«Бессмертный полк ГАЦТК»

«Бессмертный полк ГАЦТК»
Театр Образцова вписан в память о Победе в Великой Отечественной войне множеством событий и имён. Список сотрудников ГАЦТК разных лет, кого мы помним поименно: ветеранов войны, участников фронтовых бригад, тех, кто работал в тылу, насчитывает менее ста человек. Внуки и правнуки тех, кто прошёл войну, давал представления на фронте, приходят в Театр Образцова, где на его спектаклях соприкасаются с магией мастерства, умного, врачующего смеха, человеческого благородства. «Бессмертный полк» Театра Образцова продолжает свой бессрочный марш.
Валентин Валентинович Андриевич (Андреéвич)
(1908–1985),
художник-постановщик, книжный график, плакатист.
В 1941-1942 гг. Андриевич – художественный руководитель Московского областного театра кукол, где он был, по его собственным словам, «и режиссёром, и кукловодом, и художником-конструктором». Андриевич в своем театре сформировал фронтовую бригаду, которая выступала с представлением «Петрушка и Гитлер» по пьесе Е. Благининой. Куклы на легкой, передвижной ширме инсценировали песни первых лет войны («Самовары-самопалы» и т.п.). В 1942 г. Андриевич выступил с сольным номером как актер-кукольник.
Это была карикатура на бесноватого фюрера: на музыку романса «Мы только знакомы – как странно…», с сатирическим текстом Благининой.
В том же году Андриевич поставил и оформил с актерами Русского драматического театра БССР, в котором он работал до 1944 г. (театр тогда базировался в Москве), еще одну антифашистскую программу «Петрушка в тылу» (в соавторстве с Ю. Данцигером).В ГЦТК В. Андриевич пришел в 1944 году, уже зрелым мастером. Ему принадлежит оформление таких легендарных спектаклей ГАЦТК, как «Маугли» (1945), «Под шорох твоих ресниц» (1948), обе редакции «Необыкновенного концерта». 1-я вышла в 1946, 2-я в 1968, она идет на сцене ГАЦТК и поныне.
Владимир Михайлович Акомов
(род. 1923),
дежурный пожарный.
В начале воны дежурил на крышах московских домов. Военную службу начал в 1942 году в солдатских Гореловских лагерях в Горьковской области. По окончании Свердловского военного училища в звании младшего лейтенанта был направлен на 2-й Прибалтийский фронт. Служил командиром 152-миллиметрового орудия, участвовал в штурме Кёнигсберга. Награждён орденом «Отечественной войны II степени» и медалью «За отвагу». После войны два года служил в Прибалтике, затем более 40 лет – в Управлении внутренних войск в Москве. С 2001 года работал в ГЦТК в пожарно-постовой службе.
Сергей Ильич Баранов
(1910 – 1975),
музыкант оркестра, трубач.
В ГЦТК С. Баранов служил с 1937 по 1975 и был одним из ведущих трубачей оркестра театра. Во время Великой Отечественной войны выступал с фронтовой бригадой театра перед бойцами действующей армии. Почти сорок лет, до ухода на пенсию, С. Баранов служил театру кукол.
Андрей Фёдорович Барт
(1914 - 1984),
художник по сценическому оформлению и куклам.
В мастерские театра пришёл после демобилизации, в 1945 году. С его участием готовились спектакли: «Необыкновенный концерт» и «Золушка». Параллельно с работой в мастерских театра А. Барт исполнял обязанности дежурного художника, в обязанности которого входил срочный ремонт кукол и декораций во время спектакля.
В 1951 г. А. Барт вместе со своей женой, С. Мей и с пианистом А. Романовым ушёл из театра в эстрадную группу во главе с И. Дивовым и работал в её составе.
Владимир Никифорович Баталов
(род. 1939),
дежурный пожарный.
Из рассказа В. Баталова:
«Отца призвали в армию, мать умерла в 1938 году. Нас, сирот, осталось четверо. В июне 1941 года мне исполнилось 12 лет. От предложения жить в детдоме мы сразу отказались. Все годы войны работал лесорубом, кузнецом, на сплаве леса, лесопосадках, изготовлял клёпки для ящиков под снаряды и патроны, возил картофель на спиртозавод. За работу не платили. Хлеба не было. Так жили многие в деревнях, многие хуже, голоднее нас. Жили дружно, гостеприимно, сострадательно».
В ГАЦТК работал дежурным пожарным с 1993 года.
Агафья Михайловна Белугина
(1920–2013),
гардеробщица.
В годы войны работала технологом на заводе по ремонту авиационных моторов в Москве. Ходила по абонементам в Концертный зал Чайковского, в московские театры, в т.ч. в ГЦТК, когда он был на Маяковке. После выхода на пенсию работала смотрительницей в музее «Коломенское», в 1985 году перешла в ГАЦТК гардеробщицей. В этой должности проработала 28 лет. «Когда в Театре кукол я посмотрела спектакли, то поняла, что они так необходимы детям! – рассказывала Агафья Михайловна. - И сейчас говорю: этот театр учит только добру, воспитывает в ребенке нравственно возвышенные чувства, они должны быть у детей, улица не даст того, что даст театр, ребята воспринимают доброту через кукол...»
Наталья Алексеевна Брандт
(1909– 1965),
пианистка-концертмейстер.
В ГЦТК работала с 1937 по 1965 год, сразу стала лидером оркестра.
В 1942 – 1943 гг.Н. Брандт в составе фронтовых бригад театра часто выступала
в госпиталях и на передовой, для этого освоила аккордеон. Она всегда была в центре внимания. По свидетельству очевидцев, её игра на аккордеоне пользовалась огромным успехом, а её яркая женственность производила на людей, только что вышедших с передовой или готовящихся к бою, сильнейшее впечатление.
Владимир Александрович Вальтер
(1901–1974),
актёр.В ГЦТК работал с 1934 по 1968. Сыграл множество главных и второстепенных ролей в таких спектаклях, как «Ночь перед Рождеством», «Необыкновенный концерт», «Под шорох твоих ресниц», «Маугли», «В гостях у Чуковского», «Кот в сапогах». В радиоспектаклях «Теремок» и «Кошкин дом», выпущенных на пластинках фирмой «Мелодия», Петух говорил голосом Вальтера.
В 1941-42 гг. играл во всех трёх «Фронтовых программах» театра. Вместе с актрисой ГЦТК Л. Преображенской и её мужем, драматургом С. Преображенским, они давали концерты в зенитных частях Каширы, Истры, Наро-Фоминска (20 августа 1941 – 6 апреля 1942 года). Свои последние 12 концертов они сыграют в прифронтовой зоне в феврале 1944 года.
Из воспоминаний В.А. Вальтера:
«Спектакли свои мы играли в самых различных условиях: в землянке, на опушке леса, в казармах, красных уголках. Часто приходилось играть в два приема, т. к. во время спектакля бойцы срывались с места, и зрительный зал пустел. Значит, был «воздух».
