Сергей Образцов. 120

Музей

Сергей Образцов. 120

120 лет назад родился Сергей Владимирович Образцов, знаменитый на весь мир кукольник и основатель крупнейшего на планете Центрального театра кукол. Он ценил подлинность и искренность во всем их многообразии, он видел красоту в самых простых вещах и стремился рассказать о них миру так, чтобы откликнулось даже самое невосприимчивое к прекрасному сердце. Будучи человеком мощнейшего творческого потенциала, он реализовывал свой талант в самых разных сферах, будь то театр, кино, литературное творчество, общественная работа или разведение голубей. 
 

Сергей Образцов дома. 1970-е годы

Сергей Образцов дома. 1970-е годы

  • Библиофил

    Любовь к книге была для Образцова совершенно естественным чувством. Сын интеллигентных родителей, он вырос в доме, где была прекрасная библиотека. Увлеченное чтение и совместное обсуждение прочитанного было частью жизни его семьи. Рано ощутив в себе потенциал художника, юный Сергей смотрел на книгу не только как на источник информации, но и как на произведение искусства. Не случайно, обучаясь во ВХУТЕМАСе, в начале 1920-ых годов он переходит с живописного факультета на графический, где его учителями становятся такие столпы книжной иллюстрации, как Владимир Фаворский и Павел Павлинов. 

    Став взрослым и получив собственную квартиру в Глинищевском переулке, Образцов начал собирать свою библиотеку. Человек от рождения чрезвычайно любознательный, он привозил книги из всех своих гастрольных поездок.

  •  

    Позднее десятки поклонников знаменитого кукольника, среди которых были писатели, ученые, деятели искусства и культуры из разных стран мира, тоже стали дарить ему свои книги. В результате Сергей Владимирович собрал великолепную домашнюю библиотеку, насчитывающую более четырех тысяч томов. Она заняла в его квартире отдельную комнату. Иллюстрированные альбомы, посвященные творчеству великих мастеров живописи, графики и скульптуры, а также искусству народного костюма; многотомные энциклопедические издания начала XX века на разных языках (например, по истории и быту североамериканских индейцев); теоретические труды классиков мирового театрального искусства; мемуары, поэзия, проза и, конечно же, обширнейшая литература по истории и теории искусства театра кукол – все это составляет уникальную библиотеку Сергея Образцова, которая сегодня бережно хранится в его Мемориальной квартире. 

Сергей Образцов дочерью Натальей. 1940-е годы

Сергей Образцов дочерью Натальей. 1940-е годы

Сергей Образцов дома. 1970-е годы

Сергей Образцов дома. 1970-е годы

Сергей Образцов с женой Ольгой. Конец 1960-ых годов

Сергей Образцов с женой Ольгой. Конец 1960-ых годов

  • Коллекционер

    Образцов по натуре был коллекционером. Он не просто собирал разные интересные предметы, а изучал историю возникновения каждой вещи. Всю жизнь Образцов играл в куклы и объездил с ними полмира. Из разных стран и городов знаменитый артист и руководитель одного из крупнейших театров кукол мира привозил интересные находки. Это могла быть кукла, маска, игрушка, картина, статуэтка, музыкальный автомат. И у каждого привезенного им предмета была своя «биография». К Образцову приходили гости, он показывал им свою коллекцию и о каждой диковинке рассказывал историю. Свое собрание он называл ласково «Моя кунсткамера», по аналогии с модными у европейских монархов XVI-XVII веков «кабинетами редкостей» и первым русским музеем – «Кунсткамерой» Петра Великого. Об уникальной коллекции прославленного кукольника знали многие. В итоге она так заинтересовала журналистов советского телевидения, что ей посвятили целых два выпуска популярнейшей детской телепередачи «Будильник». В кадре Сергей Владимирович сам проводил для юных зрителей экскурсию по своей удивительной квартире.

     

  •  

    В 1990 году Образцов рассказал о своей коллекции на страницах иллюстрированной книги, которую так и назвал – «Моя кунсткамера». В ней он писал, что когда держит в руке простую глиняную куколку, которой много-много лет, он чувствует тепло и любовь, которую давным-давно испытывала к этой куколке маленькая девочка, ее хозяйка. А когда крутит ручку французской шарманки, переносится в прошлые века, и как будто бы слушает ее мелодию вместе с простыми французскими ребятами где-то на бульварах Парижа. Экспонаты коллекции были важны для Образцова потому, что, как он писал, «каждая вещь, каждая игрушка о людях говорят. О детях разных стран и разных лет». 

