«Бессмертный полк ГАЦТК»

Музей

«Бессмертный полк ГАЦТК»

Театр Образцова вписан в память о Победе в Великой Отечественной войне множеством событий и имён. Список сотрудников ГАЦТК разных лет, кого мы помним поименно: ветеранов войны, участников фронтовых бригад, тех, кто работал в тылу, насчитывает менее ста человек. Внуки и правнуки тех, кто прошёл войну, давал представления на фронте, приходят в Театр Образцова, где на его спектаклях соприкасаются с магией мастерства, умного, врачующего смеха, человеческого благородства. «Бессмертный полк» Театра Образцова продолжает свой бессрочный марш.

  • Валентин Валентинович Андриевич (Андреéвич)
    (1908–1985),
    художник-постановщик, книжный график, плакатист. 
     

    В 1941-1942 гг. Андриевич – художественный руководитель Московского областного театра кукол, где он был, по его собственным словам, «и режиссёром, и кукловодом, и художником-конструктором». Андриевич в своем театре сформировал фронтовую бригаду, которая выступала с представлением «Петрушка и Гитлер» по пьесе Е. Благининой. Куклы на легкой, передвижной ширме инсценировали песни первых лет войны («Самовары-самопалы» и т.п.). В 1942 г. Андриевич выступил с сольным номером как актер-кукольник.

     

     

     

  • Это была карикатура на бесноватого фюрера: на музыку романса «Мы только знакомы – как странно…», с сатирическим текстом Благининой.
    В том же году Андриевич поставил и оформил с актерами Русского драматического театра БССР, в котором он работал до 1944 г. (театр  тогда базировался в Москве), еще одну антифашистскую программу «Петрушка в тылу» (в соавторстве с Ю. Данцигером). 

  • В ГЦТК В. Андриевич пришел в  1944 году, уже зрелым мастером. Ему принадлежит оформление таких легендарных спектаклей ГАЦТК, как «Маугли» (1945), «Под шорох твоих ресниц» (1948), обе редакции «Необыкновенного концерта». 1-я вышла в 1946, 2-я в 1968, она идет на сцене ГАЦТК и поныне.

  • Владимир Михайлович Акомов
    (род. 1923),
    дежурный пожарный.
     

    В начале воны дежурил на крышах московских домов. Военную службу начал в 1942 году в солдатских Гореловских лагерях в Горьковской области. По окончании Свердловского военного училища в звании младшего лейтенанта был направлен на 2-й Прибалтийский фронт. Служил командиром 152-миллиметрового орудия, участвовал в штурме Кёнигсберга. Награждён орденом «Отечественной войны II степени» и медалью «За отвагу». После войны два года служил в Прибалтике, затем более 40 лет – в Управлении внутренних войск в Москве. С 2001 года работал в ГЦТК в пожарно-постовой службе.

  • Сергей Ильич Баранов
    (1910 – 1975),
    музыкант оркестра, трубач.
     

    В ГЦТК С. Баранов служил с 1937 по 1975 и был одним из ведущих трубачей оркестра театра. Во время Великой Отечественной войны выступал с фронтовой бригадой театра перед бойцами действующей армии. Почти сорок лет, до ухода на пенсию, С. Баранов служил театру кукол.

  • Андрей Фёдорович Барт
    (1914 - 1984),
    художник по сценическому оформлению и куклам.
     

    В мастерские театра пришёл после демобилизации, в 1945 году. С его участием готовились спектакли: «Необыкновенный концерт» и «Золушка». Параллельно с работой в мастерских театра А. Барт исполнял обязанности дежурного художника, в обязанности которого входил срочный ремонт кукол и декораций во время спектакля.
    В 1951 г. А. Барт вместе со своей женой, С. Мей и с пианистом А. Романовым ушёл из театра в эстрадную группу во главе с И. Дивовым и работал в её составе.

  • Владимир Никифорович Баталов
    (род. 1939),
    дежурный пожарный.
     

    Из рассказа В. Баталова:
    «Отца призвали в армию, мать умерла в 1938 году. Нас, сирот, осталось четверо. В июне 1941 года мне исполнилось 12 лет. От предложения жить в детдоме мы сразу отказались. Все годы войны работал лесорубом, кузнецом, на сплаве леса, лесопосадках, изготовлял клёпки для ящиков под снаряды и патроны, возил картофель на спиртозавод. За работу не платили. Хлеба не было. Так жили многие в деревнях, многие хуже, голоднее нас. Жили дружно, гостеприимно, сострадательно».
    В ГАЦТК работал дежурным пожарным с 1993 года.

  • Агафья Михайловна Белугина
    (1920–2013),
    гардеробщица.
     

    В годы войны работала технологом на заводе по ремонту авиационных моторов в Москве. Ходила по абонементам в Концертный зал Чайковского, в московские театры, в т.ч. в ГЦТК, когда он был на Маяковке. После выхода на пенсию работала смотрительницей в музее «Коломенское», в 1985 году перешла в ГАЦТК гардеробщицей. В этой должности проработала 28 лет. «Когда в Театре кукол я посмотрела спектакли, то поняла, что они так необходимы детям! – рассказывала Агафья Михайловна. -  И сейчас говорю: этот театр учит только добру, воспитывает в ребенке нравственно возвышенные чувства, они должны быть у детей, улица не даст того, что даст театр, ребята воспринимают доброту через кукол...»

  • Наталья Алексеевна Брандт
    (1909– 1965),
    пианистка-концертмейстер. 
     

    В ГЦТК работала с 1937 по 1965 год, сразу стала лидером оркестра.
    В 1942 – 1943 гг.Н. Брандт в составе фронтовых бригад театра часто выступала
    в госпиталях и на передовой, для этого освоила аккордеон. Она всегда была в центре внимания. По свидетельству очевидцев, её игра на аккордеоне пользовалась огромным успехом, а её яркая женственность производила на людей, только что вышедших с передовой или готовящихся к бою, сильнейшее впечатление.

  • Владимир Александрович Вальтер
    (1901–1974),
    актёр.

    В ГЦТК работал с 1934 по 1968. Сыграл множество главных и второстепенных ролей в таких спектаклях, как «Ночь перед Рождеством», «Необыкновенный концерт», «Под шорох твоих ресниц», «Маугли», «В гостях у Чуковского», «Кот в сапогах». В радиоспектаклях «Теремок» и «Кошкин дом», выпущенных на пластинках фирмой «Мелодия», Петух говорил голосом Вальтера. 

     

  • В 1941-42 гг. играл во всех трёх «Фронтовых программах» театра. Вместе с актрисой ГЦТК Л. Преображенской и её мужем, драматургом С. Преображенским, они давали концерты в зенитных частях Каширы, Истры, Наро-Фоминска (20 августа 1941 – 6 апреля 1942 года). Свои последние 12 концертов они сыграют в прифронтовой зоне в феврале 1944 года.

    Из воспоминаний В.А. Вальтера:
    «Спектакли свои мы играли в самых различных условиях: в землянке, на опушке леса, в казармах, красных уголках. Часто приходилось играть в два приема, т. к. во время спектакля бойцы срывались с места, и зрительный зал пустел. Значит, был «воздух».

