Она пришла, принесла эскизы. Работы приносили до закрытия, и потом выяснилось, что две работы, Падчерицу и Солдата, свистнули. Украли и никаких объяснений. Один виршеплёт сказал:
«Известно, что картины крали.
Какой музей не знает ран!
Так знаменитыми и стали
Гольбейн, Веласкес, Тициан.
И вот, извольте, кража снова.
У Крымской набережной стон.
Сим фактом втиснута Смирнова
В ряды прославленных имён».А. Щавель. Из выступления на открытии выставки «От промышленной игрушки к возрождению Петрушки», июнь 2019 года.
«Йозеф Швейк против Франца-Иосифа», Тверь, 1987
«Крупная постановка для взрослых – «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа». Это инсценировка по роману Я. Гашека. Спектакль трудоёмкий, в нём 80 действующих лиц, а сам герой предстаёт перед зрителями в десяти видах».
В. Бурилов. «Куклы – на сцену!» // «Калининская правда», 15.10. 1987.
Рассказывает Надежда Ицкович, засл. Арт. РФ, актриса Тверского театра кукол.
«В спектакле «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» у меня был образ солдата и я, исполняя мужскую роль, несколько неуютно себя чувствовала (это извечные проблемы театра кукол – недостаток мужчин). Я попросила Валю сделать себе огромные уши из-под фуражки. Валя одобрила – так и оставили».«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
Театр «Композитор», Москва, 1991-1993
Рассказывает Николай Кузнецов, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
«Был такой театр «Композитор», открытый во время перестройки. С Валентиной Ивановной там мы и работали… Мы пригласили её на постановку спектакля, на который не было никакого финансирования. Ребята сами делали костюмы. Валентина прекрасным образом вышла из этой ситуации – придумала такие шапочки, на которых были ушки медведя, кисточки белочки или ушки другого зверя. Валя нарисовала эскизы, а родители детей сшили эти костюмы. Декорации делали из подбора. Что находили в ДК им. Зуева, где мы играли в то время, из этого и ставили».«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
«К возрождению Петрушки»
Рассказывает Андрей Щавель, муж В. Смирновой и создатель театра «Русский Петрушка».
«В июне 1980 в доме нашей общей знакомой мы с Валей встретились. И меня попросили проводить ее в аэропорт Домодедово. Она направлялась в Ижевск, где должна была поработать в Удмуртском театре кукол. Я предложил скоротать время до самолёта у меня дома...
В конце мая 1981 года я получил приглашение приехать на сдачу спектакля для детей «Малыш и Карлсон» в Тверском театре кукол. Забавно, но кукла Карлсона оказалась похожей на меня. А летом 1982 года мы встретились, чтобы уже больше не расставаться! Кстати, на моё 50-летие Валюша подарила мне копию того самого Карлсона, и я стал постигать азы работы с марионеткой».«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
Рассказывает Андрей Щавель, муж В. Смирновой и создатель театра «Русский Петрушка».
«Я помогал Вале в качестве мастера по куклам. Все ваги для марионеток она доверяет делать мне. Ищу возможности для выступления с марионеткой Карлсоном.
Эти поиски привели меня в Детский фонд СССР, где судьба свела нас с Александром Еремеевым и Алексеем Бельским, которые пришли с предложением о создании всесоюзного центра традиционной культуры. Саша Еремеев спрашивает: «А что в Вашем портфеле?» Тот же вопрос он задает Вале. Та, переступая с ноги на ногу, произносит: «Вот, хочу сделать Петрушку, чтобы посмотреть, как это было. – А Вы сможете это сделать? – Конечно». Мы активно взялись за новое дело и через 14 месяцев в Гребнёвском парке подмосковного Фрязино состоялся наш дебют. Надо сказать, он удался. На свадьбу Петрушке публика накидала «в шапку» пять рублей с полтиной.«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.
«Чернозёмное дарование».
Рассказывает Сергей Войтковский, засл. работник культуры РФ.
«Она была поистине уникальной личностью и олицетворяла собой то (по меткому выражению мастеров «Серебряного века») «чернозёмное дарование», которое могло появиться и состояться только на отеческой почве, в России. Как большой художник, своими характерными работами она всегда вела некий бесконечный диалог, в каком бы виде искусства не высказывалась. В обыденной жизни она оставалась приветливой хозяйкой, немногословной, улыбчивой, тихой, а иногда и вовсе незаметной. Порой за вечер могла произнести лишь несколько фраз. И не потому, что ей нечего было сказать. Наоборот! Её внутренний мир был переполнен огромной интеллектуально-творческой работой, бесконечным поиском и самосовершенствованием, которое она умела оберегать».«От промышленной игрушки – к возрождению Петрушки». Каталог выставки. – Москва, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2018.