Сергей Образцов дома с китайской маской льва. 1970-е годы

Сергей Образцов дома с китайской маской льва. 1970-е годы

Сергей Образцов дома с «обезьяньим оркестром». 1970-е годы

Сергей Образцов дома с «обезьяньим оркестром». 1970-е годы

Сергей Образцов с гитарой. 1980-ые годы

Сергей Образцов с гитарой. 1980-ые годы

  • Музыкант

    Сергей Образцов любил подчеркивать, что его родители не имели отношения к искусству. Однако на деле это было не совсем так. По вечерам и по праздникам в доме Образцовых было принято петь. Пели вчетвером: отец, мать, Сергей и его младший брат Борис. Тихо, без зрителей, пели цыганские романсы, русские и украинские народные песни – отец Образцова родился и вырос в Николаеве и украинский фольклор был ему хорошо знаком. Любовь к пению сохранилась у Сергея Владимировича до конца дней и на всю жизнь стала частью его профессии. Именно благодаря занятиям вокалом на Курсах музыки, оперы, драмы и хореографии известного в культурных кругах Москвы пианиста и педагога Александра Германовича Шора, «запел» первый сделанный Сергеем кукольный герой – Негр. Молодой актер не мог заставить себя петь по системе Станиславского романс «Средь шумного бала случайно»: изображать из себя брошенного влюбленного, как того требовала педагог по вокалу, казалось ему фальшью. Поэтому «по системе» запел Негр, что вызвало полный восторг и взрыв хохота у зрителей. Так родился оригинальный эстрадный жанр, придуманный Сергеем Образцовым – «Романсы с куклами». 

     

     

  •  

    В 1981 году, под аккомпанемент двух семиструнных гитар, Сергей Образцов и его старый друг, актер и гитарист Семен Хмара исполнили ряд цыганских и городских романсов, которые они оба знали, любили и пели с детства. Концерт был записан Центральным телевидением, а позже вышел отдельной пластинкой, полюбившейся всем меломанам и ценителям московской старины. «Когда будете слушать эту пластинку, – писал Образцов на обороте ее конверта, – представьте себе комнату, освещенную керосиновой лампой, на столе самовар, за окном зима. Это я нарисовал вечер своего детства. Мама, папа, я и мой брат сидим и негромко поем».  

Сергей Образцов дома исполняет романсы. 1970-е годы

Сергей Образцов дома исполняет романсы. 1970-е годы

Сергей Образцов с гитарой. 1980-ые годы

Сергей Образцов с гитарой. 1980-ые годы

Сергей Образцов. Голубятня на даче во Внуково. 1970-ые годы

Сергей Образцов. Голубятня на даче во Внуково. 1970-ые годы

Сергей Образцов и зоолог театра Лидия Кишенкова на Птичьем рынке. 1970-е годы

Сергей Образцов и зоолог театра Лидия Кишенкова на Птичьем рынке. 1970-е годы

  • Разведение голубей было одним из традиционных увлечений жителей старой дореволюционной Москвы. В советское время сообщество московских голубятников также было крепким, заводчики хорошо знали друг друга, ходили на Птичий рынок, как на работу, и тратили последние деньги на особей редких пород. Одним из самых известных голубятников Москвы был Сергей Образцов. Разведение голубей было его страстью, о которой он говорил и писал с упоением. У мальчика Сережи Образцова из Сокольников в начале 1910-х годов было не более шести-семи пар птиц, а у народного артиста СССР Сергея Владимировича Образцова в начале 1980-х – шестьдесят пар самых разных пород. Жили они в трехэтажной голубятне, которую Образцов обустроил на своей даче во Внуково. Будучи уже почти девяностолетним человеком, великий кукольник пишет о своем увлечении с мальчишеским восторгом: «Непередаваемое счастье. Свободные, вольные, красивые, счастливые, а мои, мои. Все прилетят, сядут на крышу голубятни, потом по очереди на приполок. Прощелкают сквозь свозь проволочные прутики хитрого окошечка и войдут в голубятню. Я по лестнице туда же. Протяну ладошку с подсевом, и будут они доверчиво клевать с моей ладошки зерно». 