  • Роман Яковлевич Вассерман
    (1907–1994),
    сапожник костюмерного цеха.
     

    Был свидетелем событий I Мировой войны. Всю Великую Отечественную войну прошел рядовым стрелком-пулеметчиком, получил тяжёлые ранения. Попал в окружение, был в плену, прошел отечественный фильтрационный лагерь. Впоследствии полностью реабилитирован. 
    Р. Вассерман проработал в ГАЦТК сапожником костюмерного цеха почти двадцать лет, с 1968 по 1984 год. 

  • Пётр Константинович Власов
    (1921–1986),
    заведующий электроцехом.
     

    В армию был призван в 1940 г., в годы войны служил на флоте и в наземных стрелковых частях. При осаде Севастополя был ранен, попал в плен, через два года, в 1944-м, бежал, вернулся на фронт, воевал в Югославии, Венгрии, Австрии, Румынии. В ходе боёв получил несколько ранений, в том числе тяжёлое, но оставался в боевом строю. Был награждён орденом Красной Звезды. В наградном документе, в частности, сказано: «Будучи автоматчиком 11476 стрелкового полка 353 стрелковой дивизии 46 армии при обороне села Короткое Молдавской ССР 1.07.44 г. получил тяжёлое ранение правого бедра с повреждением кости». 
    В ГАЦТК пришёл сразу после демобилизации как электроосветитель. В 1948 г. возглавил электроцех и прослужил на этой должности до самой смерти. 

  • Анастасия Алексеевна Воскобойникова
    (1903–1989),
    актриса.
     

    Дебютировала в 1935 году в роли Алёнки в спектакле «Гусёнок». Второй ролью Воскобойниковой, лирической героини по амплуа, стала царевна Несмеяна в легендарном спектакле «По щучьему веленью». Играла такие роли, как Юное дарование в «Необыкновенном концерте», Коза в «Кошкином доме», Маугли в одноимённом спектакле. 

  • В годы войны, в эвакуации, А. Воскобойникова часто выступала в составе фронтовых  бригад на передовой и в госпиталях. Как вспоминал актер Е. Сперанский, играя Алёнку в «живом плане» перед эвакуированными детьми, актриса вовлекала их в театральную игру по спасению Гусёнка от Лисы, давая возможность детям на время забыть о войне и разлуке с родными.
    Находясь в эвакуации в Новосибирске, А. Воскобойникова вступила в созданную 3-ю фронтовую бригаду ГЦТК.  Летом и осенью 1942 года 3-я бригада дала более 100 представлений на разных участках Западного фронта.

  • Геннадий Васильевич Гамазин
    (1924 – 2012),
    дежурный художник. 

    Г.В. Гамазин добровольцем ушёл на фронт, воевал в составе артиллерийских частей, сражался на Сталинградском фронте, где получил тяжёлое ранение в ноги и был демобилизован. Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, медалью «За оборону Сталинграда».
    В 1946 г. окончил Республиканские курсы режиссёров и художников театров кукол при ГЦТК и остался работать в художественных мастерских театра (до 2010 года). С 1950 г. – дежурный художник. В его обязанности входил срочный ремонт в случаях, когда кукла ломалась во время спектакля. 

  • Из воспоминаний Г.В. Гамазина:
    «В сентябре 1942 года немцы начали генеральное наступление на Сталинград. Мы заняли оборону. Немцы прорвали фронт, и нам пришлось отойти. Сидим в окопах. На нас идут танки. Завязался бой. Это был ад. Мы стреляли из «Катюш». После каждого обстрела надо менять позиции. И вот, когда в очередной раз раздалась команда «По машинам!», мы побежали, и меня ранило в ногу. Очень хорошо помню, как я сделал четыре шага, упал и закричал: «Ребята, меня ранило!» Меня подобрали и отправили в госпиталь в Ташкент. Хотели отнять ногу, но я отказался. Врачи посоветовались и решили делать операцию. Дали наркоз. Я тогда не знал, что такое наркоз и, засыпая, подумал: «Умертвили…» Потом мне хотели сделать переливание крови. Я опять отказался, боялся, что мне перельют женскую кровь».

  • Леонид Владимирович Гарижский
    (1906 – 1958),
    актёр.
     

    Служил с июня 1941 по 1945 год в должности заведующего делопроизводством артснабжения 233-й танковой бригады на Юго-Западном, Западном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах. Закончил войну в звании старшины.
    В редкие часы затишья увлекался фронтовой самодеятельностью: «Гарижский большое внимание уделяет развитию красноармейской самодеятельности, является одним из ее инициаторов.

  • Она занимает одно из первых мест в корпусе, как по своему репертуару, так и по исполнению. Поднимает боевой наступательный порыв у личного состава частей и подразделений корпуса и тем способствует выполнению боевых заданий командования» (из приказа № 21/н по 5 мех. корпусу от 06.11.1943 г.). Награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги» (дважды).
    В ГЦТК пришел работать в 1948 году и прослужил десять лет, сыграв много мужских ролей в детских и взрослых спектаклях, таких как «По щучьему веленью», «Кот в сапогах», «Ночь перед Рождеством», «Кошкин дом», «Чёртова мельница». 

  • Зиновий Ефимович Гердт
    (Залман Эфраимович Храпинович)
    (1916 – 1996),
    актёр театра, кино и эстрады. Народный артист СССР. 

    В первые дни войны Гердт ушёл добровольцем в действующую армию, хотя, как и ещё девять актёров театральной «Арбузовской студии», имел бронь. Гердт – гвардии старший лейтенант, сапёр, командир инженерной службы полка воевал на Калининском и Воронежском фронтах. Когда выпадал случай, выступал с куклами, пользовался славой «лучшего Гитлера» II Белорусского фронта.

  • Награждён орденом «Красной Звезды»: «при наступлении 12 февраля 1943 года лично принимал участие в разминировании полей противника, обеспечил проход танков.
    При выполнении этого задания был тяжело ранен в ногу» (из наградного листа З.А Храпиновича от 05.05.1947 г.). После тяжёлого осколочного ранения перенёс одиннадцать операций, ходил сильно хромая на левую ногу. 
    Из воспоминаний З.Е. Гердта:
    «Я попал в госпиталь через три месяца после ранения – Белгород был отрезан от континента, от Большой земли. Меня несли из деревни в деревню, на станцию Ржаво. Сто километров несли целый месяц восемь баб.

  • По четыре человека на носилки. Это чудовищная эпопея…
    В Новосибирск часто приезжали фронтовые театры. И однажды в госпиталь приехала кукольная группа. Я смотрел не столько на кукол. Я смотрел на занавесочку, ширму. За ней, думалось мне, не видно, как ходят актеры. Театр-то там существует!..»
    В ГАЦТК З. Гердт работал с 1945 по 1982 год. Его знаменитые роли – Конферансье в «Необыкновенном концерте», Адам в «Божественной комедии» (1961), чёрт Люциус в «Чёртовой мельнице» (1953).

