Версия для слабовидящих
Администрация (495) 699-33-10
Касса театра (495) 699-53-73
(ежедневно с 10.00 до 19.00)

Eng
Алина Спешнева. Прерванный полёт.

Алина Спешнева. Прерванный полёт

18 февраля 2020 года исполнилось 80 лет со дня рождения Алины Алексеевны Спешневой (1940 - 1984), главного художника ГАЦТК с  1970 по 1984 год.
Алина Спешнева оформила восемь спектаклей театра. Многие из них стали новым словом в творчестве Театра Образцова. Мы приглашаем вас познакомиться с творчеством этой замечательной художницы, трагически погибшей в разгар работы над новым спектаклем. Приглашаем вас также посмотреть «Хитрый Ёжик» - это единственный спектакль в оформлении  Алины Спешневой,  который по сей день идёт на сцене ГАЦТК. 


 

 
Кадр из м/ф «Варежка», 1967 Кадр из м/ф «Клубок»,
1968
  Кадр из м/ф «Разлучённые», 1980

Алина Спешнева была дочерью драматурга Алексея Спешнева  («Пятый океан», 1940; «Миклухо-Маклай», 1947; «Алишер Навои», 1951 и др.), режиссёр («Москва-Генуя», 1964; «Хроника ночи», 1972 и др.), автор мемуарной книги «Бег дней» (1983). Её бабушка была актрисой фронтового передвижного театра времён Гражданской войны. Алина Спешнева окончила художественный факультет ВГИКа и работала на студии «Союзмультфильм». Среди ее анимационных фильмов – «Мой зелёный крокодил» (1966), «Клубок» (1968), «Варежка» (1967), «Шесть Иванов, шесть капитанов» (1967). Став главным художником ГАЦТК, Алина не оставляла мультипликацию. Например, работая над спектаклем «Три толстяка», она создала свою версию сказки Ю. Олеши – мультфильм «Разлучённые» (приз кинофестиваля в Варне, 1980). Особняком в творчестве А. Спешневой стоит художественный фильм «Обыкновенное чудо» (реж. Марк Захаров, 1978), для которого она придумала картины на стекле и сгорающий в финале  дом – символ амбициозных иллюзий Волшебника.

«Солдат и Ведьма»

 
Эскиз куклы Принцесса,
сп. «Солдат и ведьма», 1970

 
Эскиз куклы Солдат Эскиз куклы Король     
 
Сцены из спектакля «Солдат и Ведьма»   Декорация к сп. «Солдат и Ведьма»

В ГАЦТК Алина Спешнева пришла вместе с мужем, художником Николаем Серебряковым.  Их первой работой стал спектакль «Солдат и Ведьма» (1971), которым открылся Малый зал в новом здании театра.
«Вот как выглядит сцена в спектакле «Солдат и Ведьма»: вроде музыкальной шкатулки. Такие шкатулки были в большой моде, когда жил знаменитый датский сказочник Ганс-Христиан Андерсен. Пьеса и написана по его сказке «Огниво». И музыка спектакля поэтому почти вся переведена на магнитофонную ленту со старинных музыкальных шкатулок.
По бокам кукольной ширмы стоят две большие фигурки: девушка в платье, отделанном кружевными бабочками и солдат с барабаном. Весь спектакль они стоят неподвижно и молча. Помолчу пока и я, потому что они – с секретом.
Всмотритесь получше – и увидите еще две бессловесные роли: это два кукольных человечка. Увидели? Теперь представьте себе, что вы сидите в зрительном зале…
Третий звонок. Осветилась сцена и два человечка заработали. Закрутили валики и подняли на ширму игрушечный оркестрик… Оркестрик сыграет увертюру к спектаклю, а потом два кукольных человечка закрутят валы в обратную сторону, и оркестрик опустится. Вот так и трудятся весь спектакль эти два человечка: поднимают и опускают декорации, меняют картины…
А теперь вернемся к самому началу: помните, я вам сказал, что большие фигуры по бокам ширмы – «с секретом»? В конце спектакля эти фигуры осветятся. Солдат забьёт в барабан, а кружевные бабочки на платье девушки запорхают, как живые».
Е. Сперанский.  «Солдат и Ведьма» // «Мурзилка», №4, апрель 1971.