  • У Сергея Владимировича были планы по обустройству голубятни на территории парка при ГАЦТК. Сын Алексей уже подготовил проект. Но по горькой иронии у страстного голубятника открылась жесточайшая аллергия на… голубей. Птиц пришлось раздать друзьям-заводчикам, а от идеи голубятни на территории театра отказаться. 

Сергей Образцов на Птичьем рынке. 1970-е годы

Сергей Образцов на Птичьем рынке. 1970-е годы

Сергей Образцов на XIV Конгрессе UNIMA. Дрезден, 1984 год

Сергей Образцов на XIV Конгрессе UNIMA. Дрезден, 1984 год

  • Общественный деятель

    Знаменитый вопрос, которым начинается стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!» («Ведь, если звезды зажигают – значит, – это кому-нибудь нужно?») можно считать эпиграфом ко всей жизни Сергея Образцова. В любой деятельности он руководствовался критерием нужности, как бы задаваясь вопросом: «То, что я сейчас делаю, нужно людям? Это принесет им пользу?»

    По статусу знаменитому артисту было положено состоять в разного рода общественных комитетах и комиссиях, таких, например, как Советский комитет в защиту мира или Общество советско-британской дружбы. Некоторые из этих институций носили декоративный характер, однако любые высокие трибуны Образцов, как личность чрезвычайно популярная и известная в масштабах планеты, всегда старался использовать для того, чтобы, по слову поэта, сеять «разумное, доброе, вечное». Он говорил о недопустимости войн, насилия и дискриминации, о гуманном отношении к человеку, о защите хрупкого мира детства, о бережном отношении к природе и миру животных.

  •  

    По свидетельству родных и коллег, Образцов не побоялся подписать письмо в защиту Всеволода Мейерхольда в конце 1930-ых, и наоборот, не стал подписывать письма против Александра Солженицына в 1973 году. Также он уделял особое внимание проблеме антисемитизма в Советском Союзе, что вызывало плохо сдерживаемое неудовольствие у высокопоставленных чиновников. 

    Подлинной общественной работой можно считать заботу Образцова о сотрудниках его театра. Актриса ГАЦТК Евгения Рубановская вспоминала: «Если он делал добро, он никогда не говорил об этом. Ну какой руководитель его ранга поедет к высокому партийному или городскому начальству хлопотать квартиру для своего работника? А он каждый раз безоговорочно ездил и всегда добивался. Ему не отказывали».

    Общественная деятельность была для Образцова совершенно естественным проявлением его небезразличия к социуму и его проблемам. Безусловно, он был одним из тех, кого справедливо называют Человеком с большой буквы, подлинным гуманистом, одним из тех, кто до конца своих дней стремился делать мир чуточку добрее, светлее, человечнее.

Сергей Образцов и Виктор Сударушкин на 50-летнем юбилее Большого театра кукол. Ленинград, 1981 год

Сергей Образцов и Виктор Сударушкин на 50-летнем юбилее Большого театра кукол. Ленинград, 1981 год

Сергей Образцов на XIV Конгрессе UNIMA. Дрезден, 1984 год

Сергей Образцов на XIV Конгрессе UNIMA. Дрезден, 1984 год

Сергей Образцов на IX Конгрессе UNIMA. Мюнхен, 1966 год

Сергей Образцов на IX Конгрессе UNIMA. Мюнхен, 1966 год

  • Знаменитость

    К концу 1930-ых годов в пределах Советского Союза Сергей Образцов уже был хорошо известен как драматических актер и яркий артист эстрады. После окончания Великой Отечественной войны, когда состоялись первые зарубежные гастроли Центрального театра кукол, об Образцове заговорили в других странах. В 1948-1949 годах русских гостей встречали Польша и Чехословакия. За два месяца в 10 городах этих стран театр сыграл свои лучшие спектакли более 93 раз, а Сергей Образцов дал 40 сольных концертов, показывая своих кукол и отвечая на многочисленные вопросы зрителей. Успех был оглушительным. С каждым годом зарубежных гастролей становилось все больше. И с каждым годом иностранная пресса все больше и больше писала об удивительно обаятельном русском кукольнике Сергее и его невероятной труппе. В старое здание театра на площади Маяковского, а позднее и в новое здание на улице Садовая-Самотечная, стали заглядывать именитые гости: политики и общественные деятели, артисты, писатели, ученые, певцы.

