Две пятёрки Борису Константинову
Две пятёрки Борису Константинову
24 декабря 2023 года празднует 55-летие главный режиссёр ГАЦТК Борис Анатольевич Константинов. Дважды дипломированный режиссёр (окончил Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств по специальности «режиссура драмы» и РГИСИ по специальности «режиссура театра кукол»), один из создателей театра-студии «Karlsson Haus» в Санкт-Петербурге, неоднократный лауреат Национальной Театральной премии «Золотая Маска», Борис Константинов десять лет возглавляет творческую жизнь Театра Образцова и дал жизнь 15 спектаклям.
Жизнь поставила Борису Анатольевичу две пятёрки! Присоединяемся к поздравлениям.
«Дюймовочка»
«В «Дюймовочке», поставленной приглашённой командой, нет даже слов. Вернее, слова слышны, но их очень мало. Более того, они из другой сказки Андерсена. Пролог и эпилог навеяны мотивами малоизвестной истории «Цветы маленькой Иды». Именно цветы и договариваются между собой показать сказку девочке, пока она спит, и более не произнесут ни слова.
Режиссёр спектакля Борис Константинов живёт в Санкт-Петербурге. Ставит в больших театрах, работает в своём театре-студии «Карлссон-Хаус», не боясь экспериментировать на грани театра и кино. «Дюймовочка» - тоже эксперимент… Спектакль учит фантазировать: как с помощью рук актёры играют роли улиток и жуков, а обыкновенная коряга может превратиться в крота или мышь».А. Гончаренко. «Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен». // «Театральная афиша», 13.12. 2010.
«Снеговик»
«Этот спектакль задумывали режиссёр Николай Шишкин и художник Евгения Шахотько. Потом Николай внезапно ушёл… и Женя осталась одна. Она не опустила рук, она рисовала, клеила и кого-то ждала. Я проходил мимо. Кто я такой? Режиссёр театра кукол. Вот спектакль, где есть уже почти сделанные куклы, есть эмоция, которая не угасла.
И я предложил своё решение. Я не брал авторскую историю, а взял только мир, нарисованный Женей Шахотько. Я спросил её: «Можно, я сделаю эту историю своей?» - «Да, - сказала она и поверила мне... «Снеговик» - очень сильная вещь сама по себе. В ней проявление человеческих качеств, которых мы то боимся, то скрываем. Проявление чувства под названием «любовь».Б. Константинов. «Когда Снеговик полюбил Печку». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Гулял по улице щенок»
«Гулял по улице щенок» - густонаселённый спектакль с большим количеством героев. Места действия – ещё более масштабные. То космос, то дно океана, то целый лес. Хоть я и люблю камерные пространства – не менее интересны мне и большие путешествия. Особенно в компании рыжего семейства.
Сам спектакль соткан из стихов. Стихи – это не просто рифма и положенный на них сюжет. Это игра слов, это недосказанность. Досочини сам, пойми. Я оценил эту игру Ренаты Мухи и Вадима Левина. Почему я назвал этот спектакль «сказка-сон»? Для меня сон – это когда ты прожил насыщенный день, напитался эмоциями, которые складываются в некую картинку, как калейдоскоп. Что-то тёплое, нужное».Б. Константинов. «Спектакль-сон. Игра в стихотворный ребус». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Али-Баба и сорок разбойников»
«С идеей этого спектакля пришла актриса нашего театра Екатерина Бабаева. Откуда появление среднеазиатского колорита: актриса оттуда родом, ей там все знакомо. «Я посмотрю на небо – там солнце светит. Посмотрю в арык – и там солнце. И в глазах людей солнце…». А потом появлялась другая актриса, в облике уборщицы, приехавшей будто бы из тех мест. Отсюда рождалась история Али-Бабы. Однако в какой-то момент мне показалось, что мы проигрываем, когда говорим об актрисе Театра Образцова Екатерине Бабаевой… Спектакль стал превращаться в бенефис. А зрители всё-таки приходят на историю Али-Бабы и сорока разбойников. Поэтому Екатерина нас «благословила», я пригласил нашего актёра Сашу Захарьева, и мы ушли от истории актрисы непосредственно к Али-Бабе и разбойникам, к уличному театру Узбекистана, к кугурчакбозу – народному узбекскому кукольнику, который появлялся на площади».
Б. Константинов. «Али-Баба: от бенефиса к спектаклю». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Безумный день или Женитьба Фигаро»
«Есть классика, которая кажется созданной для театра кукол. Чего не скажешь о комедии Бомарше. И потому осуществление благородной затеи заведомо казалось безумным предприятием… Сложность решения состоит в соединении живого и кукольного планов. Борис Константинов выстраивает партитуру как смену масштабов. Сюжет на первом плане играют артисты, на дальнем – куклы, располагающиеся на своей маленькой сцене и в нишах изысканной декорации (художник Елизавета Дворкина). Выдающийся кукольных дел мастер Виктор Антонов сделал своих героев чуть пародийными маленькими копиями артистов-кукловодов. Сама смена планов очень динамична. Метаморфоза превращения куклы в человека кажется оправданной по сюжету, словно герой больше не может быть куклой. Отсюда увлекательный приём «выпрыгивания» из одного обличия в другое».