  • Николай Павлович Гжельский
    (1914 – 1976),
    актёр, режиссёр. 
     

    В ГАЦТК работал с 1938 по 1939 год. С 1942 по 1945 год в звании сержанта воевал на Калининском, 1-ом Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
    Н.П. Гжельский служил в должности шофера в 326 минометном полку, в его задачи входило своевременное обеспечение боеприпасами передовых минометных установок. Так, «20 августа 1944 года противник из района Семенелишки перешел в контратаку. Гжельскому было приказано быстро провести машины с боеприпасами из тылов на огневые позиции дивизии. Несмотря на сильный артиллерийский огонь противника, он провел машины, рискуя жизнью.

  • Боеприпасы были доставлены вовремя, контратака отражена, противник был отброшен на исходный рубеж с большими потерями для него» (из приказа № 07/н по 326 гв. мин. полку 3-го Белорусского фронта от 05.09.1944 г.). 
    Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».
    После войны Н.П. Гжельский вернулся в ГЦТК и играл до самого ухода на пенсию в 1975 году. Он был занят в ролях второго плана в спектаклях детского репертуара: «Заяц и кот», «Сундук сказок», «Лесные артисты», «Кот в сапогах», «Илья Муромец», «Тигрик Петрик», «Мальчиш-Кибальчиш». Участвовал в спектаклях для взрослых: «Любит… не любит…», «Дело о разводе», «Соломенная шляпка». Он был также  помощником режиссёра в спектаклях «В гостях у Чуковского», вторым режиссёром спектаклей «Сказка о потерянном времени» (совместно с Б. Аблыниным) и «Соломенная шляпка» (совместно с С. Образцовым).

  • Раиса Яковлевна Горфайн
    (1909 - 1983),
    художник.
     

    В ГЦТК Р. Горфайн работала с 1938 года художником музея. Она реставрировала кукол, оформляла музейные витрины, принимала участие в работе над спектаклями тех лет: «Конёк-Горбунок», «Путешествие в странные страны», «Лесная тайна» («Кукольный город»), «Терем-теремок» и др. Распоряжением директора театра Б. Бурлакова № 63 от 1 августа 1941 г. «на художника Р. Горфайн возложено руководство производством комплектов кукол для военно-морского флота, распределением работ между цехами».

  • Подобные комплекты антифашистских кукол изготавливались специально для фронтовых самодеятельных коллективов, которые помогали создавать артисты ГЦТК. Солдатские кукольные театры давали представления перед уходящими на фронт моряками и ранеными в госпиталях. 
    Лучшими работами Р. Горфайн стали мастерски сделанные куклы Геббельса, Гитлера, Левонского рыцаря и других к двум фронтовым номерам ГЦТК - «Сон Гитлера» и  «Радиоперехват». 

  • Константин Михайлович Гуркин
    (1922–1990),
    актёр, заслуженный артист РСФСР (1982).
     

    Родился в Москве. Прошёл войну. Окончил студию при Московском ТЮЗе. Играл в Народном театре ЗИЛа. Два сезона работал в Центральном театре Красной Армии (ЦТКА) (1954 – 1956). 
    В ГАЦТК К. Гуркин работал с 1965 по 1990 год, стал ведущим актёром. Он был первым исполнителем роли весьма положительного Архангела в «Божественной комедии» и дядьки Черномора в «Сказке о царе Салтане». Много лет играл Визиря в «Волшебной лампе Аладдина», Емелю в «По щучьему веленью», Шер-хана и Каа в «Маугли». Критики не раз отмечали виртуозное мастерство актёра в управлении куклой и ритмическое совершенство исполняемых им номеров.

  • Евгений Николаевич Гурьев
    (1917 – 2005), инженер-радист.

    Учился в Академии связи им. Подбельского в  Москве, которая была вскоре преобразована в МИИС (Московский институт инженеров связи). В связи с началом Великой Отечественной войны после 4 курса радиофакультета Евгению Николаевичу учёбу пришлось прекратить. Вступил добровольцем в РККА (55-е отделение запасной радиороты (Москва). 
    В 1947 г. В ГЦТК должности радиста ещё не было, и Е. Гурьева взяли на должность режиссёра. При его содействии были куплены микрофоны, и в театре появился радиоцех, который и возглавил молодой, интеллигентный радиоинженер Е. Гурьев. На этой должности он прослужил до 1955 года.

  • Роман Александрович Гуров
    (1915–1981),
    художник по сценическому оформлению и куклам.
     

    Фронтовик, награждённый орденом Красной Звезды и тремя медалями, инвалид войны, гвардии младший лейтенант Р. Гуров пришёл работать в ГЦТК через два года после Победы. Он имел опыт работы в изготовлении кукол-муляжей для комбинированных съёмок, так как до войны работал на Мосфильме в группе режиссёра А. Птушко.

  • Окончил шестимесячную студию скульпторов-мультипликаторов «Мосфильма» и трёхгодичную студию скульпторов Комитета по делам искусств при Моссовете (1936-1940). В работу наших мастерских он внёс дух новаторства. Например, он научил художников определять размеры кукол и соотношение их с декорациями на стадии габаритных рисунков, что позволило избежать ошибок и переделывания кукол.
    Из ГЦТК Р. Гуров в 1953 году ушёл во вновь созданные мастерские по изготовлению кукол для объёмной мультипликации при Союзмультфильме, где как руководитель воспитал несколько очень хороших мастеров.

  • Игорь Николаевич Дивов
    (1921 – 2000),
    актер, режиссёр. В ГАЦТК работал с 1943 по 1956 год. Народный артист РСФСР.
     

    После окончания Театрального училища им. Б. Щукина в 1941 году ушёл добровольцем на фронт. Командовал танком в 4-й десантной бригаде Западного фронта в боях под Смоленском, Витебском, Минском. Попав в окружение, в течение месяца с боями выходил к частям Красной Армии. В октябре 1942 года был тяжело ранен в лицо и девять месяцев провел в госпитале в Новосибирске.  «Я выжил, но мое лицо было ужасно обезображено, и один глаз ослеп.

  • Перенёс несколько пластических операций, в результате которых пулевое отверстие у основания носа исчезло, и зрение восстановилось,  – вспоминал И. Дивов. - Тогда на гастроли в Новосибирск приехал театр кукол, и я получил приглашение.  Вы думаете, что я обрадовался? Я был в отчаянии!».
    В ГЦТК И. Дивов работал с 1943 по 1956 год. Он быстро освоил технику кукловождения и легко вошёл в текущий репертуар. В 1956 году И. Дивов с женой ушел из театра. Вместе с ним ушли актриса С. Мей, с которой он раньше выступал на эстраде с куклами, а также ее муж – художник А. Барт и концертмейстер А. Романов. Более тридцати лет И. Дивов выступал с концертной программой под названием «Музыкальные пародии с куклой».

  • Виктор Иванович Закревский
    (1924 - 1980),
    актёр. 