     

  •  

    Знаменитый шансонье Ив Монтан и его жена, киноактриса Симона Синьоре, мечта всех девушек 50-х, актер Жерар Филип, звезды итальянского кинематографа Джина Лолобриджида и Джульетта Мазина, писатель и философ Жан-Поль Сартр, великий актер и режиссер классической китайской музыкальной драмы Мэй Ланьфан, выдающиеся политики Индии Джавахарлал Неру и Индира Ганди – все они, как и многие другие деятели мировой культуры и науки, по праву могли назвать Образцова своим соратником, хорошим знакомым или даже другом. 

    У простого советского зрителя Образцов пользовался колоссальной популярностью. С развитием телевидения эта популярность стала поистине всесоюзной. Каждый день на его имя в театр приходили коробки писем. Дети писали ему как своему старшему другу, присылали отзывы на спектакли, просили совета, жаловались на свои беды. Взрослые, в основном педагоги, писали с просьбой помочь в организации самодеятельных театров кукол. И на все письма Образцов считал нужным дать личный ответ. Ведь всего себя он привык без остатка отдавать людям, и в первую очередь тем, для кого, как он писал, «слово «будет» куда важнее слова «было».

Сергей Образцов и Джина Лолобриджида. 1961 год

Сергей Образцов и Джина Лолобриджида. 1961 год

Сергей Образцов с Марком Бернесом, Ив Монтаном и Симоной Синьоре. 1956 год

Сергей Образцов с Марком Бернесом, Ив Монтаном и Симоной Синьоре. 1956 год

Сергей Образцов с псом Барри. Начало 1980-х годов

Сергей Образцов с псом Барри. Начало 1980-х годов

Сергей Образцов – один из первых в СССР заводчиков сиамских кошек. Конец 1940-х годов

Сергей Образцов – один из первых в СССР заводчиков сиамских кошек. Конец 1940-х годов

  • Защитник животных

    Образцов обожал животных. С раннего детства он рисовал и лепил из глины прежде всего зверей. Когда Образцов был мальчиком, у него был любимый пес Дружок, которому он посвятил целую главу своей мемуарной книги «По ступенькам памяти». С восторгом и упоением он описывает, как оказался в знаменитом частном саду-зоопарке Николая Леонтовича, городского головы города Николаева, в котором у него жили рыбки и даже крокодил. С возрастом любовь к животным, особенно к собакам, кошкам, рыбкам и птицам, стала у Образцова только крепче. Даже со своей будущей женой, Ольгой Александровной их познакомили собаки.  Она тоже обожала животных, много лет была активистом секции защиты животных Всероссийского общества охраны природы и перевела с английского много замечательных детских книг о зверях. После войны Образцов стал едва ли не первым человеком, который привез с гастролей в Советский Союз сиамских кошек.

  •  

    Животные были такими же полноправными обитателями здания Центрального театра кукол, как и люди. В зимнем саду на первом этаже нового здания на Садовой-Самотечной улице на радость зрителям в аквариумах жили рыбки, а в клетках жили певчие птички. То же самое можно было увидеть в служебных помещениях театра. Художник Вера Конюхова вспоминает, какой «живой уголок» представляли из себя художественные мастерские: «Во всех комнатах стояли аквариумы с разнообразными рыбками, висели клетки с птичками. Жили хомячки, ручные крысы, галки, вороны, по коридорам разгуливали черепахи, а в слесарной мастерской была голубятня». И когда однажды один художник-новичок выбросил на улицу подброшенного в театр котенка, Образцов отреагировал мгновенно. Собрав всех сотрудников мастерских в одной комнате и убедившись, что преступник тоже здесь, он тихо сказал: «Этот человек не должен работать в нашем театре. Он должен подать заявление и уйти». Жизненный опыт утвердил Сергея Владимировича в мысли, что от жестокого отношения к животному до преступления против человека – один шаг.

