Геннадий Гладков

О театре

Геннадий Гладков

Композитор
народный артист РФ

С ГАЦТК сотрудничал с 1975 по 1994 г.

Родился в семье музыкантов. Дед аккомпанировал на саратовской гармошке Лидии Руслановой. Отец — Игорь Иванович Гладков — аккордеонист, баянист, солист оркестра Александра Цфасмана. Учиться музыке стал рано. Поступил в ЦМШ. Во время учёбы и до 1971 года занимался преподавательской деятельностью: c 1953 года — преподаватель Московского хорового училища, c 1966 преподавал оркестровку в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, в консерватории.

В 1959 году окончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, где занимался сочинением музыки под руководством композитора Г. Фрида. В 1964 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции у композитора В. Фере, в 1966 году – аспирантуру.

В середине 1960-х годов дебютировал как театральный и кинокомпозитор. Автор оперы «Старший сын» по А. Вампилову, балетов «Вий», «Двенадцать стульев», «Танец дьявола», нескольких оперетт и мюзиклов, а также музыки к спектаклям Московского театра сатиры («Проснись и пой», «Чудак-человек»), Ленинградского театра имени Ленинского комсомола («Укрощение строптивой», «Люди и страсти», «Трубадур и его друзья»), Московского театра «Ленком» («Автоград-XXI», «Тиль», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия») и других театров.

Автор музыки к спектаклям ГАЦТК «Дон Жуан» (1975), «Принцесса и эхо» (1981), «Маугли» (1987), «Сыр-бор» (1990, один из композиторов), «Геракл» (1994).

Самый яркий спектакль с музыкой Гладкова – безусловно, «Дон Жуан». Он был задуман как сатира на ставший чрезмерно модным жанр мюзикла, в котором все и по всякому поводу поют. В «Дон Жуане» тоже поют все – не только живые, но и ушедшие из жизни персонажи (убитый на дуэли Командор, грешники в аду, повесившаяся японка), и даже лошади. Поскольку действие спектакля происходит в нескольких странах, перед композитором стояла задача показать расхожие образцы музыки разных народов: например, американский рок-н-ролл, русский хоровод, итальянскую тарантеллу, латиноамериканское танго. Для каждой картины использован определенный состав оркестра, включающий то гитару и кастаньеты (Испания), то домру и балалайку (Россия), то мандолину (Италия), то английский рожок, имитирующий звук зурны (Восток). Главной музыкальной темой спектакля стала серенада Дон Жуана, записанная в исполнении М. Боярского.

Музыка Гладкова к «Маугли», новой версии киплинговской сказки, – яркая, динамичная, насыщенная контрастами. С таинственной, тревожной звуковой атмосферой джунглей и музыкальными характеристиками её обитателей (зловещими темами Шер-Хана и Каа, суетливо-назойливой темой бандерлогов) контрастирует музыка, связанная с образом Маугли: и грустная, раздумчивая первая его тема, и торжественно-просветлённая вторая, финальная (возвращение Маугли к людям). В этом спектакле композитор широко использовал синтезатор, что позволило ему расширить диапазон тембровых красок. В «Маугли» современные средства музыкальной выразительности (в частности, ритмика) органично сосуществуют с архаическими, «экзотическими» звучаниями; национальный колорит подчеркнут имитацией индийского народного инструмента ситара.

М. Фаттахутдинова
статья из книги «Образцовцы»  (в сокращении)
Издательство «ИКАР», 2020
Подробнее
Скрыть
puppet

Ждем вас в театре всегда!