    В 1941 году семнадцатилетний ученик токаря В.И. Закревский, не подлежавший призыву в армию по возрасту, ушёл добровольцем в истребительный батальон, созданный для поддержания порядка в тылу, обнаружения шпионов и диверсантов.
    В должности командира роты подрывников участвовал в битве за Москву, позднее был переправлен в партизанский отряд им. Железняка в Белоруссию в качестве инструктора-подрывника. Отряд провёл много операций по разрушению железной дороги, линий телефонно-телеграфной связи, оказал содействие в быстром продвижении вперед наступающих войск 3-го Белорусского фронта.

  • В 1944 году после тяжёлого ранения В.И. Закревский был демобилизован. Награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны I степени.  
    В ГАЦТК работал с 1952 по 1959 год. В ГЦТК В. Закревский вошёл в группу бывших фронтовиков, которые внесли свежую, звонкую ноту в творческую жизнь театра, был одним из лидеров этой группы, наряду с И. Дивовым и З. Гердтом. Играл роли широкого диапазона: традиционных сказочных героев, современных комедийных персонажей. В 1960 – 70-х гг. В. Закревский был ведущим актёром Московского областного театра кукол.

  • Надежда Митрофановна Ивардава
    (1922 – 2005), актриса. 
    В ГАЦТК работала с 1966 по 1989 год.

    Когда началась война, 18-летняя Надежда Ивардава только успела окончить первый курс ГИТИСа. Институт был эвакуирован в Саратов, а Надежда осталась в Москве, трудилась на военном заводе и лесозаготовках, рыла окопы в Кунцево. Пыталась   бежать на фронт, но ее задержали и вернули. Тогда она поступила на ускоренные курсы военных медсестер, после окончания которых, в марте 1942 года в числе других добровольцев была направлена по «дороге жизни» в Ленинград спасать жителей блокадного города. Осенью 1942 года была переведена в Москву в эвакогоспиталь. Медицинский персонал трудился сутки напролет, спали по два-три часа в сутки.

  • Из воспоминаний Н.М. Ивардавы:
    «И нужно было оказывать не только медицинскую помощь раненым, но и поднять их настроение, заставить поверить в возможность выздоровления. А если у бойца две культи? И он и домой не хочет возвращаться? Или у танкиста так сгорело лицо, что и прорезей глаз не найдешь? А мы, медсестры, все стараемся улыбаться, шутить. Настроение – это тоже и оружие, и лекарство. Ведь основную массу раненых надо снова вернуть на фронт.
    Жизнь бойцов была нашей жизнью, их боль – нашей болью…»
    В ГЦТК Н. Иварадава работала с 1966 по 1989 год, играла характерные роли, как правило, с комедийной окраской. Занималась озвучиванием: в 1971 г. озвучивала Сашко в советско-болгарском фильме-спектакле «Заячья школа».

  • Зиновий Яковлевич Ильницкий
    (1909 – 1988),
    кларнетист. 
     

    В ГАЦТК работал с 1938 по 1988 год.
    Во время Великой Отечественной войны был участником фронтовой бригады театра. Помимо своей основной оркестровой работы, успешно проводил и сольные выступления. 
    Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

  • Из фронтовых писем З.Я. Ильницкого:
    «Вот уже три дня, как мы находимся в одной из частей действующей армии… Нам приходится жить в палатках, землянках, частенько спали в копнах, на траве, в машине и под машиной, в хорошую и дождливую погоду. Умываемся в реках, ручьях, рукомойниках, лужах, росой. Едим в столовых, на земле, а иногда и где попало. Мы сыграли два концерта: один – в двух километрах от передовой и второй – в восьмистах метрах от немцев. Нам отчётливо видно то место, где закопались в землю наши враги. К этому месту мы пробирались не на машинах, а пешком, огибая пристрелянные немцами дороги открытые места… 
    Один боец сказал, что он своим внукам будет рассказывать о нас…»

  • Лидия Петровна Казьмина
    (Казьмина-Росфельдт)

    (1902-1963), 
    актриса, заслуженная артистка РСФСР (1959).
     
    В труппу ГЦТК была принята в 1935 г. (через год – в труппу был зачислен Г. Росфельдт, её муж, однокурсник по техникуму и коллега по театру масок) и прослужила до самой смерти.  Играла роли острокомедийного и сатирического плана, такие, как Царь в спектакле «По щучьему веленью», дикобраз Саги в «Маугли», Поповна в «Сказке о попе и работнике его Балде», Вельзевул в «Чёртовой мельнице», массажистка Юлия в бытовой комедии «Дочь-невеста», Бабушка в «2:0 в нашу пользу».

  • Самым ярким из созданных ею образов стала Солоха в спектакле «Ночь перед Рождеством». 
    В 1942 году, будучи в эвакуации в Новосибирске, Л. Казьмина вступила в 3-ю фронтовую бригаду ГЦТК. Вместе с А. Воскобойниковой, С. Самодуром, С. Мей, Е. Каменской, С. Образцовым она выступила более 100 раз на разных участках Западного фронта.

  • Наталья Васильевна Кирсанова
    (1912 – 1986),
    художник по текстилю, заслуженный художник РСФСР (1976).

    Вместе с мужем, главным художником ГЦТК Б. Тузлуковым, в 1941 г. эвакуирована в Новосибирск, где включилась в работу мастерских над спектаклем «Король-олень». Вклад Н. Кирсановой в создание легендарной постановки ГЦТК оказался очень весомым. Все работы над куклами, декорациями и одеждой сцены вела она, поскольку Тузлуков в это время тяжело болел и находился в госпитале.
    По возвращении из эвакуации Н. Кирсанова вернулась к своей работе художника по текстилю, став одним из крупнейших отечественных мастеров текстильного рисунка. 

  • Борис Николаевич Кнерцер
    (1910–1973), художник-конструктор, график.

    С 1940 г. в Московском Областном театре кукол заведовал постановочной частью. В самом начале войны во время бомбёжек Москвы вместе с художником В. Андриевичем дежурил на крыше театра, который в то время располагался у Сретенских ворот (спасали крышу от «зажигалок»). 
    В сентябре 1941 г. записался в ополчение. Группы ополченцев из разных районов Москвы и области были дислоцированы на Восток в направлении села Красное-на-Волге. Добирались туда пешком. В селе из добровольцев была сформирована боевая дивизия. Военное командование выделило Кнерцера из толпы московских ополченцев: как художник, знакомый с геодезией, картографией и умевший читать чертежи, он был зачислен в инженерно-саперные войска.

  • Всю войну Борис Николаевич Кнерцер прошел сапёром, который, как говорят, ошибается только раз – и не ошибся ни разу. Пройдя экстренную подготовку, участвовал в боевых действиях советских войск, проходивших в районе Ржевского выступа с 8 января 1942 г. по 31 марта 1943 г. Прошёл сапёром всю войну до Кёнигсберга. За наведение переправы через Неман при штурме Кёнигсберга был награжден Орденом Красной Звезды. В войну Б. Кнерцер потерял мать и старшего брата – они были репрессированы по национальному признаку. Семья Кнерцеров была сослана в Казахстан, откуда больше не вернулась. Война для Б. Кнерцера не кончилась весной 1945 г. Из Кенигсберга он был направлен на разминирование шахт Донбасса после немецкой оккупации. В Москве у семьи Кнерцеров конфисковали квартиру. Когда Борис демобилизовался, у него не оказалось жилья.
     

