Мнение критика: «Турандот» как кукольная комедия дель арте

О театре

Мнение критика: «Турандот» как кукольная комедия дель арте

Поделиться: 

Культуролог Елена Лебедева рассуждает о спектакле Бориса Константинова «Турандот».

Гоцци писал сказки для театра, действие которых происходит как будто во сне... Они не слишком сообразны реальной жизни, но выражают глубинные основы, архетипы психики и поведения... <…>
Волшебные пьески Гоцци – само воплощение ускользающей театральности. Мне всегда казалось, что они будто нарочно написаны для кукольного театра. Артист прячется за сотворенным кукольником образом и убеждает нас, что вот именно этот смешной, грустный или устрашающий болван на тростях или на лесках – и есть живой, наделенный душой герой. Такая прямолинейная иллюзорность – совершенно в стиле Гоцци. И, кроме того, кукольные маски вполне могут символизировать современного рефлексирующего человека, скрывающегося за своей «персоной», предъявляемой внешнему миру.

Создателям спектакля колдовство удалось. Входящего в зал зрителя охватывает узенькая венецианская улочка-канал. Над ней – изогнутый мостик. Тихо плещется вода, из нее выпрыгивают маленькие светлые рыбки. Облезлые стены, ставенки, занавески, между окнами очень по-итальянски сушится барахло.Неизменные Тарталья, Панталоне, Бригелла и Труффальдино разыграют несообразную пьесу с «открытым концом» про какой-то призрачный Китай.<….>
Китайское царство живет по отжившим шаблонам. Право Турандот творить зло не подвергается сомнению. Если она мучается в своем внутреннем мраке – безропотно страдают все. «Настоящим» принцам надлежит умирать за принцессу. Легко поворачивается веер-нож изящной гильотины – вжик! И еще одна голова с глупыми выпученными глазами поплавком болтается на воде… Ясно, что ни она, ни ее предшественницы даже не попробовали подумать над загадками...
Они не привыкли. Они не умеют.

А Калаф – человек из другого времени и пространства. События и впечатления своей жизни он не вставляет в предписанный трафарет, а делает пищей для ума и источником чувства. Он влюбляется, думает и отгадывает. А потом предлагает новое испытание, потому что ему важна суть, а не формальное следование по старому руслу. Калаф творит свою собственную сказку. И побеждает, потому что по-настоящему жить можно только своим умом. Принцесса соблазняется свободой. И теперь готова за нее платить.
Похоже, что театр ничего такого особенно современного не выуживал из текста. А просто красиво разыграл неумирающего Гоцци. Артисты поиграли в куклы…

Оригинальный текст

Поделиться: 
puppet

Ждем вас в театре всегда!