Сергей Образцов с псом Бозаром. Начало 1970-х годов

Сергей Образцов с псом Бозаром. Начало 1970-х годов

Сергей Образцов – фотолюбитель. На гастролях. 1960-ые года

Сергей Образцов – фотолюбитель. На гастролях. 1960-ые года

  •  Фотограф

    Натура художника, интерес к сегодняшнему «здесь и сейчас», внимание к деталям и повышенная любознательность – все эти качества явно способствовали тому, чтобы Сергей Образцов стал заядлым фотографом. В каждую гастрольную поездку он брал с собой несколько фотокамер и с большим увлечением делал свои фотозарисовки местной жизни. В первую очередь Образцова-фотографа интересовали люди, их внутренний мир, их быт, национальный колорит. В Мемориальной квартире С.В. Образцова хранятся сотни интереснейших кадров, сделанных знаменитым артистом в самых разных уголках земного шара. В 1950-е – 1980-е годы фотодело было модным хобби, и в театре у Образцова были единомышленники как среди актеров, так и среди мастеров. С ними он всегда мог обсудить любимое увлечение.

  •  

    В театре у Образцова было два прозвища. Первое – Хозяин. А второе – Фотограф. Но не потому, что он увлекался фотографией. А потому, что он любил тихо зайти в зрительный зал во время репетиции и «сфотографировать» своим критическим взглядом все происходящее на сцене, сделав соответствующие выводы. 

Сергей Образцов – фотолюбитель. На гастролях. 1950-ые года

Сергей Образцов – фотолюбитель. На гастролях. 1950-ые года

Фотозарисовка Сергея Образцова с гастролей. 1950-е годы

Фотозарисовка Сергея Образцова с гастролей. 1950-е годы

  • Кинодокументалист

    Как признавался сам Образцов, на путь кинодокументалистики он вступил неожиданно для самого себя. В 1956 году вышла в свет его небольшая публицистическая книжечка «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон». И случалось так, что она послужила своего рода сценарием для сотрудников Центральной студии документальных фильмов, которые в это время как раз снимали ленту о пребывании в Лондоне советской правительственной делегации. Потом Образцова попросили написать текст специально к этому фильму. «Материал оказался таким интересным, таким убедительным, что мне захотелось самому участвовать в монтаже и не просто писать текст, а быть и тем человеком, который в титрах называется диктором, а по существу, должен называться рассказчиком», – вспоминал впоследствии Образцов.После выпуска фильма о Лондоне работа знаменитого кукольника в кинодокументалистике с успехом продолжилась. В сотворчестве с такими опытными людьми, как кинооператор Исаак Грек и режиссер научно-популярного кино Владимир Рытченков, Образцов создал ряд сильных документальных кинолент, имевших широкий общественный резонанс.

  •  

    Среди них «Удивительное рядом» (1962) – лирико-философский киномонолог о том, как любовь к окружающей природе способствует развитию таланта и, как следствие, цивилизации, о том, что каждому человеку важно уметь видеть удивительное рядом с собой, в повседневной жизни. (Кстати, с легкой руки Образцова выражение «Удивительное рядом» стало крылатым, так потом часто называли рубрики во многих газетах и журналах.). Большой популярностью пользовалась страстная публицистическая картина «Кинокамера обвиняет» (1967). Тема фильма – каждый человек, где бы он ни родился, имеет право на счастье. Затем была снята «Невероятная правда» (1971), где рассказывалось о силе иносказательного искусства, в том числе и о кукольном театре.

    Последняя киноработа Образцова называлась «Кому он нужен, этот Васька?» (1973) – прекрасная картина о воспитании в человеке доброты и великодушия, любви ко всему живому. Она стала как бы ответом на письмо мальчика, который жаловался на своего отца, ни за что ни про что убившего котёнка Ваську, посчитав его обузой в доме. Пафос фильма: без любви ко всему живому доброго человека воспитать трудно, и зверь, оказывается, может стать близким другом человека. 

Сергей Образцов и кинорежиссер Владимир Рытченков. Рабочий момент. 1970-ые годы

Сергей Образцов и кинорежиссер Владимир Рытченков. Рабочий момент. 1970-ые годы

Сергей Образцов делает кукол. 1930-е годы

Сергей Образцов делает кукол. 1930-е годы

Сергей Образцов. Автопортрет. 1920-е годы

Сергей Образцов. Автопортрет. 1920-е годы

  • Художник

    Рисовать мальчик Сережа Образцов начал в рано. Впрочем, раньше рисунка он занялся лепкой. Приблизительно с 10 лет Сергей начал брать частные уроки у педагога по фамилии Окороков. С высокой долей вероятности можно утверждать, что это был Валентин Михайлович Окороков, известный в 1920-ые, а позднее в 1960-е годы художник-авангардист. Юноша Образцов увлекся рисованием настолько, что поступает во Вторые Государственные художественные свободные мастерские (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества) к знаменитому художнику-передвижнику Абраму Архипову. Позднее, уже в рамках ВХУТЕМАСа, Образцов перешел на графический факультет к Владимиру Фаворскому, заинтересовался книжной графикой и гравюрой. Именно во ВХУТЕМАСе, в 1921 году Образцов делает свою первую куклу – Негр. Делалась она на продажу, годы были голодные. В итоге кукла не продалась и стала первым артистом будущей кукольной труппы будущего великого кукольника. 
     