Роман Яковлевич Вассерман
(1907–1994),
сапожник костюмерного цеха.
Был свидетелем событий I Мировой войны. Всю Великую Отечественную войну прошел рядовым стрелком-пулеметчиком, получил тяжёлые ранения. Попал в окружение, был в плену, прошел отечественный фильтрационный лагерь. Впоследствии полностью реабилитирован.
Р. Вассерман проработал в ГАЦТК сапожником костюмерного цеха почти двадцать лет, с 1968 по 1984 год.
Пётр Константинович Власов
(1921–1986),
заведующий электроцехом.
В армию был призван в 1940 г., в годы войны служил на флоте и в наземных стрелковых частях. При осаде Севастополя был ранен, попал в плен, через два года, в 1944-м, бежал, вернулся на фронт, воевал в Югославии, Венгрии, Австрии, Румынии. В ходе боёв получил несколько ранений, в том числе тяжёлое, но оставался в боевом строю. Был награждён орденом Красной Звезды. В наградном документе, в частности, сказано: «Будучи автоматчиком 11476 стрелкового полка 353 стрелковой дивизии 46 армии при обороне села Короткое Молдавской ССР 1.07.44 г. получил тяжёлое ранение правого бедра с повреждением кости».
В ГАЦТК пришёл сразу после демобилизации как электроосветитель. В 1948 г. возглавил электроцех и прослужил на этой должности до самой смерти.
Анастасия Алексеевна Воскобойникова
(1903–1989),
актриса.
Дебютировала в 1935 году в роли Алёнки в спектакле «Гусёнок». Второй ролью Воскобойниковой, лирической героини по амплуа, стала царевна Несмеяна в легендарном спектакле «По щучьему веленью». Играла такие роли, как Юное дарование в «Необыкновенном концерте», Коза в «Кошкином доме», Маугли в одноимённом спектакле.
В годы войны, в эвакуации, А. Воскобойникова часто выступала в составе фронтовых бригад на передовой и в госпиталях. Как вспоминал актер Е. Сперанский, играя Алёнку в «живом плане» перед эвакуированными детьми, актриса вовлекала их в театральную игру по спасению Гусёнка от Лисы, давая возможность детям на время забыть о войне и разлуке с родными.
Находясь в эвакуации в Новосибирске, А. Воскобойникова вступила в созданную 3-ю фронтовую бригаду ГЦТК. Летом и осенью 1942 года 3-я бригада дала более 100 представлений на разных участках Западного фронта.
Геннадий Васильевич Гамазин
(1924 – 2012),
дежурный художник.Г.В. Гамазин добровольцем ушёл на фронт, воевал в составе артиллерийских частей, сражался на Сталинградском фронте, где получил тяжёлое ранение в ноги и был демобилизован. Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, медалью «За оборону Сталинграда».
В 1946 г. окончил Республиканские курсы режиссёров и художников театров кукол при ГЦТК и остался работать в художественных мастерских театра (до 2010 года). С 1950 г. – дежурный художник. В его обязанности входил срочный ремонт в случаях, когда кукла ломалась во время спектакля.Из воспоминаний Г.В. Гамазина:
«В сентябре 1942 года немцы начали генеральное наступление на Сталинград. Мы заняли оборону. Немцы прорвали фронт, и нам пришлось отойти. Сидим в окопах. На нас идут танки. Завязался бой. Это был ад. Мы стреляли из «Катюш». После каждого обстрела надо менять позиции. И вот, когда в очередной раз раздалась команда «По машинам!», мы побежали, и меня ранило в ногу. Очень хорошо помню, как я сделал четыре шага, упал и закричал: «Ребята, меня ранило!» Меня подобрали и отправили в госпиталь в Ташкент. Хотели отнять ногу, но я отказался. Врачи посоветовались и решили делать операцию. Дали наркоз. Я тогда не знал, что такое наркоз и, засыпая, подумал: «Умертвили…» Потом мне хотели сделать переливание крови. Я опять отказался, боялся, что мне перельют женскую кровь».
Леонид Владимирович Гарижский
(1906 – 1958),
актёр.
Служил с июня 1941 по 1945 год в должности заведующего делопроизводством артснабжения 233-й танковой бригады на Юго-Западном, Западном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах. Закончил войну в звании старшины.
В редкие часы затишья увлекался фронтовой самодеятельностью: «Гарижский большое внимание уделяет развитию красноармейской самодеятельности, является одним из ее инициаторов.Она занимает одно из первых мест в корпусе, как по своему репертуару, так и по исполнению. Поднимает боевой наступательный порыв у личного состава частей и подразделений корпуса и тем способствует выполнению боевых заданий командования» (из приказа № 21/н по 5 мех. корпусу от 06.11.1943 г.). Награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги» (дважды).
В ГЦТК пришел работать в 1948 году и прослужил десять лет, сыграв много мужских ролей в детских и взрослых спектаклях, таких как «По щучьему веленью», «Кот в сапогах», «Ночь перед Рождеством», «Кошкин дом», «Чёртова мельница».
Зиновий Ефимович Гердт
(Залман Эфраимович Храпинович)
(1916 – 1996),
актёр театра, кино и эстрады. Народный артист СССР.В первые дни войны Гердт ушёл добровольцем в действующую армию, хотя, как и ещё девять актёров театральной «Арбузовской студии», имел бронь. Гердт – гвардии старший лейтенант, сапёр, командир инженерной службы полка воевал на Калининском и Воронежском фронтах. Когда выпадал случай, выступал с куклами, пользовался славой «лучшего Гитлера» II Белорусского фронта.
Награждён орденом «Красной Звезды»: «при наступлении 12 февраля 1943 года лично принимал участие в разминировании полей противника, обеспечил проход танков.
При выполнении этого задания был тяжело ранен в ногу» (из наградного листа З.А Храпиновича от 05.05.1947 г.). После тяжёлого осколочного ранения перенёс одиннадцать операций, ходил сильно хромая на левую ногу.
Из воспоминаний З.Е. Гердта:
«Я попал в госпиталь через три месяца после ранения – Белгород был отрезан от континента, от Большой земли. Меня несли из деревни в деревню, на станцию Ржаво. Сто километров несли целый месяц восемь баб.По четыре человека на носилки. Это чудовищная эпопея…
В Новосибирск часто приезжали фронтовые театры. И однажды в госпиталь приехала кукольная группа. Я смотрел не столько на кукол. Я смотрел на занавесочку, ширму. За ней, думалось мне, не видно, как ходят актеры. Театр-то там существует!..»
В ГАЦТК З. Гердт работал с 1945 по 1982 год. Его знаменитые роли – Конферансье в «Необыкновенном концерте», Адам в «Божественной комедии» (1961), чёрт Люциус в «Чёртовой мельнице» (1953).
