Сергей Александрович Алимов. Прощание с мастером

Музей

Сергей Александрович Алимов. Прощание с мастером

17 декабря 2019 года не стало Сергея Александровича Алимова.

Более двадцати лет он был главным художником ГАЦТК.

Народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат Государственной премии РФ, профессор ВГИКа.

Автор замечательных мультфильмов «Каникулы Бонифация», «История одного города», «История одного преступления», «Топтыжка».

Его иллюстрации украсили издания Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова.

Мы составили выставку по опубликованным в разные годы материалам, из которых складывается рассказ о жизненном пути Сергея Александровича и его работе над спектаклями.

Кадр из м/ф «История одного преступления». 1962

Кадр из м/ф «История одного преступления». 1962

  • Из интервью «Художник четырёх измерений»
    для журнала «Театр чудес» № 1 (27) 2018.

    Автор Гордий Салтыков.

    «Закончив в 1957 году МСХШ, я поступил во ВГИК. Почему ВГИК? Я с детства был склонен к гротесковому рисунку, любил рисовать по воображению. Мне нравилось иллюстрировать любимые книги. И все же я решил поступить во ВГИК, потому что считал, что это в принципе, та же самая графика, иллюстрация, но как бы во временном пространстве, в динамике. Так я выбрал кино.
    Когда я пришёл в мультипликацию – а я туда пришёл студентом, меня пригласил Фёдор Савельевич Хитрук на фильм «История одного преступления», это была моя студенческая работа – мы хотели отойти

  • от фабричного диснеевского метода. Это когда рисунок художника теряется в дебрях прорисовки, контуровки, заливки. Метод перекладки сохранял рисунок таким, каким  художник его сделал.
    Но на этот раз это была не детская сказка, а фильм, рассчитанный на более взрослую аудиторию. В нём затрагивались такие темы как «человек и общество», «мораль и нравственность». Моя дипломная работа получилась острая, в фильме я использовал коллаж, фотографию, специальные фактуры, это позволило мне приблизить персонаж к реальной жизни. Фильм получился в самом деле очень хороший, он всем понравился, недаром сама министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева даже дала нам тогда свою  министерскую премию. Ну, мы на неё весело покутили».

Эскиз к м/ф «Каникулы Бонифация». 1965

Эскиз к м/ф «Каникулы Бонифация». 1965

  • «После этого мы сделали «Каникулы Бонифация». Основой этого фильма была сказка чешского писателя Милоша Мацоурека «Каникулы Бонифация», о льве, который работает в цирке и жертвует своим отпуском для того, чтобы показывать детям фокусы и тем самым доставить им радость. Для того, чтобы этот образ полюбился детям, его надо было сделать отличным от всех тех львов, что уже в избытке присутствуют в мировой мультипликации. Чтобы не было страшного жёсткого контура, я взял тампон и сделал его мягким, немножко ореолящим. После первых цветных проб мы увидели: наш лев вдруг оказался очень

  • обаятельным. Тем более, что тот полосатый комбинезон, в который мы его «одели», не был рисованным. Делалась подкладка. Это давало некую условность движения. Поскольку автор сказок о Бонифации чех, город хотелось сделать среднеевропейским, Африку – пышной и яркой. Вот и сложилось: мир города и мир его каникул. Потом возник вопрос: как делать детей? Можно было делать таких правильных негритят, но я решил, что это неинтересно. Они должны быть схематичными и при этом очень живыми. Тем более, что когда идет перекладка, то они становятся очень пластичными. И фильм у нас, как мне кажется, получился».

«Мастер и Маргарита», М. Булгаков

«Мастер и Маргарита», М. Булгаков

  • Сергей Александрович иллюстрирует детские книжки («Мери Поппинс, до свидания» П. Тревэрс), он – автор серии иллюстраций к сочинениям Н.В. Гоголя («Нос», «Мёртвые души»), М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита»),  к «Сказкам» и «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он – известный на всю страну художник-иллюстратор.