  •  

    Прожив большую, яркую и насыщенную разнообразным творчеством жизнь, Образцов в первую очередь считал себя именно художником. Уже в 1980-е он сам оформил ряд своих книг. А в графе «профессия» во всех анкетах писал не «режиссер» или «актер», а «художник». 
     

Шарж Сергея Образцова на Владимира Немировича-Данченко. 1920-е годы

Шарж Сергея Образцова на Владимира Немировича-Данченко. 1920-е годы

Сергей Образцов. Автопортрет. 1920-е годы

Сергей Образцов. Автопортрет. 1920-е годы

Обложка книги Сергея Образцова «По ступенькам памяти». 1987 год

Обложка книги Сергея Образцова «По ступенькам памяти». 1987 год

Сергей Образцов дома за рабочим столом. 1940-ые годы

Сергей Образцов дома за рабочим столом. 1940-ые годы

  • Писатель

    Сергей Образцов пробовал писать прозу еще в юности. В Музее ГАЦТК хранятся рукописи его неопубликованных рассказов. Впоследствии Образцов напишет не одну сотню книг, очерков, статей и заметок. Самой первой публикацией Образцова была статья «Пусть кукла играет» в журнале «Красная Нива» (№27, 1928). Первая книга Образцова «Актер с куклой», проиллюстрированная замечательным графиком Андреем Гончаровым, другом автора и его товарищем по графическому факультету ВХУТЕМАСа, вышла в 1938 году. На обложке была нарисована рука с шариком на указательном пальце – со временем она стала графическим символом образцовского театра. 

     

  •  

    В общей сложности Сергей Владимирович выпустил пятнадцать книг, большинство из них посвящено искусству. Среди них «Моя профессия» (1939, 1981) и «По ступенькам памяти» (1988), переведенные на десятки языков мира и ставшие настольным книгами для нескольких поколений кукольников. Были и четыре книги, написанные специально для детей. Некоторые Образцов целиком оформил, как художник. Это «Так нельзя, а так можно и нужно» (1978), «Маленькие рассказы о животных» (1980), «Всю жизнь я играю в куклы» (1983) и «Моя кунсткамера» (1990). Последняя книга в перечне посвящена коллекции уникальных предметов, которую знаменитый кукольник собирал всю жизнь. Образцов готовил книгу к публикации совместно с фотографом театра Вадимом Шульцем. Работали год. Когда книга наконец вышла, Образцов сказал, обращаясь к Вадиму: «А знаете, что мы с Вами создали? Путеводитель для грабителя!»
     

Обложка книги Сергея Образцова «Маленькие рассказы про животных». 1980 год

Обложка книги Сергея Образцова «Маленькие рассказы про животных». 1980 год

Обложка книги Сергея Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно». 1980 год

Обложка книги Сергея Образцова «Так нельзя, а так можно и нужно». 1980 год

Обложка книги Сергея Образцова «Ничего особенного». 1984 год

Обложка книги Сергея Образцова «Ничего особенного». 1984 год

Сергей Образцов дает интервью в Музее ГАЦТК. 1980-ые годы

Сергей Образцов дает интервью в Музее ГАЦТК. 1980-ые годы

  • Создатель музея кукол

    В 1937 году, в первый же месяц работы театра на стационаре в здании на площади Маяковского, Образцов открывает музей. Экспозиция появляется на театральном балконе (в театре кукол он не нужен), отгороженном от зрительного зала фанерной стенкой. Музей Центрального театра кукол страны задумывался Образцовым как собрание, отражающее не только художественную жизнь самого театра, но и прошлое и настоящее отечественного и мирового театра кукол. Об организации именно такого музея ходатайствовало перед высокими инстанциями советское кукольное сообщество в ходе Всероссийской конференции кукольников еще в 1934 году.  «Центральный театр кукол организовал музей, пока еще очень небольшой, но если вы посмотрите хотя бы только этот музей, то вам станет ясно, как сильно связаны куклы со всеми странами мира», – писал Образцов в одной из газет уже через год после создания музея.