Николай Павлович Гжельский
(1914 – 1976),
актёр, режиссёр.
В ГАЦТК работал с 1938 по 1939 год. С 1942 по 1945 год в звании сержанта воевал на Калининском, 1-ом Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
Н.П. Гжельский служил в должности шофера в 326 минометном полку, в его задачи входило своевременное обеспечение боеприпасами передовых минометных установок. Так, «20 августа 1944 года противник из района Семенелишки перешел в контратаку. Гжельскому было приказано быстро провести машины с боеприпасами из тылов на огневые позиции дивизии. Несмотря на сильный артиллерийский огонь противника, он провел машины, рискуя жизнью.Боеприпасы были доставлены вовремя, контратака отражена, противник был отброшен на исходный рубеж с большими потерями для него» (из приказа № 07/н по 326 гв. мин. полку 3-го Белорусского фронта от 05.09.1944 г.).
Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».
После войны Н.П. Гжельский вернулся в ГЦТК и играл до самого ухода на пенсию в 1975 году. Он был занят в ролях второго плана в спектаклях детского репертуара: «Заяц и кот», «Сундук сказок», «Лесные артисты», «Кот в сапогах», «Илья Муромец», «Тигрик Петрик», «Мальчиш-Кибальчиш». Участвовал в спектаклях для взрослых: «Любит… не любит…», «Дело о разводе», «Соломенная шляпка». Он был также помощником режиссёра в спектаклях «В гостях у Чуковского», вторым режиссёром спектаклей «Сказка о потерянном времени» (совместно с Б. Аблыниным) и «Соломенная шляпка» (совместно с С. Образцовым).
Раиса Яковлевна Горфайн
(1909 - 1983),
художник.
В ГЦТК Р. Горфайн работала с 1938 года художником музея. Она реставрировала кукол, оформляла музейные витрины, принимала участие в работе над спектаклями тех лет: «Конёк-Горбунок», «Путешествие в странные страны», «Лесная тайна» («Кукольный город»), «Терем-теремок» и др. Распоряжением директора театра Б. Бурлакова № 63 от 1 августа 1941 г. «на художника Р. Горфайн возложено руководство производством комплектов кукол для военно-морского флота, распределением работ между цехами».
Подобные комплекты антифашистских кукол изготавливались специально для фронтовых самодеятельных коллективов, которые помогали создавать артисты ГЦТК. Солдатские кукольные театры давали представления перед уходящими на фронт моряками и ранеными в госпиталях.
Лучшими работами Р. Горфайн стали мастерски сделанные куклы Геббельса, Гитлера, Левонского рыцаря и других к двум фронтовым номерам ГЦТК - «Сон Гитлера» и «Радиоперехват».
Константин Михайлович Гуркин
(1922–1990),
актёр, заслуженный артист РСФСР (1982).
Родился в Москве. Прошёл войну. Окончил студию при Московском ТЮЗе. Играл в Народном театре ЗИЛа. Два сезона работал в Центральном театре Красной Армии (ЦТКА) (1954 – 1956).
В ГАЦТК К. Гуркин работал с 1965 по 1990 год, стал ведущим актёром. Он был первым исполнителем роли весьма положительного Архангела в «Божественной комедии» и дядьки Черномора в «Сказке о царе Салтане». Много лет играл Визиря в «Волшебной лампе Аладдина», Емелю в «По щучьему веленью», Шер-хана и Каа в «Маугли». Критики не раз отмечали виртуозное мастерство актёра в управлении куклой и ритмическое совершенство исполняемых им номеров.
Евгений Николаевич Гурьев
(1917 – 2005), инженер-радист.Учился в Академии связи им. Подбельского в Москве, которая была вскоре преобразована в МИИС (Московский институт инженеров связи). В связи с началом Великой Отечественной войны после 4 курса радиофакультета Евгению Николаевичу учёбу пришлось прекратить. Вступил добровольцем в РККА (55-е отделение запасной радиороты (Москва).
В 1947 г. В ГЦТК должности радиста ещё не было, и Е. Гурьева взяли на должность режиссёра. При его содействии были куплены микрофоны, и в театре появился радиоцех, который и возглавил молодой, интеллигентный радиоинженер Е. Гурьев. На этой должности он прослужил до 1955 года.
Роман Александрович Гуров
(1915–1981),
художник по сценическому оформлению и куклам.
Фронтовик, награждённый орденом Красной Звезды и тремя медалями, инвалид войны, гвардии младший лейтенант Р. Гуров пришёл работать в ГЦТК через два года после Победы. Он имел опыт работы в изготовлении кукол-муляжей для комбинированных съёмок, так как до войны работал на Мосфильме в группе режиссёра А. Птушко.
Окончил шестимесячную студию скульпторов-мультипликаторов «Мосфильма» и трёхгодичную студию скульпторов Комитета по делам искусств при Моссовете (1936-1940). В работу наших мастерских он внёс дух новаторства. Например, он научил художников определять размеры кукол и соотношение их с декорациями на стадии габаритных рисунков, что позволило избежать ошибок и переделывания кукол.
Из ГЦТК Р. Гуров в 1953 году ушёл во вновь созданные мастерские по изготовлению кукол для объёмной мультипликации при Союзмультфильме, где как руководитель воспитал несколько очень хороших мастеров.
Игорь Николаевич Дивов
(1921 – 2000),
актер, режиссёр. В ГАЦТК работал с 1943 по 1956 год. Народный артист РСФСР.
После окончания Театрального училища им. Б. Щукина в 1941 году ушёл добровольцем на фронт. Командовал танком в 4-й десантной бригаде Западного фронта в боях под Смоленском, Витебском, Минском. Попав в окружение, в течение месяца с боями выходил к частям Красной Армии. В октябре 1942 года был тяжело ранен в лицо и девять месяцев провел в госпитале в Новосибирске. «Я выжил, но мое лицо было ужасно обезображено, и один глаз ослеп.
Перенёс несколько пластических операций, в результате которых пулевое отверстие у основания носа исчезло, и зрение восстановилось, – вспоминал И. Дивов. - Тогда на гастроли в Новосибирск приехал театр кукол, и я получил приглашение. Вы думаете, что я обрадовался? Я был в отчаянии!».
В ГЦТК И. Дивов работал с 1943 по 1956 год. Он быстро освоил технику кукловождения и легко вошёл в текущий репертуар. В 1956 году И. Дивов с женой ушел из театра. Вместе с ним ушли актриса С. Мей, с которой он раньше выступал на эстраде с куклами, а также ее муж – художник А. Барт и концертмейстер А. Романов. Более тридцати лет И. Дивов выступал с концертной программой под названием «Музыкальные пародии с куклой».
