Григорий Теплицкий

О театре

Григорий Теплицкий

Композитор

Заведующий музыкальной частью в ГАЦТК с 1932 по 1962 г.

В 1930-1931 годах обучался на радиоакустическом отделении Московской консерватории. Окончил Московский областной музыкальный техникум (композицию изучал у С. Василенко, А. Александрова и Д. Кабалевского). В начале 1930-х годов писал музыку для Театра детской книги им. А. Халатова («Басни Крылова», «Митюшкины ошибки»). В 1932 году был приглашён Ю. Милютиным в ГЦТК на должность скрипача-инструменталиста.

Г. Теплицкий был одарённым композитором, тонко чувствующим специфику театральной музыки, мастером оркестровки, умел находить музыкальное решение для самых разных по жанру и стилю спектаклей театра – даже в первые годы существования ГЦТК, когда в распоряжении композитора было всего трое музыкантов. Заняв в 1937 году должность завмуза, Г. Теплицкий постепенно расширил и увеличил состав оркестра, довёл его до трёх десятков человек.

Г. Теплицкий был соратником Образцова в его поисках и разнообразных экспериментах с музыкой. Убеждённый в том, что нет композиторов с универсальными возможностями, он считал нужным расширять круг музыкальных авторов театра, приглашать их «со стороны» – в зависимости от характера каждой новой постановки. Сам Теплицкий – автор музыки к наибольшему количеству спектаклей ГЦТК: «Пузан» (1934), «Наш цирк» (1935), «Ёлка» (1936), «Весёлые куклы» (1937), «Путешествие в странные страны» (1939), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Весёлые медвежата» (1945), «Маугли» (1945), «Обыкновенный концерт» (1946), «От южных гор до северных морей» (1947, совместно с В. Кочетовым), «Заяц и кот» (1948), «Сармико» (1949), «2:0 в нашу пользу» (1950), «Илья Муромец» (1951, совместно с Н. Александровой), «Снегуркина школа» (1952), «Дело о разводе» (1954), «Дочь-невеста» (1956), «Вот так ёжик!» (1959, совместно с Н. Александровой), «Необыкновенный концерт» (1968, один из композиторов спектакля).

Автор статей «Рассказ о музыкальной части» и «Музыкальная часть ГЦТК за двадцать лет» (не опубликованы, хранятся в архиве Музея ГАЦТК).

Музыка к «Волшебной лампе Аладдина», стилизованная «под Восток» и отчасти напоминает ориентальные страницы сочинений Бородина или Римского-Корсакова. Её узорчатая мелодика, прихотливая ритмика, красочная, «пряная» оркестровка и эмоциональная приподнятость хорошо гармонируют с романтической пластикой тростевых кукол (впервые в ГАЦТК применённых именно в этом спектакле).

В музыке «Маугли» – затаенно-тревожной, с изломанной мелодикой и ритмикой, – передана и суровая, загадочная, полная опасностей атмосфера джунглей, и характеры персонажей: грозного тигра Шерхана, вертляво-угодливого шакала Табаки, суетливых обезьян.

Но самое большое достижение Г. Теплицкого, конечно, «Обыкновенный концерт», ставший позже «Необыкновенным». В нём в полной мере проявился сатирический, пародийный дар композитора. Комический эффект в музыке спектакля достигается самыми разнообразными способами: и «лоскутным» строением номеров, и неожиданными комбинациями цитат из классики, и юмористическим «снижением» вполне серьезного музыкального материала, и надоедливыми тематическими повторами, и использованием банальных, расхожих, «заезженных» мотивов, и пародийной инструментовкой, и сочетанием музыки с совершенно неподходящими текстами. Партитуру «Концерта» можно назвать энциклопедией музыкального комизма, которая с течением времени не теряет своей актуальности, несмотря на то, что изначальный объект пародии – сборный концерт – давно исчез с эстрады.

Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!