Исидор Шток
Исидор Шток
Сотрудничал с ГАЦТК в 1950-1960 годы.
Три пьесы Штока «Чёртова мельница», «Ноев ковчег» и «Божественная комедия» вошли в репертуар Театра Образцова – стали основой трёх легендарных спектаклей.
Исидор Шток родился в Петербурге, в театральной семье. Юность, которая пришлась на первые годы Гражданской войны, провёл в Харькове. В 1925 году приехал в Москву, чтобы стать артистом. Был принят в школу при Театре революции, выходил в массовках в спектаклях Вс. Мейерхольда. Быстро разочаровавшись в своих актёрских способностях, начал писать стихи и пьесы. Работал завлитом в Театре-студии Ю. Завадского, в цыганском театре «Ромэн».
В начале 50-х годов завлит Театра Образцова Л. Шпет предложила Штоку переделать для театра кукол комедию «Игры с чёртом» чешского драматурга Я. Дрды. Так в 1953 году в репертуаре театра появился спектакль «Чёртова мельница», вызывавший у зрителей гомерический хохот. Спектакль имел оглушительный успех, и сделал Штока знаменитым. Пьесу стали ставить по всей стране – не только в театрах кукол, но и в драматических.
Пик популярности драматурга пришёлся на 60-е годы – его пьесы шли на сценах ведущих театров, а премьера «Божественной комедии» (1961) в Театре Образцова стала настоящим событием театральной жизни. Успех сопутствовал и спектаклю «Ноев ковчег», ещё одной комедии на библейский сюжет (1968).
Все комедии для ГЦТК были написаны Штоком в контакте с постановочной группой и актёрами – вместе обдумывали сюжеты, искали характеры, добивались острословия. Возможно благодаря этой совместной работе спектакль «Божественная комедия» и ныне живёт на сцене Театра Образцова.
Всего И. Шток написал более 40 пьес – половина из них была поставлена в театрах страны: Театр сатиры («Вагон и Марион», 1932; «Старая дева», 1965), Ленинградский областной Малый драматический театр («Осада Лейдена», режиссёр – В. Григорьев, 1947), Московский ТЮЗ («Гастелло», режиссёры – П. Центнерович и П. Ершов, 1948), Театр им. Ленсовета («Чёртова мельница», режиссёр – П. Вейсбрём, 1957), Ленинградский областной Малый драматический театр («Вечное перо», режиссёр – В. Мехманов, 1958), Большой драматический театр им. М. Горького («Божественная комедия», постановка Г. Товстоногова, 1962), Театр имени Моссовета («Ленинградский проспект», 1962), Центральный театр Советской армии («Объяснение в ненависти», 1964), Малый театр («Золотые костры», постановка П. Васильева, 1976) и другие.