Виктор Иванович Закревский
(1924 - 1980),
актёр.В 1941 году семнадцатилетний ученик токаря В.И. Закревский, не подлежавший призыву в армию по возрасту, ушёл добровольцем в истребительный батальон, созданный для поддержания порядка в тылу, обнаружения шпионов и диверсантов.
В должности командира роты подрывников участвовал в битве за Москву, позднее был переправлен в партизанский отряд им. Железняка в Белоруссию в качестве инструктора-подрывника. Отряд провёл много операций по разрушению железной дороги, линий телефонно-телеграфной связи, оказал содействие в быстром продвижении вперед наступающих войск 3-го Белорусского фронта.В 1944 году после тяжёлого ранения В.И. Закревский был демобилизован. Награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны I степени.
В ГАЦТК работал с 1952 по 1959 год. В ГЦТК В. Закревский вошёл в группу бывших фронтовиков, которые внесли свежую, звонкую ноту в творческую жизнь театра, был одним из лидеров этой группы, наряду с И. Дивовым и З. Гердтом. Играл роли широкого диапазона: традиционных сказочных героев, современных комедийных персонажей. В 1960 – 70-х гг. В. Закревский был ведущим актёром Московского областного театра кукол.
Надежда Митрофановна Ивардава
(1922 – 2005), актриса.
В ГАЦТК работала с 1966 по 1989 год.Когда началась война, 18-летняя Надежда Ивардава только успела окончить первый курс ГИТИСа. Институт был эвакуирован в Саратов, а Надежда осталась в Москве, трудилась на военном заводе и лесозаготовках, рыла окопы в Кунцево. Пыталась бежать на фронт, но ее задержали и вернули. Тогда она поступила на ускоренные курсы военных медсестер, после окончания которых, в марте 1942 года в числе других добровольцев была направлена по «дороге жизни» в Ленинград спасать жителей блокадного города. Осенью 1942 года была переведена в Москву в эвакогоспиталь. Медицинский персонал трудился сутки напролет, спали по два-три часа в сутки.
Из воспоминаний Н.М. Ивардавы:
«И нужно было оказывать не только медицинскую помощь раненым, но и поднять их настроение, заставить поверить в возможность выздоровления. А если у бойца две культи? И он и домой не хочет возвращаться? Или у танкиста так сгорело лицо, что и прорезей глаз не найдешь? А мы, медсестры, все стараемся улыбаться, шутить. Настроение – это тоже и оружие, и лекарство. Ведь основную массу раненых надо снова вернуть на фронт.
Жизнь бойцов была нашей жизнью, их боль – нашей болью…»
В ГЦТК Н. Иварадава работала с 1966 по 1989 год, играла характерные роли, как правило, с комедийной окраской. Занималась озвучиванием: в 1971 г. озвучивала Сашко в советско-болгарском фильме-спектакле «Заячья школа».
Зиновий Яковлевич Ильницкий
(1909 – 1988),
кларнетист.
В ГАЦТК работал с 1938 по 1988 год.
Во время Великой Отечественной войны был участником фронтовой бригады театра. Помимо своей основной оркестровой работы, успешно проводил и сольные выступления.
Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».Из фронтовых писем З.Я. Ильницкого:
«Вот уже три дня, как мы находимся в одной из частей действующей армии… Нам приходится жить в палатках, землянках, частенько спали в копнах, на траве, в машине и под машиной, в хорошую и дождливую погоду. Умываемся в реках, ручьях, рукомойниках, лужах, росой. Едим в столовых, на земле, а иногда и где попало. Мы сыграли два концерта: один – в двух километрах от передовой и второй – в восьмистах метрах от немцев. Нам отчётливо видно то место, где закопались в землю наши враги. К этому месту мы пробирались не на машинах, а пешком, огибая пристрелянные немцами дороги открытые места…
Один боец сказал, что он своим внукам будет рассказывать о нас…»
Лидия Петровна Казьмина
(Казьмина-Росфельдт)
(1902-1963),
актриса, заслуженная артистка РСФСР (1959).
В труппу ГЦТК была принята в 1935 г. (через год – в труппу был зачислен Г. Росфельдт, её муж, однокурсник по техникуму и коллега по театру масок) и прослужила до самой смерти. Играла роли острокомедийного и сатирического плана, такие, как Царь в спектакле «По щучьему веленью», дикобраз Саги в «Маугли», Поповна в «Сказке о попе и работнике его Балде», Вельзевул в «Чёртовой мельнице», массажистка Юлия в бытовой комедии «Дочь-невеста», Бабушка в «2:0 в нашу пользу».Самым ярким из созданных ею образов стала Солоха в спектакле «Ночь перед Рождеством».
В 1942 году, будучи в эвакуации в Новосибирске, Л. Казьмина вступила в 3-ю фронтовую бригаду ГЦТК. Вместе с А. Воскобойниковой, С. Самодуром, С. Мей, Е. Каменской, С. Образцовым она выступила более 100 раз на разных участках Западного фронта.
Наталья Васильевна Кирсанова
(1912 – 1986),
художник по текстилю, заслуженный художник РСФСР (1976).Вместе с мужем, главным художником ГЦТК Б. Тузлуковым, в 1941 г. эвакуирована в Новосибирск, где включилась в работу мастерских над спектаклем «Король-олень». Вклад Н. Кирсановой в создание легендарной постановки ГЦТК оказался очень весомым. Все работы над куклами, декорациями и одеждой сцены вела она, поскольку Тузлуков в это время тяжело болел и находился в госпитале.
По возвращении из эвакуации Н. Кирсанова вернулась к своей работе художника по текстилю, став одним из крупнейших отечественных мастеров текстильного рисунка.
Борис Николаевич Кнерцер
(1910–1973), художник-конструктор, график.С 1940 г. в Московском Областном театре кукол заведовал постановочной частью. В самом начале войны во время бомбёжек Москвы вместе с художником В. Андриевичем дежурил на крыше театра, который в то время располагался у Сретенских ворот (спасали крышу от «зажигалок»).
В сентябре 1941 г. записался в ополчение. Группы ополченцев из разных районов Москвы и области были дислоцированы на Восток в направлении села Красное-на-Волге. Добирались туда пешком. В селе из добровольцев была сформирована боевая дивизия. Военное командование выделило Кнерцера из толпы московских ополченцев: как художник, знакомый с геодезией, картографией и умевший читать чертежи, он был зачислен в инженерно-саперные войска.Всю войну Борис Николаевич Кнерцер прошел сапёром, который, как говорят, ошибается только раз – и не ошибся ни разу. Пройдя экстренную подготовку, участвовал в боевых действиях советских войск, проходивших в районе Ржевского выступа с 8 января 1942 г. по 31 марта 1943 г. Прошёл сапёром всю войну до Кёнигсберга. За наведение переправы через Неман при штурме Кёнигсберга был награжден Орденом Красной Звезды. В войну Б. Кнерцер потерял мать и старшего брата – они были репрессированы по национальному признаку. Семья Кнерцеров была сослана в Казахстан, откуда больше не вернулась. Война для Б. Кнерцера не кончилась весной 1945 г. Из Кенигсберга он был направлен на разминирование шахт Донбасса после немецкой оккупации. В Москве у семьи Кнерцеров конфисковали квартиру. Когда Борис демобилизовался, у него не оказалось жилья.