Е. Дмитриевская. «Булавка на память». // «Экран и сцена», 8 февраля 2015
«Ленинградка»
«Дело было в Петербурге. Однажды мы с моими друзьями и коллегами Денисом Шадриным и Алексеем Шишовым, собравшись вместе, задались мыслью: мы, кукольники, которые создали здесь свой театр «Karlsson Haus», хотим рассказать о городе. «Давайте, о блокаде сделаем спектакль», - говорю. Разговор о «Ленинградке» начался с Домового. Кто такой Домовой? – это миф, неведомая энергия, охраняющая человека. И вот это состояние сохранения точно ложится на тему разрушения, тему войны. Можно разрушить дом, попав в него снарядом. А можно разрушить дом, лишив его человека – вырвать его из жизни и отправить на войну. Для меня «Ленинградка» - это жизнь. И когда она оказалась запертой в ящиках, и куклы стали умирать и засыхать без движения, было принято общее решение – дать спектаклю вторую жизнь. В результате «Ленинградка» переехала в наш театр на малую сцену».
Б. Константинов. «Кукольная притча о войне». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Аленький цветочек»
«И Пушкин, и Аксаков, сочиняя свои сказки, не скрывали того, что ими выдумывалась (или не выдумывалась) некая няня, носительница устного народного творчества… И как только я вижу эту «няню» у того или иного автора, то, приступая к работе над спектаклем, приглашаю и композитора, и художника обратиться к устному народному творчеству... Когда Виктор Никоненко, художник-постановщик спектакля, показал мне свои эскизы, я прежде всего обратил внимание не на лица героев, не на общую картину, а на вот это сплетение корней. А корни, они где? Они внизу, в земле... где кукольник черпает свою творческую энергию. Где мать сыра земля. «Аленький цветочек» для меня – продолжение поиска больших форм. Наша огромная сцена превращена в льняной мир. И вторая ее часть – в мир неведомый. Душой этого мира является аленький цветок. А что такое душа? Теплота, свет. Это не поймаешь, не сорвёшь. Там другое сорвано. И другое возвращено».
Б. Константинов. «Аленький цветочек: держаться корней». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Турандот»
«С самого начала я понимал, что в истории о принцессе Турандот, поставленной на сцене Театра Образцова, хочу все права отдать кукле. Несмотря на то, что язык комедии dell’arte, используемый Карло Гоцци, сложен и всегда подразумевает присутствие актёра с его словесной импровизацией. Кукла же требует некоего закреплённого рисунка. В этом заключался мой внутренний эксперимент – проверить, способна ли кукла на все то, на что способен актёр в живом плане…Мне показалось, кукла – тут я рад вернуться к Образцову – должна суметь раскрыть любую тему с иронией. Непростая была задача – найти эту иронию… В этом спектакле нет открытой борьбы, она вся немножко спрятана в подтекст. А может, и «множко». Театр кукол способен искусно показать не открытый конфликт, а внутренний».
Б. Константинов. «Турандот» по-образцовски». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Жена мужа в Париж провожала»
Это такой камертон для самого себя. Чтобы не успокаиваться. Главный герой – Колька – живой человек, который думает, что живёт, а сам, как безвольная кукла, уныло отдаётся рукам судьбы. Страшнее Колькиной смерти для меня – его уныние. «Уныние - грех, говорит нам Шукшин. А ещё он говорит, что это смертельно опасно – быть нелюбимым. Дело не в том, что у меня душа болит за какого-то человека, который вдруг решил отравить себя газом, потому что жена не любит и не понимает. Нет, я против такого…. Лишний раз хотелось сказать: «Ребята, не надо себя убивать. Или не любить». Отчего он хотел себя убить? Потому что не любил. Когда себя не любишь и не уважаешь, откуда тогда возьмутся любовь и уважение к окружающим? Мы все злые какие-то, завистливые. А вот если бы всё поменялось…»
Б. Константинов. «Полюби себя, Колька!». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Сказка о царе Салтане»
«В Театре Образцова «Салтана» уже ставили в 1970-е. И не кто-нибудь, а сам Семён Самодур, один из основателей театра. Мне хотелось, чтобы театр не повторил, закольцевав, тему «Салтана», а пошёл дальше, чтобы эта сказка прозвучала по-иному. Поэтому в руках у Гвидона, как у Пушкина – хулигана сегодняшнего дня, появилась электрогитара. Мне показалось, что сочетание народных гуслей и электрогитары – это тот синтез древнего и современного, мост, который мы можем перекинуть. Актёров мы назвали так, как называли их в древности – игрецами. Дали им в руки – как и полагалось – музыкальные инструменты. И кукол. Ведь это тоже инструмент. Все сказанное выше – это форма, и она диктует содержание».