  • В ГЦТК пришёл сразу после демобилизации в 1946 и проработал здесь до 1971 года.  Начинал художником в музее, занимаясь экспозицией кукол. По его чертежам были сделаны шкафы в фойе на лестнице. Реставрировал вновь приобретенные экспонаты, собрал и сделал витрины из яванских теневых фигур. Его руками сделано много кукол для лучших спектаклей театра 1940 – 60-х гг., в том числе и для до сих пор стоящих в репертуаре: одиннадцать кукол цыганского хора и трио «Лос Самомучас» («Необыкновенный концерт», 2-й редакция), Грязнуля, Танечка и Ванечка («Наша Чукоккала»), Тигрёнок («Тигрик Петрик»), Нечистая сила-«го-го» («И-Го-Го») и другие, всего, в общей сложности – более тридцати пяти постановок.

  • Алексей Иванович Колобков
    (1923–1966),
    художник по сценическому оформлению и куклам.

    Коренной москвич из арбатских переулков. Рос без отца, не по рассказам знал, что такое голод, холод, жизнь по карточкам. Прямо из школы отправился на фронт, однако ещё в эшелоне был ранен в ноги, долго лечился в госпиталях. 
    В 1946 г. А.Колобков окончил Республиканские курсы режиссёров и художников театров кукол при ГЦТК и сразу был принят в театр, сначала в музей, затем в мастерские. Проработал в театре двадцать лет, до 1966 года.

  • А. Колобков обладал неповторимым почерком при работе над куклой. Он умел безошибочно находить верные пропорции. Для каждой своей куклы он находил новое решение, заново придумывал конструкцию. Сделал кукол к спектаклям «Маугли», к 1-ой редакции «Необыкновенного концерта». Среди других спектаклей с его участием «Краса Ненаглядная», «Под шорох твоих ресниц», «2:0 в нашу пользу», «Чёртова мельница», «Божественная комедия».

  • Пётр Алексеевич Кузнецов
    (1920–1991),
    художник по сценическому оформлению и куклам.

    Прошёл войну. Демобилизовавшись в 1946 г., поступил на Республиканские курсы режиссёров и художников при ГЦТК. По окончании курсов в 1948 г. был приглашён в мастерские театра, где проработал до 1986 года. С его участием были выпущены спектакли «Мой, только мой!», «Божественная комедия», «Солдат и Ведьма», «И-Го-Го», «Ноев ковчег» и др. Особенно удачны его работы для «Необыкновенного концерта» по чертежам и эскизам В. Андриевича. Выполненные им куклы Конферансье до сих пор играют в спектакле. Возглавлял одну из бригад художников. 
    К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне был награждён орденом Отечественной войны 2 степени.

  • Виктор Яковлевич Куранов
    (1914 – 1969),
    художник, актёр.
     

    В ГЦТК В. Куранов работал с 1935 по 1953 год, был мастером по куклам и одновременно – актёром в составе марионеточной группы.
    В 1946 г., пройдя войну подводником на Тихоокеанском флоте, с подорванным здоровьем, В. Куранов вернулся в театр. Работал над спектаклями «Необыкновенный концерт» (1-я редакция), «Золушка», «Илья Муромец», «Кошкин дом», «Краса Ненаглядная», «Заяц и Кот». 
    В 1953 году ушёл в кукольную мастерскую при киностудии «Союзмультфильм».

  • Всеволод Валерианович Курдюмов
    (1892–1956),
    поэт, драматург, актёр, музейный деятель.
     

    После 3-го курса университета Курдюмов по развёрстке пошёл в армию (1916). Окончив школу прапорщиков в Иркутске (сотрудничал в местном журнале «Багульник»), служил в Петрограде в Лейб-гвардии 3-м стрелковом полку, стоявшем в Царском Селе. Как бывшего офицера Курдюмова мобилизовали в Красную Армию (1919). Он числился инструктором 1-го Западного полка Южного фронта, но был актёром и режиссёром полупрофессионального гарнизонного театра в 

  • В ГЦТК 1934 г. его пригласили в театр актёром марионеточной группы. Для театра В. Курдюмов-драматург  инсценировал ершовского «Конька-Горбунка», написал по русским былинам пьесу «Илья Муромец, крестьянский сын». Его инсценировки прозы А. Пушкина, А. Чехова, М. Салтыкова-Щедрина, О. Генри издавались в цикле «Классика на ширме», ставились на периферии. 
    В 1941 г. Курдюмов рядовым ополченцем ушёл на фронт, в первом же бою под Ельней был ранен. Позднее служил писарем, возглавлял полковую концертную бригаду, много писал для самодеятельности. Его единственный сын Никита умер в 1942 г. от ран, полученных в Финскую войну.

  • В ГЦТК Курдюмов вернулся в 1945 г., сыграл свои последние роли (Панталоне, Жених, Страж в «Короле-олене»). В 1946 году стал заместителем директора в музее театра и на этой  должности оставался до конца жизни. Курдюмов систематизировал документы, касающиеся истории ГЦТК, составил летопись жизни театра (1934 – 1955). Многим запомнились его экскурсии по музею театральных кукол для зрителей вечерних спектаклей. 

  • Владимир Анатольевич Кусов
    (1923 – 1997),
    актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР.

    Фактически всё свое детство Кусов провел за кулисами ГЦТК, где работал актером его отец Анатолий Павлович. Любовь к театру пришла к нему раз и навсегда. Но путь к мечте оказался непростым: началась война. 
    После окончания военного училища в феврале 1943 года В.А. Кусов в звании лейтенанта был отправлен командовать артиллерийским взводом под Сталинград. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и др.

  • Из воспоминаний В.А. Кусова:
    «Первой моей реакцией на объявление войны, как у большинства молодых людей того времени, было заявление в военкомат о зачислении меня добровольцем на фронт. 
    Помню странное ощущение от положения командира над людьми, многие из которых годились мне в отцы.
    Прибежал солдат и крикнул: «Товарищ лейтенант, война окончена!». Я вынул из кобуры пистолет, из которого никогда не стрелял, т. к. был артиллеристом, и расстрелял все стоящие на столе кружки, сделанные из консервных банок. Таким салютом из одного орудия отметил я это замечательное событие».
     