«Нос», Н. Гоголь

«Нос», Н. Гоголь

«Мери Поппинс, до свидания», П. Трэверс

«Мери Поппинс, до свидания», П. Трэверс

«История одного города», М. Салтыков-Щедрин

«История одного города», М. Салтыков-Щедрин

«Премудрый пескарь», М. Салтыков-Щедрин

«Премудрый пескарь», М. Салтыков-Щедрин

Куклы М. Артюховой, живут в мастерской Сергея Александровича

Куклы М. Артюховой, живут в мастерской Сергея Александровича

  • «Моя бабушка Мария Яковлевна Артюхова, сестра моего деда, очень известная кукольница. Всю жизнь она работала на Санкт-Петербургский театр марионеток Евгения Деммени.  В запасниках театра я своими глазами видел массу кукол, сделанных её руками и хранящихся там до сих пор. И в Музее образцовского театра берегут её пушкинского Скупого рыцаря.  Она делала куклу сама от начала до конца: эскиз, скульптуру. И даже, кажется, механику она делала своими руками. Когда я был маленький, я бывал у неё в мастерской в Проточном переулке, у Смоленской площади. Но мне и в голову не приходило, что через пятьдесят лет я стану тоже работать в кукольном театре. И «виновата» в этом внучка Сергея Владимировича».

С. Алимов и Е. Образцова на репетиции

С. Алимов и Е. Образцова на репетиции

  • Екатерина Образцова, режиссёр ГАЦТК, заслуженная артистка РФ. Из интервью 2018 года: «На одном из праздников я познакомилась с Сергеем Александровичем Алимовым. Закончился он печально: Сергей Александрович, стуча кулаком по столу, кричал: «Вы должны идти в театр деда!». Я пыталась оправдаться, мол, у меня столько работы, у меня телевидение, у меня мультипликация, у меня антреприза, театр «Сфера», и снова громогласное: «Вы должны!». И вот, наверное, на третий раз я, поняв, что надо, наконец, обороняться, сказала: «Хорошо, я согласна. Но только с одним условием: если Вы пойдете туда художником». «Хорошо», – сказал он очень безответственно.

  • Прошёл год. Из ГАЦТК мне позвонил Борис Павлович Голдовский и пригласил ставить спектакль. Это была «Пиковая дама». Я встречаю на улице Алимова. «Серёжа, мы начинаем с Вами работать над спектаклем» – «Как, что, где?» – «Вы помните, что дали слово? Вы столько испортили дней рождений и стучали по столу, что теперь уже Вам не отвертеться…». И вот мы вместе начали работать над «Пиковой дамой», получили «Хрустальный цилиндр» за лучший спектакль по произведениям Пушкина в куклах.

     

  • … Конечно же, Сергей Александрович меня ведёт за собой. Мне приходят в голову какие-то идеи, а он говорит: «Нет, не так». Тут же садится, берёт в руки карандаш: «Должно быть вот так!». И так действительно лучше. Я бы сказала, что девяносто процентов успеха в театре кукол – это художник. У меня бы не было такого пути, не будь рядом Сергея Александровича. Этот альянс длится много-много лет. Бывает, мы злимся друг на друга. Вообще, я боюсь его, честно скажу. Но на самом деле шутки шутками, он не только человек абсолютного вкуса, он ещё и абсолютный джентльмен».

Эскизы к сп. «Пиковая Дама». 1999

Эскизы к сп. «Пиковая Дама». 1999

  • Из интервью «Художник четырёх измерений» для журнала «Театр чудес» № 1 (27) 2018г.
    Автор Гордий Салтыков.

    «Прошло время. Звонит Катя и говорит: «Выполняйте обещание». Я говорю: «Какое обещание?»
    – Делать со мной спектакль.
    – Боже мой, что за спектакль?
    – «Пиковая дама».
    – «Пиковая дама»? В куклах?!

    С ума сошла, что ли? Пытаюсь объяснить, что я шутил, что у меня нет времени, большой заказ. Катя говорит: «Хотя бы перечитайте текст». В тот же вечер я взял Пушкина и перечитал «Пиковую даму». И подумал: «А ведь это можно интересно сделать именно в кукле». Эта вещь замечательная, немножко странная, мистическая, с этой странной старухой, тайнами, Сен-Жерменом. И я сказал: «Да, пожалуй, я возьмусь».

  • «Откуда вы, прелестное дитя?» – «Культура», 06-12.04.2000
    Александра Василькова

    …«Пиковая дама» в Театре Образцова… – вот где всё счастливо совпало: оказывается, пластика тростевых кукол идеально соответствует степени условности пушкинских персонажей… Было такое ощущение, будто вся это история сочиняется у нас на глазах. Что-то вроде булгаковской коробочки из «Театрального романа»… всё складывается в единую картину, выстроенную, скорее, по законам книжной иллюстрации или кинокадра (что и не удивительно, если вспомнить основной род деятельности художника Сергея Алимова).