«Говорит и показывает ГЦТК»

Куклы к сп. «Говорит
и показывает ГЦТК».  1972
Сцена «Опера», сп. «Говорит
и показывает ГЦТК». 
Выступление Певицы. «Говорит
и показывает ГЦТК»
Кукла Певица
в руках артистов

Сразу же после премьеры «Солдата и Ведьмы» Алина Спешнева стала главным художником ГАЦТК. Ее следующей работой стал спектакль «Говорит и показывает ГЦТК» (1972) – пародия на все сразу телепередачи того времени.  В те годы большинство телевизоров были черно-белыми, а качество передачи – не всегда стабильным, по экрану то и дело пробегали полосы-помехи. 
 «Огромный экран на сцене. Куклы чуть ли не в два человеческих роста, куклы-памятники. Такой монументальности театр кукол, надо полагать, не достигал: он, сколько нам помнится, был всегда «камерным». Этот «крупный план» - принципиально новый художественный приём, который утвердил коллектив театра. А художник А.А. Спешнева одела весь спектакль в  холодный «голубой» тон, и эффект подлинности получился разительным: на протяжении всего действия по жилам спектакля как бы струится «голубая кровь» Телевидения».
Р. Дин. ТВ – крупным планом.// «Советская Молдавия», 25 июня 1976.


Из воспоминаний актрисы ГАЦТК Е.И.  Рубановской:
«Как внешность Алины, так и её профессиональная работа не сразу были оценены по достоинству. Привыкшие к аскетически лаконичной кукле художника Тузлукова, актёры сначала не поняли подробную, ярко-красивую куклу Спешневой. 
— Ну, зачем эти замшевые башмачки, да еще и со шнуровкой? Ведь публика этого не видит, — думают многие. И не только думали, но и задавали эти вопросы Спешневой. Она растерянно молчала, не зная, что ответить. Зато Образцов тут же реагировал: 
- Нельзя мыслить так утилитарно. Кукла - не только орудие вашего производства. Она ещё и произведение искусства. Когда вы возьмете её в руки, вам захочется ею играть так, как она выглядит. 
Когда в моих руках оказалась кукла Донны Анны из спектакля «Дон Жуан», вспомнились слова Образцова. Все движения и танец диктовала сама кукла, и получился образ прекрасной женщины».
 

Вот так выглядят куклы Спешневой, если взять их в руки

 

 

Участники сп. «Дон Жуан». С куклой Донна Анна – Е. Рубановская


«Таинственный Гиппопотам»

Львёнок Лёва.
Сп. «Таинственный Гиппопотам».
Эскиз декорации к сп.
«Таинственный гиппопотам»
Эскиз и фото сцены «Кролики». Сп. «Таинственный гиппопотам»

В 1974 году А. Спешнева оформила новый спектакль для детей «Таинственный Гиппопотам». 
«Гиппопотам» (авт. В. Лифшиц и И. Кичанова) очень соответствует всему нынешнему облику ГЦТК… «Это самый красивый театр в Москве», - авторитетно сказала восьмилетняя девочка, посмотрев «Гиппопотама». Разумеется, на сцене такого театра должен идти самый прекрасный спектакль.
Действие «Гиппопотама» происходит в жаркой и разноцветной стране Мераликундии. Там круглый год стоит лето, и растут только цветы или, в крайнем случае, кудрявые деревья. Сцена-ширма сделана в виде прямоугольного экрана, на ярком фоне – красном, синем, желтом или фиолетовом – танцуют цветы, похожие сразу и на плоские зонтики, и на опахала из восточных сказок… Формы предметов легко узнаются, но благодаря изящному исполнению (художник А. Спешнева) не перестают быть «традиционными», «сказочными». То же относится и к характерам действующих лиц сказки, вполне традиционным и вместе живым, узнаваемым.
... Не успела открыться сцена, как Львёнок заплакал, узнав, что у него нет настоящего друга, ведь нельзя же считать другом обыкновенного бегемота. И бегемотик, не умея обижаться, идет с Левой по всей Мераликундии искать того таинственного Гиппопотама, того замечательного зверя, с которым интереснее всего дружить».
И. Шахназаров. «Познакомьтесь с Гиппопотамом» // «Московский комсомолец», 9 февраля 1975.