  • После демобилизации в 1947 году В. Кусов пришёл в ГЦТК и проработал до смерти в 1997 году. Не имея актёрского образования, он освоил профессию кукловода, стал ведущим актёром театра, сыграл более 70 ролей в спектаклях для детей и взрослых. В. Кусов был вторым режиссёром спектаклей, таких, как «Необыкновенный концерт» (2-я редакция), «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК», «Дон Жуан» и др. По большей части В. Кусов был сопостановщиком вместе с С. Образцовым. Его сольными работами стали «Таинственный гиппопотам», «Сыр-бор» и «Геракл», а также, по сути, «Шлягер, шлягер, только шлягер» и «Принцесса и эхо». Вводил молодых актеров в спектакли текущего репертуара. После смерти С. Образцова В. Кусов фактически руководил театром, поддерживая прежний уровень постановок в тяжелое для всех время.

  • Наум Борисович Левинсон
    (1911–1979),
    заместитель директора, заслуженный работник культуры РСФСР (1970).
     

    Во время оккупации Минска немецкими войсками родители Н. Левинсона стали жертвами Холокоста. 
    22 июня 1941 г. ушёл на фронт. В зенитно-артиллерийских частях держал оборону вокруг Москвы. С ноября 1941 г. был направлен на оборону Севастополя с частями Черноморского флота в должности замначальника киногруппы. Потом – бои за Кавказ, освобождение Тамани, Крыма. С частями Дунайской флотилии прошёл весь путь до Будапешта. Был награждён орденом Красной Звезды и дважды Орденом Отечественной войны II степени, 8 медалями. 

  • В марте 1948 г. поступил работать в ГЦТК главным администратором. С 1952 года стал замдиректора театра. В 1959 г. Н. Левинсон создал  комплексные бригады мастеров во главе с сильным художником. Разделение на бригады остается в театре по сей день.
    Никто в театре не знал, что он отважно воевал. Никогда, даже в самые торжественные моменты, он не надевал ордена и медали.
    Из ГЦТК в 1968 году Левинсон ушёл в Ансамбль народного танца СССР п/у Игоря Моисеева, где он долго и плодотворно работал, организовав и проведя гастроли ансамбля по всему миру. 

  • Софья Яковлевна Мей-Свердлова
    (1902–1977), актриса.

    В ГЦТК С. Мей пришла в 1941 году уже сложившейся актрисой и певицей вместе с мужем. Среди лучших ролей – Багира («Маугли»), Мамка («По щучьему веленью»), Княгиня Евпраксия («Илья Муромец»), Дишперанда («Чёртова мельница»), Колоратурное сопрано и Жанровая певица в «Необыкновенном концерте». Сыграла Кошку в «Кошкином доме», сначала за ширмой, а затем – в радиоспектакле, запись которого вышла на пластинке. 

  • В годы войны С. Мей вместе с мужем А. Громовым, В. Ильницким, С. Самодуром и Н. Брандт дала более 700 концертов на фронте, нередко выступая под авианалётом или вблизи немецких позиций. Она читала рассказы А.Чехова и играла кошечку Пуцци в пародийно-сатирической оперетте М. Серпинского «На крышах Берлина».
    С 1956 г. С. Мей вместе с И. Дивовым и художником А. Бартом (её третий муж) стали делать для эстрады отдельные концертные номера.  В 1960 г. дуэт Мей–Дивов распался, С. Мей начала выступать с художником-кукольником А. Бартом.

  • Евгений Валерианович Началов
    (1924 – 2002), актёр. 

    Был призван в армию в 1942 году в Ташкенте. Воевал на Орловском и Брянском фронтах, получил тяжелое ранение. Награждён медалями.
    В 1943 году был представлен к медали «За отвагу» «за то, что в боях 11-14 июля 1943 г. огнем своего миномета уничтожил группу гитлеровцев в 30 человек, 1 дот и 2 пулеметные точки противника» (из приказа № 021 по 518 стрелк. полку 129 стрелк. див. Брянского фронта от 22.07.1943 г.). 
    После войны Е. Началов окончил ГИТИС, работал в Центральном театре Советской Армии. В ГЦТК был принят по конкурсу в 1956 году и проработал до 1992 года. Сыграл более сорока разноплановых ролей.

  • Из воспоминаний Е.В. Началова:
    «Да, был испуг, когда увидел под Орлом первого нашего убитого солдата, такого же восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатилетнего, как и большинство из нас. Были мы такими же ребятами, как те, которые сейчас носят джинсы, играют на гитарах, поют и веселятся. Ребячливость не покидала нас даже в те суровые и страшные дни. Вскоре остатки детства кончились.
    Я был в батарее тяжёлых миномётов. Надо было въезжать в деревню, которую бомбили. Мы видели, что впереди бомбят, и все равно въезжали. Надо. И в перерывах между заходами немецких самолетов открывали огонь. 
    На подступах к Орлу я был тяжело ранен.
    После войны, когда театр был на гастролях в Орле, я съездил на места, где все это происходило. По полю шел автобус, ехали в нем вместе со мной сегодняшние люди, неторопливо сходили на остановках и шли через поле в далеко видную деревню. И ничего не было в небе, кроме тихих облаков».

  • Павел Моисеевич Нашельский
    (1920 – 1988),
    заведующий монтировочным цехом, заведующий постановочной частью.

    Окончил Вечерний рабочий университет (1941). С первых дней войны участвовал в боях, под Смоленском получил тяжёлое ранение, был контужен. Работал рентгенотехником в эвакогоспитале города Нейва Свердловской области, начальником отдела в тресте Мостроллейбус (1942 – 1944). В 1944 г. был направлен в ГЦТК  рабочим сцены. Он полюбил сцену и театр на всю жизнь.
    Умный и энергичный, он скоро стал ведущим в цехе, ему поручили руководить монтировочной частью. С 1960 г. дирекция поручила П. Нашельскому руководство постановочной частью. 
    В 1967 году ушёл в Театр им. Гоголя, где работал зав. постановочной частью и заместителем директора театра. 

  • Сергей Владимирович Образцов
    (1901 – 1992),
    художественный руководитель ГАЦТК с 1931 по 1992 год. Народный артист СССР.

    В военные годы С.В. Образцов вел семинар армейской самодеятельности в Новосибирске и возглавлял фронтовую бригаду театра. С 1942 по 1945 год давал концерты в частях действующей армии и госпиталях, в составе концертной бригады выступал перед участниками Тегеранской конференции.
    Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

     

  • Из книги С.В. Образцова «Моя профессия»:
    «В первые же дни войны вместе со всем коллективом театра я начал работу над специальной антифашистской программой для фронтовых бригад, но в том, что эта работа окажется нужна, в этом тогда я не чувствовал полной уверенности.
    Только выступления перед новым, военным зрителем и реакция его вернули ощущение нужности…
     

  • Сорок первый год. Госпиталь.
    Юноша, совсем мальчик, сидит в коляске, смотрит на кукол и смеётся. У него нет ни рук, ни ног. Выходя на поклон, я стараюсь глядеть в другую сторону, но потом понимаю, что этого делать нельзя. Что это трусливо и нехорошо. И когда среди других номеров я показываю Тяпу, то останавливаюсь прямо против этого юноши, чтобы ему было виднее, и он заливается смехом, глядя, как Тяпа сосёт пустышку…
    В другой палате лежали двое. Те двое должны были умереть. Мне об этом сказал врач. И тут же добавил, что выступить для них я должен обязательно. И я выступал. А потом видел живые лица. Два весёлых лица.
    Никогда не было в моей жизни случая, чтобы во время выступления на концерте зрителей было только двое, но никогда я не ощущал свою работу, свою профессию более нужной, чем в тот день».