Эскизы к сп. «Пиковая Дама». 1999

Эскизы к сп. «Пиковая Дама». 1999

Кукла Братец Кролик в музее ГАЦТК

Кукла Братец Кролик в музее ГАЦТК

  • Из интервью «Художник четырёх измерений» для журнала «Театр чудес» № 1 (27) 2018.
    Автор Гордий Салтыков.

    «В 1999 году я стал главным художником ГАЦТК. Я никогда не рвался к этому, но меня убедили, что в работе театра и Худсовета может быть нужна моя помощь.  Я согласился и не жалею об этом.

    Тем временем возникла идея – а я уже, признаться, почувствовал какой-то раж, – поставить «Братца Кролика». Почему я был за «Братца Кролика»? Потому что насколько я помню своё детство, одним из самых любимых моих персонажей был именно он – братец Кролик, этот хитрец и пройдоха среди животных, наделённых человеческими характерами. Персонажи, конечно, персонифицируются в определённых людей, и мне было интересно делать гротесковые образы, придумывать трюки».

  • «О лгунах и пройдохах» – «Вечерняя Москва», 10.04.2003
    Наталья Склярова

    … Но самое эффектное в театре Образцова – все-таки куклы. Братец Черепаха время от времени разгуливает без головы, пряча её вглубь пиджака; Братец Сарыч потешно вытягивает шею, пытаясь залезть в дупло; а под фартуком у тетушки Мидоус обнаруживается четверо хохочущих дочек-негритят. Может быть, благодаря куклам (и, разумеется, озвучившим их актёрам) сатирическая сказка получилась совсем не злой.

Эскизы к сп. «Братец Кролик»

Эскизы к сп. «Братец Кролик»

Братец Лис и лягушки. Сп. «Братец Кролик». 2003

Братец Лис и лягушки. Сп. «Братец Кролик». 2003

Матушка Мидоус. Сп. «Братец Кролик». 2003

Матушка Мидоус. Сп. «Братец Кролик». 2003

  • Из интервью «Художник четырёх измерений»
    для журнала «Театр чудес» № 1 (27) 2018.
    Автор Гордий Салтыков.

    «Дальше была «Ночь перед Рождеством». Это вещь достаточно опасная, потому что её многократно ставили, в том числе и в Театре Образцова. Мне хотелось, чтобы наш спектакль прозвучал более современно. По моему мнению, там получились и куклы, и декорации, и предложенный режиссёром «чёрный кабинет», который дал возможность совершать фантастические полёты, ввести мотив предрождественской торжественной ночи и в то же время показать нечисть».

Эскизы кукол к сп. «Ночь перед Рождеством». 2004

Эскизы кукол к сп. «Ночь перед Рождеством». 2004

  • «Винни-Пух – это замечательный персонаж, мне не раз приходилось видеть его в мультфильмах и книжных иллюстрациях.
    И, тем не менее, я подумал: «А почему бы нам не сделать своего «Винни-Пуха»? Хотелось, чтобы персонажи существовали в необычайных, фантастических обстоятельствах. Нужно было придумать такие декорации, которые были бы и современны, и гротесковы и органичны для мира друзей Винни-Пуха. Например, мой сын тогда носил мощные ботинки, «гриндерсы». Так пусть один такой ботинок станет декорацией.
    Там может жить Кролик… А наши обаятельные звери могут быть масштабно даже меньше,
    чем на самом деле».

Эскиз к сп. «Винни по прозвищу Пух!»

Эскиз к сп. «Винни по прозвищу Пух!»

Сцена из сп. «Винни по прозвищу Пух!». 2006

Сцена из сп. «Винни по прозвищу Пух!». 2006

Гуливер с королевой лилипутов

Гуливер с королевой лилипутов

  • «Приключения Гулливера» – это поразительно кукольная вещь. Когда-то этот сюжет уже был обыгран Александром Птушко.  Тем не менее, мне очень хотелось сделать так, чтобы дети почувствовали всю громадность Гулливера – большая голова, огромные ноги. На иллюстрациях этого не видишь. А тут мы действительно получили эффект Лилипутии и Гулливера. И обратное, когда Гулливер – маленький, а персонажи, фрукты и овощи у нас очень большие.

     

  • И я глубоко благодарен мастерам нашего театра за их уникальную,  фантастическую работу. Нужно было сделать большую голову и руку Гулливера. И рука эта должна была действовать, на ней должна была стоять Королева. Как сделать такую руку? Поехали заказывать на космические заводы. Там сказали, что руку сделают, но потребовали за эту работу миллионы денег. И что Вы думаете? Наш мастер сказал: «Да, я это сделаю». И сделал. Ни за какие-то миллионы, а за свою зарплату, не такую уж большую. И рука двигалась, пальцы у нее раскрывались и закрывались. Это говорит о высочайшем уровне наших замечательных художников. Я считаю, что наши мастерские – это великий клад, к которому нужно относиться очень бережно».