Эскиз куклы Удав Устин и сцена из спектакля Сцены из сп. «Таинственный Гиппопотам»

«Дон Жуан»

Следующей работой Алины Спешневой стал мюзикл «Дон Жуан» по пьесе Василия Ливанова и Гарри Бардина (1976).  Идея спектакля принадлежала С. Образцову, однако авторы пьесы были приглашены по рекомендации А. Спешневой, с которой они много лет дружили. Они сочинили текст на несуществующем языке, который в театре назывался «абракадабра».
«Перед нами «настоящий шоу-мюзикл на зарубежном языке», использующий широко известное имя Дон Жуана. В песенке, открывающей действие, обещается показ мюзикла романтического, кошмара, детективно-мордобойного, лирического, неореалистического, эротического, экзотического, ковбойского, трагического и документально-исторического. 
Спектакль резко контрастен по ритмам смены картин: после ревущей машинами, многоэтажной, покрытой рекламами Америки (а как мы ещё её себе представляем?) сразу же появляется зелёная тихая идиллическая лужайка с коровушками и девами в сарафанах и кокошниках (а как нас ещё представляют они?), или после неореалистической сцены – экзотическая чуть ли не средневековая Турция.
Тонко и весело продуманы декорации. Вызывают смех и запоминаются облака, их своеобразная форма – в аду они похожи на черепа со скрещенными костями, в экзотической Турции напоминают павлинов, в Мексике – имеют очертания револьверов».
Г. Голотина. «Дон Жуан-77»// «Полярная звезда», 12 июня 1977.

 
Сцена «Испания». Сп. «Дон Жуан» Эскиз головы Дон Жуана   Эскизы мексиканцев. Сп. «Дон Жуан»
Сцена «На диком Западе» Сцена «Америка» Сцена «Россия» Сцена «Италия» Сцена «Восток»

«Три толстяка»

«Три толстяка» по сказке Ю. Олеши (1977) стали вынужденной постановкой театра, посвящённой 60-летию Великой Октябрьской Социалистической революции (в СССР эту дату широко отмечали). Герои сказки – цирковые артисты, есть там и превращения, фокусы, дающие простор для фантазии художника.
«Как решить всю эту героическую буффонаду? И нам захотелось использовать все возможности не только сцены, но и зрительного зала. Наш зал построен так, что его стены, состоящие из суммы деревянных щитов, могут смыкаться, полностью закрывая портал, а каждый отдельный щит может опускаться или подыматься, открывая или закрывая окна. В каждом окне могут появляться куклы. Мало этого – и в стенах, и в потолке, и в полу находятся репродукторы, и мы можем буквально бродить звуком и по потолку, и по полу, и по стенам. Вот все эти возможности и решено было использовать в спектакле «Три толстяка».
С. Образцов. «Моя профессия».  В 2-х частях. – М.:, Искусство, 1981.

Эскиз куклы
«Раздватрис,
учитель танцев».
Сп. «Три толстяка»
Эскиз куклы Суок.
Сп. «Три толстяка»
Эскиз куклы Тибул.
Сп. «Три толстяка»
Работа над спектаклем
«Три толстяка».
Алина Спешнева с
технологами мастерских
Финал спектакля «Три толстяка»

 

 

Творчество Алины Спешневой неразрывно связано с именем художника-конструктора В.А. Гарбузова, бывшего в ту пору заведующим мастерскими. Много лет проработав в мультипликации, она не сразу привыкла к специфике кукольной сцены.  Механику кукол, крепление декораций, масштабные макеты разрабатывал Владимир Аркадьевич, работавший в театре кукол со школьной скамьи и знавший все кукольные секреты.

 

 

 

Алина Спешнева и Владимир Гарбузов


«Какой счёт?»

Штангист, наездницы, синхронное плавание. Эскизы к спектаклю «Какой счёт?», 1979

Спектакль «Какой счёт?» (1979) вошёл в культурную программу Московской «Олимпиады-80» и был показан гостям столицы. В нём действовали куклы, которых водят «в открытую».
«Находок в спектакле много. Это и интермедия о штангистах, где действуют великолепные куклы-гиганты, которых буквально «под руки» выводят на помост актёры. А какие головокружительные трюки, ловя мячи, проделывает вратарь, звезда международного класса! И восторженные болельщики (артисты театра) тут же, на сцене, приспособят к его голове сверкающий нимб. Или знаменитая хоккейная «карусель», возникающая на сцене.
…Куклы сделаны по эскизам художницы А. Спешневой. Убеждён, никого не оставит равнодушным интермедия, посвящённая велогонке, где «играют» даже сами велосипеды». 
Ю. Черепанов. «Сквозь увеличительное стекло» // «Советский спорт», 28 июня 1979.  

Эскиз куклы Бегун и сцена из спектакля Эскиз куклы Бегун и сцена из спектакля Хоккейная «карусель»

«Принцесса и эхо»

Для кукол к детскому спектаклю «Принцесса и эхо» по пьесе В. Поспишиловой (1981) Алина Спешнева придумала уникальный материал. Волосы кукол и отделки на их платьях сделаны из цветного синтетического шпагата. В свете театральных софитов эти волосы сверкали, точно золотые.