  • Борис Дмитриевич Тузлуков
    (1909–1974),
    главный художник театра, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).

    Художник-легенда Борис Тузлуков был главным художником не только Театра Образцова (1936 - 1970), но и всего отечественного театра кукол ХХ века.
    Спектакли, целиком оформленные Б. Тузлуковым: «Кот в сапогах»,  «Большой Иван», легендарная «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Н. Гернет (1940), «Маугли,  «Чёртова мельница», «Мой, только мой!», «Соломенная шляпка», «И-Го-Го», «Божественная комедия» и «Ноев ковчег». Тузлуков ввёл в спектакли тростевую куклу, прославившую Театр Образцова

  • В годы Великой Отечественной войны создавался шедевр Б. Тузлукова – сценография, куклы и оформление трагикомедии «Король-олень» К. Гоцци. Работа постановочной группы во главе с С. Образцовым и В. Громовым началась еще до войны. Тогда же Тузлуков успел сделать первые наброски и эскизы.  Тузлуков входил во все детали будущей постановки вплоть до сокращений и перемонтировок в тексте.
    Репетиции возобновились только в 1942 г. в Новосибирске, где театр работал во время войны. Тузлуков к этому времени перенес тяжелое обострение язвы желудка, но работал за двоих. Художник предложил пять вариантов декораций. Премьера была сыграна сначала в Новосибирске 1 июня 1943 г., а затем в Москве и вызвала чувство «радостного изумления». 

  •     
    Виктор Яковлевич Удод
    (? – 1941), электрик.

    Виктор Яковлевич Удод работал в театре электриком, с 1937 по 1941 год. Все, кто с Виктором работали, очень тепло о нем отзывались, вспоминали как о хорошем товарище и о человеке, преданном своему делу. Заведующий музеем А. Федотов отмечал его интеллигентность, начитанность и добропорядочность. Актёр и режиссёр С. Самодур вспоминал о Викторе как о человеке, с которым было легко и надёжно на гастролях. Прямо из театра Виктор Удод в августе 1941 г. отправился на войну и в том же году погиб. 

  • Елена Ивановна Фураева-Каменская
    (1899 – ?), актриса.

    В ГАЦТК работала с 1935 по 1958 год. Дебютировала в ГЦТК в спектакле «Джим и Доллар»,став одной из лучших характерных актрис труппы 1930 – 40-х гг. Среди лучших её ролей: Мамка («По щучьему веленью»), Змея («Большой Иван»), Волчица Ракша («Маугли»), один из чечёточников братьев Баклушиных («Необыкновенный концерт», 1-я редакция), Бабушка («2:0 в нашу пользу»). Сыграла также Лису и Мышку («Терем-теремок»), Солоху, жену Опанаса, старуху («Ночь перед Рождеством», 1-я редакция), Курицу («Кошкин дом») и другие роли.
    В годы войны Фураева-Каменская принимала участие в выступлениях фронтовых бригад театра, выезжала с концертами на передовую, возглавляла одну из таких бригад, вела работу по подготовке 16 самодеятельных армейских кукольных театров.

  • Ольга Александровна Образцова (Шаганова)
    (1902–1989),
    актриса, аккомпаниатор, переводчица.

    Жена С.В. Образцова, аккомпаниатор его «Романсов с куклами», последовала за театром в эвакуацию в Новосибирск. В составе фронтовой бригады театра сопровождала С.В. Образцова на концерты, в том числе на Тегеранской конференции в 1943 году.

  • Владимир Павлович Попрыкин
    (1909 –1989),
    актёр, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1966). 
     

    В первый же день войны, 22 июня 1941 года, В.П. Попрыкин был призван в армию, за полтора месяца дважды попадал в окружение, был ранен. В августе 1941 года оказался в плену. До 1945 года находился в лагерях для военнопленных Шталаг 306 (Марбург) и Биркхан-Мётцлих (Галле). Первые советские военнопленные прибыли в Шталаг осенью 1941 года, среди них, по-видимому, был и В.П. Попрыкин. Многие пленные не перенесли длительного переезда в вагонах для скота, а потом размещения в палатках под открытым небом.

  • Как вспоминали выжившие: «Русских пленных ежедневно расстреливали. Когда они покидали лагерь для работ за его пределами, голод заставлял их выкапывать корни растений и есть их». Владимиру Павловичу удалось выжить!
    По окончании войны В.П. Попрыкин был фактически лишен гражданских прав. Вопреки запретам, в 1946 году Образцов взял Попрыкина в ГЦТК. В. Попрыкин быстро вышел на первые позиции в труппе. Умея вдумчиво работать над ролью, В. Попрыкин стал помощником режиссёра по вводу в спектакли молодых актёров. В ГАЦТК работал до 1972 года.

  • Людмила Дмитриевна Преображенская-Волкова
    (1908–2006), актриса.
     

    В ГАЦТК работала с 1938 по 1941 г. Играла Несмеяну, Щуку в «По щучьему веленью», Сокола в «Большом Иване», Зайчика Прыг в «Волшебной калоше», Оксану и Царицу в спектакле «Ночь перед Рождеством». 
    В первые дни войны, когда в театре были сформированы фронтовые бригады, в состав одной из них вошли актеры Преображенский, Преображенская и Вальтер. Эта бригада выезжала к зенитчикам, расположенным вокруг Москвы, со сценками «Дуб и дубина», «Петрушка-парикмахер», тремя интермедиями в «живом плане». После расформирования фронтовой бригады в октябре 1941 г. Л. Преображенская-Волкова стала режиссёром, затем художественным руководителем Республиканского театра кукол УССР (Ташкент), работала актрисой Московской областной филармонии.

  • Константин Сергеевич Ревазов
    (1904 – 1942),
    заведующий постановочной частью, актёр.
     

    В ГЦТК К. Ревазов работал с 1932 года, заведовал постановочной частью и был помощником режиссёра. В 1935 г. по собственной просьбе был переведен «актёром-невропастом» (кукловодом) во вновь организованную марионеточную группу. 
    С первых дней войны – с 18 июля – К. Ревазов  вместе с ведущими актёрами театра Е. Каменской и Г. Росфельдтом в составе 1-й фронтовой бригады выступал на агитпунктах и вокзалах Москвы для тех, кто отправлялся на фронт. Агитбригада была прикомандирована к Дому Красной Армии.

  • С 20 сентября по 2 ноября 1941 г. бригаду отправили на Западный фронт, на передовую, – в Смоленск, Дорогобуж, Вязьму. С 26 ноября 1-ю фронтовую бригаду отправили в Уфу, на место пребывания театра. 
    В марте 1942 г. труппа театра была уже в Новосибирске, и Ревазов был назначен ответственным за сохранность театрального имущества, привезённого из Москвы. 
    27 июня 1942 г. Константин Сергеевич неожиданно скончался. Как вспоминал Е. Сперанский на 40-летии ГАЦТК, Ревазов «был очень своеобразный, темпераментный человек, он погиб во время войны, правда, в тылу, но трагично погиб». 