Эскизы к сп. «Путешествия Гуливера». 2008

Эскизы к сп. «Путешествия Гуливера». 2008

  • «Когда Екатерина Михайловна Образцова предложила мне делать «Трёх поросят», я, как не странно, сразу согласился. А знаете, почему? Потому что, придя домой, я сразу нарисовал персонажей и все декорации. Отталкиваться нужно было от Волка. Я рисовал его
    со смаком, чтобы он стал центральным персонажем. Потом я решил, что надо придумать маленького антипода этого Волка. Так появилась Ворона, которая помогает поросятам и единственная пытается бороться с Волком. Поскольку нарисовалось все быстро, а Катя взялась за работу мощно и энергично,
    к Новому году спектакль был готов».

Эскизы к сп. «Три поросенка». 2015

Эскизы к сп. «Три поросенка». 2015

Эскиз к сп. «Дон Кихот». 2016

Эскиз к сп. «Дон Кихот». 2016

  • «Браться за «Дон Кихота» – дело ответственное.
    Ведь это персонаж, который проходит через все человечество, это практически христианский символ. Спектакль получился динамичным благодаря движению разновеликих вращающихся арок, создающих ощущение бесконечного путешествия наших героев – Дон Кихота и Санчо Пансы, защитников угнетённого и обездолённого человечества. В этом смысле у спектакля удачный финал: действие закончилось, а Дон Кихот и Санчо Панса всё едут и едут, и будут так ехать до скончания века».

Эскиз к сп. «Дон Кихот». 2016

Эскиз к сп. «Дон Кихот». 2016

Эскиз сцен сп. «Барон Мюнхаузен». 2018

Эскиз сцен сп. «Барон Мюнхаузен». 2018

  • Последней работой Сергея Александровича в ГАЦТК
    стал спектакль «Барон Мюнхаузен» (2018).
    «Замечательно, но это тяжёлый, я Вам скажу, спектакль. Трудно делать «Мюнхаузена» в кукольном театре! Это ведь скорее кино. Там очень много динамики и очень много превращений, которые легко нарисовать в кадре
    и очень трудно изобразить на сцене».

Эскизы сцен сп. «Барон Мюнхаузен». 2018

Эскизы сцен сп. «Барон Мюнхаузен». 2018

  • С.А. Алимов рисовал не только кукол и декорации – он делал специальный эскиз для афиши и программки спектакля. Традиция разрабатывать эскиз программки существовала со времён Сергея Образцова, Валентина Андриевича и Бориса Тузлукова. Сергей Александрович стал ярким продолжателем этой традиции – создавая эскизы по-своему, «по-алимовски».

Программки спектаклей по эскизам С. Алимова

Программки спектаклей по эскизам С. Алимова

На открытии выставки «От эскиза к спектаклю», 27 марта 2017 года

На открытии выставки «От эскиза к спектаклю», 27 марта 2017 года

  • Сергей Алимов:

     «Думаю, что некоего мистического момента в мультипликации нет. А в кукольном театре есть. В кино всё плоско, там рисунок на бумаге. А вот в кукле… В кукле есть что-то мистическое. То, что она погружена в пространство, видна со всех  сторон, двигается как живое существо – человек или животное. Вот в этом-то и её главная тайна. Она становится мистической сама по себе. Думаю, что из-за этого своего мистического начала куклу применяли во всяких средневековых мистериях. В древних ритуальных племенных обрядах. В кукле заложена тайна. Её, может быть, не имеет никакой другой изобразительный персонаж.

     

  • Я считаю, что реальное изображение человека в кукле необязательно. Придавать образу живые черты можно и нужно, но только не брать для этого реально живущего человека. И не нужно превращать куклу в карикатуру человека. В карикатуре есть некая публицистичность и одновременность. Конечно, в этом жанре отметились гениальные художники – Домье, Кукрыниксы, но в любой карикатуре есть все-таки гротеск. Создать образ куклы намного сложнее, чем карикатуру. Дело художника – находить для персонажа образ, а не живого человека. И вот найденный вами кукольный образ должен максимально подойти к образу литературного героя».

С. Алимов с художниками театра

С. Алимов с художниками театра

puppet

Ждем вас в нашем театре!

Купить билет