Леонид Хаит

О театре

Леонид Хаит

Режиссёр

"Я очень многим обязан Сергею Владимировичу, мы с Образцовым были в дружеских отношениях,  но в художественном смысле мы не сходились ни в чем. Он мыслил кукольный театр, в котором кукла является единственным средством выразительности, а мне хотелось, чтобы артисты использовали все возможности современного театра: и пластику, и музыку, и мастерство драматического актера, и кукловождения".

Прежде чем посвятил себя театру, перепробовал разные профессии: работал фотографом в судебно-медицинском морге при институте криминалистики, выступал с юмористическими рассказами собственного сочинения.

Окончил Харьковский институт искусств (режиссёрский факультет, 1955). В 1956 году его пригласили в Харьковский театр кукол под руководством В. Афанасьева на спектакль «Король-олень» «озвучивать» роль Бригеллы (куклу водить ещё не доверили, с ней работал актёр театра П. Янчуков).

Вскоре после премьеры «Короля-оленя» Хаит в качестве режиссёра поставил «12 стульев» по роману И. Ильфа и Е. Петрова (сценограф Л. Братченко, художники по куклам Е. Гуменюк и А. Щеглов, 1960). Во время работы над спектаклем режиссёр создал в театре музей Ильфа и Петрова (документы и фотографии передали театру В. Катаев, И. Эренбург, В. Ардов и др.). Спектакль он начинал как экскурсовод, затем вёл зрителей в зал, выходил на сцену, надевал пенсне и играл роль Ведущего (позднее эта роль перешла к В. Шрайману). С 1964 по 1968 г. Хаит - главный режиссёр харьковского ТЮЗа («20 лет спустя» М. Светлова, «Божественная комедия» И. Штока и др.).

В 1967 году он приезжает в Москву и ставит в ГЦТК спектакль «Сказка о Мальчише-Кибальчише…» по А. Гайдару. Художником спектакля был приглашён харьковчанин В. Кравец, ныне доктор архитектуры Украины, член-корреспондент Академии архитектуры Украины. Музыку к спектаклю написал композитор из Киева В. Карминский.

После удачной постановки Хаит остался работать в Театре Образцова. С. Образцов ценил его творческие и профессиональные качества, доверял ему новые работы. Хаит – один из режиссёров таких спектаклей, как «Ноев ковчег» (позднее он был снят для телевидения), «Новоселье», «Буратино» (2-я редакция) «Какой счёт?». Хаит-актёр был одним из исполнителей роли Конферансье в «Необыкновенном концерте».

В середине 1970-х годов Л. Хаит возглавляет курс актёров-кукольников Училища им. Гнесиных, которых курировал ГЦТК («Недоросль» Д. Фонвизина, «Алые паруса» А. Грина, программа «Люди и куклы» и другие дипломные спектакли). После выпускного экзамена весь курс (12 человек) был приглашён в Кемеровскую филармонию. 

C 1978 — руководитель знаменитого «театра на колёсах» «Люди и куклы», созданного выпускниками его курса в Гнесинском училище (факультет кукольного искусства, соруководитель С. В. Образцов, один из учеников Хаита — известный актёр Валерий Гаркалин). 

В 1980-х годах Хаит стал главным режиссёром Московского городского театра кукол (наиболее яркая постановка – «Каштанка и слон» по рассказам А. Чехова и А. Куприна) вплоть до своей эмиграции в Израиль (1991). В Израиле продолжил творческую работу с ансамблем «Люди и куклы» («Плохая квартира» по пьесе В. Славкина, «Две сюиты о любви» на музыку Стравинского «Петрушка» и Ф. Мендельсона-Бартольди «Сон в летнюю ночь» и др.). Автор мемуарной книги «Присоединились к большинству…».

Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!