В ГЦТК пришёл сразу после демобилизации в 1946 и проработал здесь до 1971 года. Начинал художником в музее, занимаясь экспозицией кукол. По его чертежам были сделаны шкафы в фойе на лестнице. Реставрировал вновь приобретенные экспонаты, собрал и сделал витрины из яванских теневых фигур. Его руками сделано много кукол для лучших спектаклей театра 1940 – 60-х гг., в том числе и для до сих пор стоящих в репертуаре: одиннадцать кукол цыганского хора и трио «Лос Самомучас» («Необыкновенный концерт», 2-й редакция), Грязнуля, Танечка и Ванечка («Наша Чукоккала»), Тигрёнок («Тигрик Петрик»), Нечистая сила-«го-го» («И-Го-Го») и другие, всего, в общей сложности – более тридцати пяти постановок.
Алексей Иванович Колобков
(1923–1966),
художник по сценическому оформлению и куклам.Коренной москвич из арбатских переулков. Рос без отца, не по рассказам знал, что такое голод, холод, жизнь по карточкам. Прямо из школы отправился на фронт, однако ещё в эшелоне был ранен в ноги, долго лечился в госпиталях.
В 1946 г. А.Колобков окончил Республиканские курсы режиссёров и художников театров кукол при ГЦТК и сразу был принят в театр, сначала в музей, затем в мастерские. Проработал в театре двадцать лет, до 1966 года.А. Колобков обладал неповторимым почерком при работе над куклой. Он умел безошибочно находить верные пропорции. Для каждой своей куклы он находил новое решение, заново придумывал конструкцию. Сделал кукол к спектаклям «Маугли», к 1-ой редакции «Необыкновенного концерта». Среди других спектаклей с его участием «Краса Ненаглядная», «Под шорох твоих ресниц», «2:0 в нашу пользу», «Чёртова мельница», «Божественная комедия».
Пётр Алексеевич Кузнецов
(1920–1991),
художник по сценическому оформлению и куклам.Прошёл войну. Демобилизовавшись в 1946 г., поступил на Республиканские курсы режиссёров и художников при ГЦТК. По окончании курсов в 1948 г. был приглашён в мастерские театра, где проработал до 1986 года. С его участием были выпущены спектакли «Мой, только мой!», «Божественная комедия», «Солдат и Ведьма», «И-Го-Го», «Ноев ковчег» и др. Особенно удачны его работы для «Необыкновенного концерта» по чертежам и эскизам В. Андриевича. Выполненные им куклы Конферансье до сих пор играют в спектакле. Возглавлял одну из бригад художников.
К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне был награждён орденом Отечественной войны 2 степени.
Виктор Яковлевич Куранов
(1914 – 1969),
художник, актёр.
В ГЦТК В. Куранов работал с 1935 по 1953 год, был мастером по куклам и одновременно – актёром в составе марионеточной группы.
В 1946 г., пройдя войну подводником на Тихоокеанском флоте, с подорванным здоровьем, В. Куранов вернулся в театр. Работал над спектаклями «Необыкновенный концерт» (1-я редакция), «Золушка», «Илья Муромец», «Кошкин дом», «Краса Ненаглядная», «Заяц и Кот».
В 1953 году ушёл в кукольную мастерскую при киностудии «Союзмультфильм».
Всеволод Валерианович Курдюмов
(1892–1956),
поэт, драматург, актёр, музейный деятель.
После 3-го курса университета Курдюмов по развёрстке пошёл в армию (1916). Окончив школу прапорщиков в Иркутске (сотрудничал в местном журнале «Багульник»), служил в Петрограде в Лейб-гвардии 3-м стрелковом полку, стоявшем в Царском Селе. Как бывшего офицера Курдюмова мобилизовали в Красную Армию (1919). Он числился инструктором 1-го Западного полка Южного фронта, но был актёром и режиссёром полупрофессионального гарнизонного театра в
В ГЦТК 1934 г. его пригласили в театр актёром марионеточной группы. Для театра В. Курдюмов-драматург инсценировал ершовского «Конька-Горбунка», написал по русским былинам пьесу «Илья Муромец, крестьянский сын». Его инсценировки прозы А. Пушкина, А. Чехова, М. Салтыкова-Щедрина, О. Генри издавались в цикле «Классика на ширме», ставились на периферии.
В 1941 г. Курдюмов рядовым ополченцем ушёл на фронт, в первом же бою под Ельней был ранен. Позднее служил писарем, возглавлял полковую концертную бригаду, много писал для самодеятельности. Его единственный сын Никита умер в 1942 г. от ран, полученных в Финскую войну.В ГЦТК Курдюмов вернулся в 1945 г., сыграл свои последние роли (Панталоне, Жених, Страж в «Короле-олене»). В 1946 году стал заместителем директора в музее театра и на этой должности оставался до конца жизни. Курдюмов систематизировал документы, касающиеся истории ГЦТК, составил летопись жизни театра (1934 – 1955). Многим запомнились его экскурсии по музею театральных кукол для зрителей вечерних спектаклей.
Владимир Анатольевич Кусов
(1923 – 1997),
актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР.Фактически всё свое детство Кусов провел за кулисами ГЦТК, где работал актером его отец Анатолий Павлович. Любовь к театру пришла к нему раз и навсегда. Но путь к мечте оказался непростым: началась война.
После окончания военного училища в феврале 1943 года В.А. Кусов в звании лейтенанта был отправлен командовать артиллерийским взводом под Сталинград. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией» и др.Из воспоминаний В.А. Кусова:
«Первой моей реакцией на объявление войны, как у большинства молодых людей того времени, было заявление в военкомат о зачислении меня добровольцем на фронт.
Помню странное ощущение от положения командира над людьми, многие из которых годились мне в отцы.
Прибежал солдат и крикнул: «Товарищ лейтенант, война окончена!». Я вынул из кобуры пистолет, из которого никогда не стрелял, т. к. был артиллеристом, и расстрелял все стоящие на столе кружки, сделанные из консервных банок. Таким салютом из одного орудия отметил я это замечательное событие».