Б. Константинов. «Пушкин играет!». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Гадкий Утёнок»
Вроде бы хрестоматийная сказка, Андерсен. Удивлять кого-то при помощи этой сказки мне не хотелось, а хотелось выполнить просьбу актрисы Юлии Бобровской: «Борис Анатольевич, не могли бы мы эту сказку не делать грустной?» Я понял, что нужна… такая доверительная беседа.
Как-то Саша Громова, театральный художник, которая училась в нашей мастерской при ГИТИСе, принесла мне яблоко и с помощью куклы доказала, что оно треугольное. Наверно, поэтому я пригласил Сашу в работу над «Гадким Утёнком». Давай, попробуем создать этот мир, но с условием: не плакать и не нудить. Стали думать не о том, как нарисовать печаль утёнка, а как окружить его жизнью… Я убрал в зале все стулья, чтобы путь к природе был ближе. Поэтому ребятишки, которые пришли в зрительный зал, свободно сели в темноте и услышали стрекотание сверчков, в этот момент включаются в игру, которую мы с ними затеяли».Б. Константинов. «Давайте не будем мериться лопухами». // «Без десяти 100. 90 историй Театра Образцова». – М, 2021.
«Белая уточка»
«Подростку неловко идти в театр кукол, так как он априори считается детским. А мне хотелось заманить его к нам... Название «Белая уточка» — это обманка: оно мягкое и пушистое, а сама сказка довольно жуткая. Страсти там кипят не детские: злая колдунья превращает княгиню в уточку, а сама занимает её место рядом с князем. Жанр — страшная сказка. Ведь все дети в определённом возрасте любят пощекотать нервы ужастиками. Я решил соединить чёрное и белое, добро и зло в одной героине, которую играет Екатерина Малетина. Потому что самый сильный конфликт — он внутри человека. Эта внутренняя борьба и подогревает интерес подростков. Они хотят казаться циничными и всезнающими: мол, нас ничем не удивишь! На самом деле именно в этом хрупком возрасте в душе человека впервые сталкиваются добро и зло. В сказке есть персонаж Заморышек: слабый, которого все обижают, травят. А в итоге он спасает своих братьев от смерти. Получилась сказка о любви и счастье, где есть место тьме и страху».
А. Бояринова. «Театр Образцова показал лучшие спектакли». // «Вечерняя Москва» , 7.12. 2022.
«Питер Пэн и Венди»
«Главный режиссёр театра Борис Константинов создал, вероятно, одну из самых своих красивых постановок. Спектакль начинается с покупки необычной программки: перед вами настоящая карта путешествий героев этой истории, с помощью которой, кстати, можно не только проследить весь их путь, но и сыграть в онлайн игру по мотивам спектакля, прибегнув к QR-коду.
Попадая в зрительный зал, сразу удивляешься изменению пространства Большой сцены. В стенах вдоль партера — открытые окна, в каждом из которых чья-то мама. Она всегда ждет и никогда не задёрнет штор. Именно тема безграничной материнской любви, боли и нежности становится здесь лейтмотивом всего спектакля. В спектакле гармонично сочетается живой план с кукольным. Словно авторы постановки возводят непреодолимую стену между мирами: взрослый – мир людей (родители, пираты), детский – кукол (дети, мальчишки с острова)».Светлана Бердичевская. «4 спектакля, которые нельзя пропустить с детьми». //Working mama, 2022.
«Новогодняя экспедиция»
«Театр Образцова уже второй год нестандартно подходит к так называемым новогодним ёлкам. Детей и взрослых здесь превращают в участников настоящей экспедиции. В этот раз - всех отправили на Север.
«Я мечтал, чтобы люди к нам приходили семьями и вместе оказывались в сказке, которая взрослым нужна не меньше, чем детям, - говорит режиссёр Борис Константинов. - Хотелось создать такую атмосферу, где родители тоже становятся детьми, кувыркаются в снегу, бегают в масках оленей. Чтобы дети увидели в своих родителях друзей. Когда я вижу, как папа карабкается на замёрзшую гору по канату и радуется не меньше сына, который уже наверху и кричит: «Папа, давай!», в этот момент я, как режиссёр, счастлив».М. Васюнов. «Отправиться на северный полюс, не покидая Садового кольца». // «Российская газета», 11.01.2023.
«Кто убил Фриду Кало?"
«Фрида близка мне по духу – она свободный художник. Картины – это её жизнь. Судьба преподнесла Фриде множество испытаний: травмы, трагедии, измены... Её картины истекают кровью, но не слезами. Несмотря на жестокие коллизии, Фрида ни на мгновение не утратила способность любить жизнь! И этот спектакль задуман как гимн жизни, гимн простым человеческим радостям. Потому что говорить о смерти можно, только сочиняя жизнь».
«Все загадки должны быть раскрыты». // «Psychologies.ru», 20 июня 2023.