«Очаровательная семья: все заняты домашним музицированием. Рыжеволосая толстушка-Королева перебирает пухлыми пальчиками струны золотой арфы. Красавец-брюнет наследник трона Маттео, похожий на Михаила Боярского, лихо играет на гитаре и голосом того же Михаила Боярского поёт песни Геннадия Гладкова на тексты Ю. Михайлова. И даже глава дома, величественный король Флориндо, не чужд своеобразных музыкальных увлечений: он, к примеру, находит особые услады в том, чтобы слушать раскатистое горное эхо. Он даже считает это самое эхо своей собственностью, как впрочем, и гору, что разделяет его владения и соседнее королевство. Там, у соседей, тоже вроде бы полная идиллия. Государь – эдакий рыжий веселый колобок с голубыми глазками – король Лоренцо вместо придворных окружил себя … птичками. Своими трелями, теньканьем, щебетом они выражают верноподданнические чувства».

Е. Леонидова. «Куда исчезло эхо» // «Московский комсомолец», 14 мая 1981.

Эскиз куклы
Принц Маттео
Король Лоренцо
с дочерьми, 1981
Принцесса Бьянка
идёт на войну
Сцена из сп. «Принцесса
эхо»
Поединок принцессы
Бьянки и принца Маттео

«Шлягер, шлягер, только шлягер»

Последней работой Алины Спешневой в ГАЦТК стал «Шлягер, шлягер, только шлягер» (1985).

«Спектаклем «Шлягер, шлягер,  только шлягер» театр продолжает выступать в жанре пародии против халтуры, безвкусицы, нередко появляющейся на эстраде. Главный его герой, молодой композитор Фёдор Бесфамильный, попадает под влияние «дельцов от искусства», которые соблазняют его большими деньгами и лёгкой славой создателя шлягеров, толкают на торг с собственной совестью, талантом…
Мы решили не отставать от моды и поставили в спектакле свой праздник на стадионе, посвящённый Дню парикмахера. Всё в нём банально: и полная пафоса речь ведущего, и хор на коньках, и танго в исполнении  восходящей звезды эстрады Орфея Хрипунова и жанровой певицы Варвары Стрессовой, выезжающих на автомобиле, и группа в латиноамериканском стиле, выплывающая на ладьях, и рок-группа, спускающаяся на сцену на парашютах.
Куклы и оформление делались по эскизам главного художника Алины Спешневой. Прежде, чем начать работу с актёрами, мы со Спешневой и художником-ассистентом, заслуженным работником культуры РСФСР Владимиром Гарбузовым, «проиграли» весь спектакль под черновую фонограмму на макете, проверяя технику смены декораций, света».
В. Кусов. «Любить людей и кукол» // «Советская эстрада и цирк», № 10, 1986.

Эскизы А. Спешневой к сп. «Шлягер, шлягер, только шлягер». 1984 Сцена «Детский хор» 

«Самое страшное – ждать смерти. Она её не ждала. Совсем не ждала. Накануне вечером была весёлая, счастливая. Обсуждала с моей внучкой сценарий мультфильма. Утром такая же весёлая пила кофе с друзьями, а потом вышла покурить на самодельный балкончик с низким парапетом, поскользнулась и упала вниз. С четвёртого этажа. Всё. Перестала жить.
Много уже дней прошло с тех пор, а я до сих пор … не могу поверить, не может быть, чтобы не было на свете Алины Алексеевны Спешневой.
Молодая, высокая, стройная. Очень красивая, с золотыми, настоящими своими золотыми волосами. Совсем не думающая о том, что она красивая. Прямо как чудо какое-то. Ни тени хоть какого-то кокетства, и от этого ещё красивее. Добрая, очень добрая. Чтобы иметь друга, надо быть другом. Она умела быть другом…  Она была нашим главным художником, сделавшим спектакли, которыми мы гордимся: и «Дон Жуана», и «Хитрого Ёжика», и «Солдата и Ведьму».
Пройдет несколько месяцев, и все эскизы Спешневой для спектакля «Шлягер, шлягер, только шлягер» превратятся в кукол. В зрелище. И на программках будет написано «Художник А.А. Спешнева». Кончится премьерный спектакль. Актёры и постановщик Владимир Кусов выйдут перед занавесом кланяться. Не выйдет только Спешнева. Она не умерла. Она просто перестала жить».
С.В. Образцов «По ступенькам памяти». – М.:, Советский писатель, 1987.

 

Алина Спешнева за работой

На обсуждении эскизов «Шлягера». Последнее фото