  •  

    Действительно, коллекция стремительно пополнялась не только куклами из спектаклей прошлых лет, но и экспонатами со всего света, переданными в дар Образцову или первому директору музея, актеру, режиссеру и драматургу театра кукол Андрею Яковлевичу Федотову, а также приобретенными театром. Так, уже в 1980 году Образцов писал о Музее ГАЦТК: «Сейчас это один из самых больших в мире музеев театральных кукол и по количеству, и по разнообразию экспонатов. В его витринах выставлено около тысячи кукол из пятидесяти стран мира от античных времен до наших дней». 

Куклы из спектакля «2:0 в нашу пользу». 1952 года

Куклы из спектакля «2:0 в нашу пользу». 1952 года

Сергей Образцов на открытии выставки театральных кукол. Румыния, 1958 год

Сергей Образцов на открытии выставки театральных кукол. Румыния, 1958 год

Сергей Образцов – ведущий спектакля «Обыкновенный концерт». 1946 год

Сергей Образцов – ведущий спектакля «Обыкновенный концерт». 1946 год

  • Создатель театра кукол

    Центральный театр кукол – главное дело жизни Образцова. В 1931 году ему предложили возглавить главный театр кукол страны и стать его художественным руководителем. Образцов согласился. Новый театр начался с группы из двенадцати энтузиастов и маленькой комнатки в Центральном доме художественного воспитания детей в Мамоновском переулке. 

    Работу театр начал с поисков авторов и создания собственного репертуара. Пьеса для первого представления была написана драматургом Андреем Глобой, она называлась «Джим и Доллар». В ней шла речь о несчастном афроамериканском мальчике Джиме и его собачке Доллар, которые сбегают из США, где царят сегрегация и жестокость, в счастливую и свободную страну – Советский Союз. Премьера спектакля состоялась 17 апреля 1932 года. Первые шесть лет театр был бродячим, играл «с колес» и только для детей. 24 ноября 1936 года состоялась премьера спектакля «По щучьему веленью» – это был первый крупный успех театра. В 1937 году театр получил собственное помещение на площади Маяковского. К этому времени Образцов уже сумел собрать вокруг себя сильную команду единомышленников из актеров и художников.  

  •  

    В 1940 году был выпущен спектакль «Волшебная лампа Аладдина» – первый спектакль театра для взрослых и второй крупный успех театра. Именно в работе над этим спектаклем путем модификации тростевой куклы Ивана и Нины Ефимовых была создана фирменная «образцовская» тростевая кукла.

    С 1931 по 1985 год Образцов поставил в Центральном театре кукол более пятидесяти спектаклей. Сформировавшийся как актер и режиссер в рамках МХАТовской школы, он был открыт всем живым театральным идеям своего времени. Образцов-режиссёр обладал безупречным «чувством целого». В этом он был близок Всеволоду Мейерхольду и Михаилу Чехову. Вместе с тем, он всегда добивался максимальной выразительности каждого образа, ценил сценический трюк. Скульптурная отточенность жеста куклы, музыкальная насыщенность его режиссёрской партитуры сближает его с искусством таировского Камерного театра. «Делать – это значит переделывать», – повторял Образцов. Умея добиваться полной отдачи от всех участников творческого процесса, он дорожил праздничной атмосферой на репетиции и ценил актёрскую импровизацию. 

Сергей Образцов с художниками театра. 1938 год

Сергей Образцов с художниками театра. 1938 год

С. Образцов, В. Громов, А. Воскобойникова, Г. Росфельдт. Репетиция «Ночь перед Рождеством». 1941 год

С. Образцов, В. Громов, А. Воскобойникова, Г. Росфельдт. Репетиция «Ночь перед Рождеством». 1941 год

Сергей Образцов с куклами Кошечки из номера «Мне с тобой побыть хотелось». 1960-ые годы

Сергей Образцов с куклами Кошечки из номера «Мне с тобой побыть хотелось». 1960-ые годы

Сергей Образцов показывает свои номера коллегам по Музыкальной студии МХТ. 1920-е годы

Сергей Образцов показывает свои номера коллегам по Музыкальной студии МХТ. 1920-е годы

