Версия для слабовидящих
Администрация (495) 699-33-10
Касса театра (495) 699-53-73
(ежедневно с 10.00 до 19.00)

 

 

 

 

 

 


Все спектакли до конца сезона отменены.


 

Eng
новости
День памяти Семена Самодура

День памяти Семена Самодура
 

Видео памяти - Семена Соломоновича вспоминают коллеги.
 

Сегодня - день памяти Семёна Самодура, очень важного человека в истории нашего театра.
Семён Соломонович Самодур актером стал неожиданно. В театр он пришёл из Центрального дома художественного воспитания детей, где работал художником-оформителем. Бродячий образ жизни театра начала 1930-х гг. понравился Самодуру и он, по его собственным словам, пришел к Сергею Владимировичу и сказал: «Возьмите меня кем хотите».
Работал реквизитором, завпостом. Однажды по предложению Образцова, заменил актёра, внезапно, перед самым началом гастролей ушедшего из театра. Сыграв в спектакле «Пузан» две роли – Медведя и Милиционера, – Самодур обнаружил явные актёрские способности и вошёл в труппу.
Самодур легко включился в насыщенную экспериментами творческую жизнь театра. С его именем во многом связан успех таких знаковых спектаклей ГЦТК как «По щучьему веленью» и «Ночь перед Рождеством». Даже конструктивные недостатки куклы Самодур умел обыграть, находя в них краски для усиления образа.
В годы войны задорный, динамичный, напористый Самодур принимал самое активное участие в работе фронтовых концертных бригад. Он возглавлял одну из них, много играл сам. «По-детски радостный человек», как назвала его актриса Е. Рубановская, Самодур часто играл, особенно в молодые годы, в спектаклях для детей. Прирождённый импровизатор, он обладал феноменальной способностью к перевоплощению и богатейшей фантазией.
Самодур – один из великой троицы создателей наряду с Е. Сперанским и З. Гердтом образа конферансье Эдуарда Апломбова. Он – первый и некоторое время единственный исполнитель этой роли и во многом её соавтор. У Самодура Апломбов напоминал популярного в те годы конферансье Михаила Гаркави.
От Самодура пошла весёлая традиция - на завершающем гастрольном спектакле, как только последний зритель покидал зал, радист включал музыку еврейского танца «Фрейлехс», и все радостно пускались в пляс.
Самодур оказался прирожденным педагогом. Вместе с С. Образцовым, Е. Сперанским, Б. Тузлуковым он преподавал на Высших режиссёрских курсах при ГИТИСе. Любил «повозиться» с молодыми актёрами в театре.
Пользуясь своим большим влиянием на Образцова, Самодур часто приходил на защиту провинившихся.  
Один из ведущих режиссёров-постановщиков ГЦТК, Самодур начинал с «Маугли» (1945).
Всего Самодур-режиссёр поставил 26 спектаклей, в основном, вместе с Образцовым. Среди них - «Чертова мельница» Я. Дрды – И. Штока, «Дракон» Е.Шварца. Удачей Самодура-режиссера стала пушкинская «Сказка о царе Салтане» (1974).
«Я не могу без Симы ставить спектакли», – говорил Образцов. Он доверял Самодуру всю работу с актёрами.
Неожиданно для всех и к огромному огорчению Образцова в 1990 г. Самодур с группой актёров ушел из ГАЦТК, задумав открыть новый театр кукол. У театра было рабочее название – «Три Эс» (от инициалов мастера). Работа шла над двумя спектаклями. В основе одного из них двадцать эпизодов из юмористических рассказов А. Чехова. Второй спектакль театра «Три Эс» был задуман в стилистике кабаре. В нем соединились «романтика, лирика и пародия», были задействованы различные системы кукол и «трансформирующаяся ширма». Премьера состоялась после кончины режиссера, спектакль прошёл один раз на сцене МТХТУ.