  • Гарри (Эдуард) Юльевич Росфельдт
    (1898 – 1943), актёр.
     

    В ГЦТК Г. Росфельдт дебютировал в 1936 году  в роли Охотника в премьерном спектакле «Волшебная калоша». С тонким юмором, по свидетельству драматурга Н. Гернет, сыграл Емелю в спектакле «По щучьему веленью», став первым исполнителем этой роли.  Среди других ролей, первым исполнителем которых был Росфельдт – Ёж («Гусёнок»), Шарль («Пузан»), Балда («Сказка о попе и работнике его Балде»), Вакула («Ночь перед Рождеством»).

  • Принимал участие в спектаклях, которые театр играл с кузова грузовика по московским дворам летом 1936 и 1937 гг. 
    С 25 июня по 20 сентября 1941 г. Е. Каменская, К. Ревазов и Г. Росфельдт в составе 1-ой Фронтовой бригады выступали на вокзалах и агитпунктах Москвы. Затем Росфельдт ушел добровольцем на фронт, тяжело заболел и умер от рака в Москве в 1943 г. 

  • Семен Соломонович Самодур
    (1911 – 1991),
    актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР.
     

    С. Самодур принадлежал к числу создателей театра. В ГАЦТК работал с 1933 по 1989 год. Сыграл разноплановые роли в таких спектаклях, как «По щучьему веленью», «Ночь перед рождеством», «Маугли», «Волшебная калоша». Один из первых исполнителей  Конферансье Апломбова в «Необыкновенном концерте» и Создателя в «Божественной комедии.  В качестве режиссера участвовал в постановке спектаклей «Маугли», «Необыкновенный концерт», «Волшебная калоша», «Чертова мельница», «38 попугаев», ставил танцы в кукольных спектаклях. Самостоятельно поставил спектакль «Сказка о царе Салтане» (1974). 

  • В годы войны С.С. Самодур принимал самое активное участие в работе фронтовых бригад. Он возглавлял одну из концертных бригад, много играл сам. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
    С Самодуром и на фронте происходили смешные истории. Во время одного из выступлений начался воздушный обстрел. Все попрятались в укрытие. А Семен Соломонович и Владимир Яковлевич Ильницкий вылезли на опушку, им хотелось посмотреть, как это будет выглядеть, а когда самолёты подлетят, они успеют спрятаться. Есть убитые и раненые, а любопытствующие Самодур и Ильницкий стоят в изумлении, конечно, не успев спрятаться. Чудом остались живы.

  • Борис Моисеевич Симский
    (1904-1991), музыкант оркестра, скрипач.

    Во время Великой Отечественной войны «обслуживал в концертных бригадах, а также с агитпоездом различные секторы фронта. В 1942 г. Борис Симский поступил в  концертную группу ГЦТК, до 1954 года работал концертмейстером оркестра театра.
    В характеристике, подписанной С. Образцовым говорилось: «Являясь лучшим скрипачом театра, Б. Симский, помимо основной оркестровой деятельности, имеет большую загрузку и в качестве солиста… Принимал участие во всех зарубежных гастролях театра, являясь постоянным партнером в концертных выступлениях С. Образцова, успешно демонстрировавшим высокие достижения советского музыкального исполнительства».

  • Георгий Давыдович Синельников
    (1910 – 1992),
    актёр, ассистент режиссёра.
     

    До войны Г. Синельников был актёром вахтанговского театра, Московского театра эстрады и миниатюр. После тяжёлого ранения под Сталинградом был переведён в запас, а дальше служил актёром и режиссёром в Московском областном театре комедии и эстрады, работал в Первом фронтовом театре ВТО (1944). Преподавал актёрское мастерство в Музыкальном училище на эстрадном отделении.

  • В ГЦТК, где работала актрисой его жена Ева Синельникова, Г. Синельников пришёл в 1946 году.  Он запомнился ролями, требовавшими мужественности, как правило, с комедийной окраской. В 1963 г. Г. Синельников перешёл в Московский театр кукол. В ГЦТК он вернулся уже как ассистент режиссёра, режиссёр-педагог, помогавший актёрам в работе над ролью.
    В 1980 г. вместе с женой, актрисой ГЦТК Е. Синельниковой, и со всей семьей эмигрировал в США. 

  • Григорий Соломонович Теплицкий
    (1906–1983),
    композитор, заведующий музыкальной частью.

    Г. Теплицкий проработал в ГЦТК 30 лет, с 1932 по 1962. Он  – автор музыки к наибольшему количеству спектаклей ГЦТК, в том числе тем, что идут в тетаре по сей день: «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Веселые медвежата» (1945), «Маугли» (1945), «Обыкновенный концерт» (1946), «Вот так ежик!» (1959, совместно с Н. Александровой), «Необыкновенный концерт» (1968, один из композиторов спектакля). 
    В 1941 году Теплицкий эвакуировался в Новосибирск вместе с театром. Когда в 1943 была создана 3-я фронтовая бригада, в нее вошли музыканты Г. Теплицкий, Н. Брандт, Б. Симский, В. Ильницкий, С. Баранов,

  • Вера Николаевна Терехова
    (1912-1986),
    художник-постановщик, заслуженный работник культуры РСФСР (1970).
     

    В. Терехова – одна из ведущих художников ГЦТК 1930-50 гг. За неполные сорок лет (1935 - 1974) она стала художником восемнадцати спектаклей. Как правило, она работала «в команде». Первой её работой по приходе в театр стал «Гусёнок» (с Е. Гвоздевой). Затем спектакль дважды возобновлялся – в 1940 и 1945 гг. Он прошёл более 1500 раз. Среди лучших спектаклей В. Тереховой: «По щучьему велению» (с С. Образцовым), «Кот в сапогах» (с Б. Тузлуковым), «Ночь перед Рождеством» (с В. Мюллером), «Необыкновенный концерт» и «Буратино» (оба с В. Андриевичем). 

  • Остросатирической выразительностью отличались её куклы для «Фронтовых программ» ГЦТК. В. Терехова руководила всем оформлением, а также изготовлением кукол. Вместе с С. Образцовым руководила Новосибирским семинаром фронтовых бригад театра кукол. Её яркие по краскам и лаконичные по силуэту искусно сделанные куклы, эскизы и плакаты экспонировались на многих отечественных выставках художников театра. 
    В 1960-70-е гг. Терехова возглавила в ГЦТК группу художников, которые работали над возобновлением спектаклей-шлягеров, а также ремонтировали постановки текущего репертуара. 
    С войны не вернулся её муж художник В. Дробышевский. Вера Николаевна искала его долгие годы, и только в конце 1950-х гг., из горвоенкомата ей прислали извещение о том, что Дробышевский погиб в ополчении в 1941 г. 

puppet

Ждем вас в театре всегда!