После демобилизации в 1947 году В. Кусов пришёл в ГЦТК и проработал до смерти в 1997 году. Не имея актёрского образования, он освоил профессию кукловода, стал ведущим актёром театра, сыграл более 70 ролей в спектаклях для детей и взрослых. В. Кусов был вторым режиссёром спектаклей, таких, как «Необыкновенный концерт» (2-я редакция), «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК», «Дон Жуан» и др. По большей части В. Кусов был сопостановщиком вместе с С. Образцовым. Его сольными работами стали «Таинственный гиппопотам», «Сыр-бор» и «Геракл», а также, по сути, «Шлягер, шлягер, только шлягер» и «Принцесса и эхо». Вводил молодых актеров в спектакли текущего репертуара. После смерти С. Образцова В. Кусов фактически руководил театром, поддерживая прежний уровень постановок в тяжелое для всех время.
Наум Борисович Левинсон
(1911–1979),
заместитель директора, заслуженный работник культуры РСФСР (1970).
Во время оккупации Минска немецкими войсками родители Н. Левинсона стали жертвами Холокоста.
22 июня 1941 г. ушёл на фронт. В зенитно-артиллерийских частях держал оборону вокруг Москвы. С ноября 1941 г. был направлен на оборону Севастополя с частями Черноморского флота в должности замначальника киногруппы. Потом – бои за Кавказ, освобождение Тамани, Крыма. С частями Дунайской флотилии прошёл весь путь до Будапешта. Был награждён орденом Красной Звезды и дважды Орденом Отечественной войны II степени, 8 медалями.В марте 1948 г. поступил работать в ГЦТК главным администратором. С 1952 года стал замдиректора театра. В 1959 г. Н. Левинсон создал комплексные бригады мастеров во главе с сильным художником. Разделение на бригады остается в театре по сей день.
Никто в театре не знал, что он отважно воевал. Никогда, даже в самые торжественные моменты, он не надевал ордена и медали.
Из ГЦТК в 1968 году Левинсон ушёл в Ансамбль народного танца СССР п/у Игоря Моисеева, где он долго и плодотворно работал, организовав и проведя гастроли ансамбля по всему миру.
Софья Яковлевна Мей-Свердлова
(1902–1977), актриса.В ГЦТК С. Мей пришла в 1941 году уже сложившейся актрисой и певицей вместе с мужем. Среди лучших ролей – Багира («Маугли»), Мамка («По щучьему веленью»), Княгиня Евпраксия («Илья Муромец»), Дишперанда («Чёртова мельница»), Колоратурное сопрано и Жанровая певица в «Необыкновенном концерте». Сыграла Кошку в «Кошкином доме», сначала за ширмой, а затем – в радиоспектакле, запись которого вышла на пластинке.
В годы войны С. Мей вместе с мужем А. Громовым, В. Ильницким, С. Самодуром и Н. Брандт дала более 700 концертов на фронте, нередко выступая под авианалётом или вблизи немецких позиций. Она читала рассказы А.Чехова и играла кошечку Пуцци в пародийно-сатирической оперетте М. Серпинского «На крышах Берлина».
С 1956 г. С. Мей вместе с И. Дивовым и художником А. Бартом (её третий муж) стали делать для эстрады отдельные концертные номера. В 1960 г. дуэт Мей–Дивов распался, С. Мей начала выступать с художником-кукольником А. Бартом.
Евгений Валерианович Началов
(1924 – 2002), актёр.Был призван в армию в 1942 году в Ташкенте. Воевал на Орловском и Брянском фронтах, получил тяжелое ранение. Награждён медалями.
В 1943 году был представлен к медали «За отвагу» «за то, что в боях 11-14 июля 1943 г. огнем своего миномета уничтожил группу гитлеровцев в 30 человек, 1 дот и 2 пулеметные точки противника» (из приказа № 021 по 518 стрелк. полку 129 стрелк. див. Брянского фронта от 22.07.1943 г.).
После войны Е. Началов окончил ГИТИС, работал в Центральном театре Советской Армии. В ГЦТК был принят по конкурсу в 1956 году и проработал до 1992 года. Сыграл более сорока разноплановых ролей.Из воспоминаний Е.В. Началова:
«Да, был испуг, когда увидел под Орлом первого нашего убитого солдата, такого же восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатилетнего, как и большинство из нас. Были мы такими же ребятами, как те, которые сейчас носят джинсы, играют на гитарах, поют и веселятся. Ребячливость не покидала нас даже в те суровые и страшные дни. Вскоре остатки детства кончились.
Я был в батарее тяжёлых миномётов. Надо было въезжать в деревню, которую бомбили. Мы видели, что впереди бомбят, и все равно въезжали. Надо. И в перерывах между заходами немецких самолетов открывали огонь.
На подступах к Орлу я был тяжело ранен.
После войны, когда театр был на гастролях в Орле, я съездил на места, где все это происходило. По полю шел автобус, ехали в нем вместе со мной сегодняшние люди, неторопливо сходили на остановках и шли через поле в далеко видную деревню. И ничего не было в небе, кроме тихих облаков».
Павел Моисеевич Нашельский
(1920 – 1988),
заведующий монтировочным цехом, заведующий постановочной частью.Окончил Вечерний рабочий университет (1941). С первых дней войны участвовал в боях, под Смоленском получил тяжёлое ранение, был контужен. Работал рентгенотехником в эвакогоспитале города Нейва Свердловской области, начальником отдела в тресте Мостроллейбус (1942 – 1944). В 1944 г. был направлен в ГЦТК рабочим сцены. Он полюбил сцену и театр на всю жизнь.
Умный и энергичный, он скоро стал ведущим в цехе, ему поручили руководить монтировочной частью. С 1960 г. дирекция поручила П. Нашельскому руководство постановочной частью.
В 1967 году ушёл в Театр им. Гоголя, где работал зав. постановочной частью и заместителем директора театра.
Сергей Владимирович Образцов
(1901 – 1992),
художественный руководитель ГАЦТК с 1931 по 1992 год. Народный артист СССР.В военные годы С.В. Образцов вел семинар армейской самодеятельности в Новосибирске и возглавлял фронтовую бригаду театра. С 1942 по 1945 год давал концерты в частях действующей армии и госпиталях, в составе концертной бригады выступал перед участниками Тегеранской конференции.
Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».Из книги С.В. Образцова «Моя профессия»:
«В первые же дни войны вместе со всем коллективом театра я начал работу над специальной антифашистской программой для фронтовых бригад, но в том, что эта работа окажется нужна, в этом тогда я не чувствовал полной уверенности.
Только выступления перед новым, военным зрителем и реакция его вернули ощущение нужности…
Сорок первый год. Госпиталь.
Юноша, совсем мальчик, сидит в коляске, смотрит на кукол и смеётся. У него нет ни рук, ни ног. Выходя на поклон, я стараюсь глядеть в другую сторону, но потом понимаю, что этого делать нельзя. Что это трусливо и нехорошо. И когда среди других номеров я показываю Тяпу, то останавливаюсь прямо против этого юноши, чтобы ему было виднее, и он заливается смехом, глядя, как Тяпа сосёт пустышку…
В другой палате лежали двое. Те двое должны были умереть. Мне об этом сказал врач. И тут же добавил, что выступить для них я должен обязательно. И я выступал. А потом видел живые лица. Два весёлых лица.
