Никита Богословский

О театре

Никита Богословский

Композитор
народный артист СССР

«…У меня за плечами было уже не менее ста театральных постановок, в которых я участвовал как композитор. Но только здесь впервые были полностью осуществлены все мои музыкальные замыслы. Написанная мною музыка к постановке «Чертова мельница» – на интонационной основе чешских народных песен, как было задумано с режиссурой, – была полностью, до единой ноты реализована в спектакле».

С ГАЦТК сотрудничал в 1950-70-е гг.

Еще школьником Н. Богословский брал уроки композиции у классика русской музыки А. Глазунова (1927–28). Пятнадцати лет сочинил оперетту «Ночь перед Рождеством», которая была поставлена в Ленинградском театре музыкальной комедии.

В 1930–34 гг. – вольнослушатель Ленинградской консерватории (класс композиции П. Рязанова). Автор восьми симфоний, музыкальных драм по А. Блоку («Незнакомка» и «Балаганчик»), оперы «Соль» по И. Бабелю, балета-сказки «Королевство кривых зеркал», нескольких оперетт и музыкальных комедий (в том числе «Весна в Москве», «Раскинулось море широко», «Алло, Варшава!»). Широкую известность получила его музыка ко многим кинофильмам, таким как «Истребители», «Большая жизнь», «Два бойца», «Разные судьбы».

Писал он также и музыку к мультфильмам – «Бармалей», «Кораблик», «Кошкин дом», «Дюймовочка» и др., к драматическим спектаклям, эстрадным представлениям, радиопостановкам. Однако наибольшую популярность принесли Богословскому его песни, которых он написал около трехсот. Среди них такие популярные, как «Я на подвиг тебя провожала», «Темная ночь», «Шаланды», «Три года ты мне снилась», «Лизавета», «Старый извозчик».

Песни Богословского привлекают задушевностью мелодики, теплотой лирического высказывания. Но лирика – это лишь одна из сторон дарования Богословского; другая, не менее сильная, – юмор. Он был мастером всевозможных шуток и розыгрышей, публиковал свои юмористические и сатирические произведения во многих газетных и журнальных изданиях. 

Автор музыки к спектаклям ГАЦТК: «Чертова мельница» (1953), «Конек-горбунок» (1955), «Божественная комедия» (1961), «Ноев ковчег» (1968), «Говорит и показывает ГЦТК» (1972, совместно с Л. Солиным).

С именем Богословского связан ряд новшеств в работе музыкальной части ГАЦТК. Впервые в музыке к спектаклю – «Божественной комедии» – были использованы электронные инструменты, предшественники нынешних синтезаторов (экводин, кристадин, камертон-пиано и др.). Как вспоминал позже композитор, «музыканты образцовского театра были очень недовольны моим новаторством – им приходилось осваивать новые инструменты. Однако

Сергей Владимирович как поклонник всего нового, оригинального, горячо поддержал мою затею, благодаря чему ее удалось претворить в жизнь».

 

Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!