  • Актер-кукольник

    «Всю жизнь я играю в куклы» – так назвал одну из своих книг для детей Сергей Образцов. Название это в полной мере соответствовало действительности. Начав выступать с куклами в двадцать лет, Образцов закончил свой путь на эстраде в возрасте под девяносто. 
    Первую куклу маленькому Сереже мама купила в магазине японских товаров на Кузнецком мосту. Это была простейшая перчаточная кукла с целлулоидной головкой, которую мальчик прозвал Би-ба-бо. Спустя годы, в голодной красной Москве начала 1920-х, студент граффака ВХУТЕМАСа Сергей Образцов с подругами-художницами пробовал делать перчаточных кукол на продажу.

  •  

    Из этой затеи ничего не получилось, и сделанный Сергеем из чулка и каракулевого воротника отцовской шинели кукольный Негр остался с хозяином. Через какое-то время в рамках задания педагога по вокалу Негр, управляемый Образцовым из-за спинки стула, «исполнил» романс «Средь шумного бала случайно», чем привел зрителей в неописуемый восторг. Очень скоро у Негра появились кукольные партнеры и коллеги, которых придумывал и делал сам Образцов. Так родился и впоследствии завоевал мировую эстраду новый жанр, который молодой кукольник называл «Романсы с куклами».  

Сергей Образцов с куклой Певица из номера «Вернись, я все прощу!» 1930-ые годы

Сергей Образцов с куклой Певица из номера «Вернись, я все прощу!» 1930-ые годы

Сергей Образцов с куклами Обезьянки из номера «Минуточка». 1920-е годы

Сергей Образцов с куклами Обезьянки из номера «Минуточка». 1920-е годы

Сергей Образцов в роли слуги из спектакля «Соломенная шляпка». 1927 год

Сергей Образцов в роли слуги из спектакля «Соломенная шляпка». 1927 год

  • Драматический актер

    Начиная с 1922 года, параллельно с показом кукольных номеров на эстраде, Образцов в течение четырнадцати лет работал как артист сначала в Музыкальной Студии Художественного театра под руководством Немировича-Данченко, затем в МХАТе Втором. Самую первую роль он получил в спектакле «Перикола» по Жаку Оффенбаху. Это была маленькая бессловесная роль. Затем в этом же спектакле Образцов получил роль Терапота, церемониймейстера при дворе вице-короля Перу. Это тоже была маленькая роль, по сути дела, она представляла собой двухминутный монолог. Как и подобает молодому начинающему актеру, Образцов стремился вложить в свою игру максимум драматургии. Но роль не получалась. Тогда режиссер Ксения Котлубай, соратница Немировича, посоветовала Образцову сделать куклу своего героя и пропустить роль через нее. Идея удалась, актер смог с помощью куклы нащупать рисунок роли.  

     

  •  

    В последующие годы Образцов играл комического предводителя стариков в «Лисистрате» Аристофана, царевича Федора в «Смерти Иоанна Грозного» Алексея Толстого, шута Фесте в «Двенадцатой ночи» Шекспира, меньшевика Стопкина в опере «Северный ветер» Льва Книппера. Главную роль – Бориса Волгина – он исполнил в спектакле по пьесе «Чудак» популярного в 30-е годы советского драматурга Александра Афиногенова. А в 1936 году он сыграл свою последнюю роль в «человеческом театре» – циничного хирурга-профессора Досса в «Мольбе о жизни» по пьесе Жака Деваля.

    С закрытием МХАТа Второго карьера Образцова в драматическом театре закончилась, и он смог полностью сосредоточиться на работе художественного руководителя Центрального театра кукол, который он возглавил в 1931 году. «Моя теперешняя профессия вытеснила из меня драматического актера, и я не жалею об этом, так как заполнен увлекательной работой до краев. Вся моя фантазия, все мои творческие силы, сколько у меня есть, полностью в работе» – писал годы спустя великий кукольник. 

Сергей Образцов в роли меньшевика Стопкина из оперы «Северный ветер». 1930 год

Сергей Образцов в роли меньшевика Стопкина из оперы «Северный ветер». 1930 год

Сергей Образцов в роли Предводителя стариков из «Лисистраты»

Сергей Образцов в роли Предводителя стариков из «Лисистраты»

puppet

Ждем вас в нашем театре!

Купить билет