Никогда не было в моей жизни случая, чтобы во время выступления на концерте зрителей было только двое, но никогда я не ощущал свою работу, свою профессию более нужной, чем в тот день».
Борис Дмитриевич Тузлуков
(1909–1974),
главный художник театра, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).Художник-легенда Борис Тузлуков был главным художником не только Театра Образцова (1936 - 1970), но и всего отечественного театра кукол ХХ века.
Спектакли, целиком оформленные Б. Тузлуковым: «Кот в сапогах», «Большой Иван», легендарная «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Н. Гернет (1940), «Маугли, «Чёртова мельница», «Мой, только мой!», «Соломенная шляпка», «И-Го-Го», «Божественная комедия» и «Ноев ковчег». Тузлуков ввёл в спектакли тростевую куклу, прославившую Театр ОбразцоваВ годы Великой Отечественной войны создавался шедевр Б. Тузлукова – сценография, куклы и оформление трагикомедии «Король-олень» К. Гоцци. Работа постановочной группы во главе с С. Образцовым и В. Громовым началась еще до войны. Тогда же Тузлуков успел сделать первые наброски и эскизы. Тузлуков входил во все детали будущей постановки вплоть до сокращений и перемонтировок в тексте.
Репетиции возобновились только в 1942 г. в Новосибирске, где театр работал во время войны. Тузлуков к этому времени перенес тяжелое обострение язвы желудка, но работал за двоих. Художник предложил пять вариантов декораций. Премьера была сыграна сначала в Новосибирске 1 июня 1943 г., а затем в Москве и вызвала чувство «радостного изумления».
Виктор Яковлевич Удод
(? – 1941), электрик.Виктор Яковлевич Удод работал в театре электриком, с 1937 по 1941 год. Все, кто с Виктором работали, очень тепло о нем отзывались, вспоминали как о хорошем товарище и о человеке, преданном своему делу. Заведующий музеем А. Федотов отмечал его интеллигентность, начитанность и добропорядочность. Актёр и режиссёр С. Самодур вспоминал о Викторе как о человеке, с которым было легко и надёжно на гастролях. Прямо из театра Виктор Удод в августе 1941 г. отправился на войну и в том же году погиб.
Елена Ивановна Фураева-Каменская
(1899 – ?), актриса.В ГАЦТК работала с 1935 по 1958 год. Дебютировала в ГЦТК в спектакле «Джим и Доллар»,став одной из лучших характерных актрис труппы 1930 – 40-х гг. Среди лучших её ролей: Мамка («По щучьему веленью»), Змея («Большой Иван»), Волчица Ракша («Маугли»), один из чечёточников братьев Баклушиных («Необыкновенный концерт», 1-я редакция), Бабушка («2:0 в нашу пользу»). Сыграла также Лису и Мышку («Терем-теремок»), Солоху, жену Опанаса, старуху («Ночь перед Рождеством», 1-я редакция), Курицу («Кошкин дом») и другие роли.
В годы войны Фураева-Каменская принимала участие в выступлениях фронтовых бригад театра, выезжала с концертами на передовую, возглавляла одну из таких бригад, вела работу по подготовке 16 самодеятельных армейских кукольных театров.
Ольга Александровна Образцова (Шаганова)
(1902–1989),
актриса, аккомпаниатор, переводчица.Жена С.В. Образцова, аккомпаниатор его «Романсов с куклами», последовала за театром в эвакуацию в Новосибирск. В составе фронтовой бригады театра сопровождала С.В. Образцова на концерты, в том числе на Тегеранской конференции в 1943 году.
Владимир Павлович Попрыкин
(1909 –1989),
актёр, режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1966).
В первый же день войны, 22 июня 1941 года, В.П. Попрыкин был призван в армию, за полтора месяца дважды попадал в окружение, был ранен. В августе 1941 года оказался в плену. До 1945 года находился в лагерях для военнопленных Шталаг 306 (Марбург) и Биркхан-Мётцлих (Галле). Первые советские военнопленные прибыли в Шталаг осенью 1941 года, среди них, по-видимому, был и В.П. Попрыкин. Многие пленные не перенесли длительного переезда в вагонах для скота, а потом размещения в палатках под открытым небом.
Как вспоминали выжившие: «Русских пленных ежедневно расстреливали. Когда они покидали лагерь для работ за его пределами, голод заставлял их выкапывать корни растений и есть их». Владимиру Павловичу удалось выжить!
По окончании войны В.П. Попрыкин был фактически лишен гражданских прав. Вопреки запретам, в 1946 году Образцов взял Попрыкина в ГЦТК. В. Попрыкин быстро вышел на первые позиции в труппе. Умея вдумчиво работать над ролью, В. Попрыкин стал помощником режиссёра по вводу в спектакли молодых актёров. В ГАЦТК работал до 1972 года.
Людмила Дмитриевна Преображенская-Волкова
(1908–2006), актриса.
В ГАЦТК работала с 1938 по 1941 г. Играла Несмеяну, Щуку в «По щучьему веленью», Сокола в «Большом Иване», Зайчика Прыг в «Волшебной калоше», Оксану и Царицу в спектакле «Ночь перед Рождеством».
В первые дни войны, когда в театре были сформированы фронтовые бригады, в состав одной из них вошли актеры Преображенский, Преображенская и Вальтер. Эта бригада выезжала к зенитчикам, расположенным вокруг Москвы, со сценками «Дуб и дубина», «Петрушка-парикмахер», тремя интермедиями в «живом плане». После расформирования фронтовой бригады в октябре 1941 г. Л. Преображенская-Волкова стала режиссёром, затем художественным руководителем Республиканского театра кукол УССР (Ташкент), работала актрисой Московской областной филармонии.
Константин Сергеевич Ревазов
(1904 – 1942),
заведующий постановочной частью, актёр.
В ГЦТК К. Ревазов работал с 1932 года, заведовал постановочной частью и был помощником режиссёра. В 1935 г. по собственной просьбе был переведен «актёром-невропастом» (кукловодом) во вновь организованную марионеточную группу.
С первых дней войны – с 18 июля – К. Ревазов вместе с ведущими актёрами театра Е. Каменской и Г. Росфельдтом в составе 1-й фронтовой бригады выступал на агитпунктах и вокзалах Москвы для тех, кто отправлялся на фронт. Агитбригада была прикомандирована к Дому Красной Армии.С 20 сентября по 2 ноября 1941 г. бригаду отправили на Западный фронт, на передовую, – в Смоленск, Дорогобуж, Вязьму. С 26 ноября 1-ю фронтовую бригаду отправили в Уфу, на место пребывания театра.
В марте 1942 г. труппа театра была уже в Новосибирске, и Ревазов был назначен ответственным за сохранность театрального имущества, привезённого из Москвы.
27 июня 1942 г. Константин Сергеевич неожиданно скончался. Как вспоминал Е. Сперанский на 40-летии ГАЦТК, Ревазов «был очень своеобразный, темпераментный человек, он погиб во время войны, правда, в тылу, но трагично погиб».
Гарри (Эдуард) Юльевич Росфельдт
(1898 – 1943), актёр.
В ГЦТК Г. Росфельдт дебютировал в 1936 году в роли Охотника в премьерном спектакле «Волшебная калоша». С тонким юмором, по свидетельству драматурга Н. Гернет, сыграл Емелю в спектакле «По щучьему веленью», став первым исполнителем этой роли. Среди других ролей, первым исполнителем которых был Росфельдт – Ёж («Гусёнок»), Шарль («Пузан»), Балда («Сказка о попе и работнике его Балде»), Вакула («Ночь перед Рождеством»).
Принимал участие в спектаклях, которые театр играл с кузова грузовика по московским дворам летом 1936 и 1937 гг.
С 25 июня по 20 сентября 1941 г. Е. Каменская, К. Ревазов и Г. Росфельдт в составе 1-ой Фронтовой бригады выступали на вокзалах и агитпунктах Москвы. Затем Росфельдт ушел добровольцем на фронт, тяжело заболел и умер от рака в Москве в 1943 г.
Семен Соломонович Самодур
(1911 – 1991),
актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР.
С. Самодур принадлежал к числу создателей театра. В ГАЦТК работал с 1933 по 1989 год. Сыграл разноплановые роли в таких спектаклях, как «По щучьему веленью», «Ночь перед рождеством», «Маугли», «Волшебная калоша». Один из первых исполнителей Конферансье Апломбова в «Необыкновенном концерте» и Создателя в «Божественной комедии. В качестве режиссера участвовал в постановке спектаклей «Маугли», «Необыкновенный концерт», «Волшебная калоша», «Чертова мельница», «38 попугаев», ставил танцы в кукольных спектаклях. Самостоятельно поставил спектакль «Сказка о царе Салтане» (1974).
В годы войны С.С. Самодур принимал самое активное участие в работе фронтовых бригад. Он возглавлял одну из концертных бригад, много играл сам. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
С Самодуром и на фронте происходили смешные истории. Во время одного из выступлений начался воздушный обстрел. Все попрятались в укрытие. А Семен Соломонович и Владимир Яковлевич Ильницкий вылезли на опушку, им хотелось посмотреть, как это будет выглядеть, а когда самолёты подлетят, они успеют спрятаться. Есть убитые и раненые, а любопытствующие Самодур и Ильницкий стоят в изумлении, конечно, не успев спрятаться. Чудом остались живы.
Борис Моисеевич Симский
(1904-1991), музыкант оркестра, скрипач.Во время Великой Отечественной войны «обслуживал в концертных бригадах, а также с агитпоездом различные секторы фронта. В 1942 г. Борис Симский поступил в концертную группу ГЦТК, до 1954 года работал концертмейстером оркестра театра.
В характеристике, подписанной С. Образцовым говорилось: «Являясь лучшим скрипачом театра, Б. Симский, помимо основной оркестровой деятельности, имеет большую загрузку и в качестве солиста… Принимал участие во всех зарубежных гастролях театра, являясь постоянным партнером в концертных выступлениях С. Образцова, успешно демонстрировавшим высокие достижения советского музыкального исполнительства».
Георгий Давыдович Синельников
(1910 – 1992),
актёр, ассистент режиссёра.
До войны Г. Синельников был актёром вахтанговского театра, Московского театра эстрады и миниатюр. После тяжёлого ранения под Сталинградом был переведён в запас, а дальше служил актёром и режиссёром в Московском областном театре комедии и эстрады, работал в Первом фронтовом театре ВТО (1944). Преподавал актёрское мастерство в Музыкальном училище на эстрадном отделении.
В ГЦТК, где работала актрисой его жена Ева Синельникова, Г. Синельников пришёл в 1946 году. Он запомнился ролями, требовавшими мужественности, как правило, с комедийной окраской. В 1963 г. Г. Синельников перешёл в Московский театр кукол. В ГЦТК он вернулся уже как ассистент режиссёра, режиссёр-педагог, помогавший актёрам в работе над ролью.
В 1980 г. вместе с женой, актрисой ГЦТК Е. Синельниковой, и со всей семьей эмигрировал в США.
Григорий Соломонович Теплицкий
(1906–1983),
композитор, заведующий музыкальной частью.Г. Теплицкий проработал в ГЦТК 30 лет, с 1932 по 1962. Он – автор музыки к наибольшему количеству спектаклей ГЦТК, в том числе тем, что идут в тетаре по сей день: «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Веселые медвежата» (1945), «Маугли» (1945), «Обыкновенный концерт» (1946), «Вот так ежик!» (1959, совместно с Н. Александровой), «Необыкновенный концерт» (1968, один из композиторов спектакля).
В 1941 году Теплицкий эвакуировался в Новосибирск вместе с театром. Когда в 1943 была создана 3-я фронтовая бригада, в нее вошли музыканты Г. Теплицкий, Н. Брандт, Б. Симский, В. Ильницкий, С. Баранов,
Вера Николаевна Терехова
(1912-1986),
художник-постановщик, заслуженный работник культуры РСФСР (1970).
В. Терехова – одна из ведущих художников ГЦТК 1930-50 гг. За неполные сорок лет (1935 - 1974) она стала художником восемнадцати спектаклей. Как правило, она работала «в команде». Первой её работой по приходе в театр стал «Гусёнок» (с Е. Гвоздевой). Затем спектакль дважды возобновлялся – в 1940 и 1945 гг. Он прошёл более 1500 раз. Среди лучших спектаклей В. Тереховой: «По щучьему велению» (с С. Образцовым), «Кот в сапогах» (с Б. Тузлуковым), «Ночь перед Рождеством» (с В. Мюллером), «Необыкновенный концерт» и «Буратино» (оба с В. Андриевичем).
Остросатирической выразительностью отличались её куклы для «Фронтовых программ» ГЦТК. В. Терехова руководила всем оформлением, а также изготовлением кукол. Вместе с С. Образцовым руководила Новосибирским семинаром фронтовых бригад театра кукол. Её яркие по краскам и лаконичные по силуэту искусно сделанные куклы, эскизы и плакаты экспонировались на многих отечественных выставках художников театра.
В 1960-70-е гг. Терехова возглавила в ГЦТК группу художников, которые работали над возобновлением спектаклей-шлягеров, а также ремонтировали постановки текущего репертуара.
С войны не вернулся её муж художник В. Дробышевский. Вера Николаевна искала его долгие годы, и только в конце 1950-х гг., из горвоенкомата ей прислали извещение о том, что Дробышевский погиб в ополчении в 1941 г.