К 100-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА КУСОВА

О театре

К 100-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА КУСОВА

Поделиться: 

Текст Гордия Салтыкова, Главного хранителя Музея ГАЦТК им. С. В. Образцова 
Фотографии – из архива Музея.

Владимир Кусов фактически вырос за кулисами Центрального театра кукол, ведь его отец, Анатолий Павлович Кусов, служил в ГЦТК с 1932 года. Колоритный, «старорежимный», мастер исполнения характерных ролей, Тосик Кусов – так ласково называли его в театре – был любимцем всего коллектива. 

Но когда в 1947 он пришел к Образцову просить об устройстве в театр своего уже повзрослевшего сына, молодого фронтовика-артиллериста с лейтенантскими погонами, Сергей Владимирович призадумался. Перед ним стоял молодой парень, у которого за плечами только школа и военное училище, наскоро законченное во время войны. Да, он воевал, на груди у него орден и медали, но сможет ли он сделать что-то для театра? Вероятно, из уважения к отцу, Образцов взял Кусова-младшего актёром в труппу своего театра. И очень скоро понял, что не прогадал. 

Владимир активно и с успехом осваивал азы профессии актера театра кукол, обучаясь у одного из лучших мастеров ГЦТК, актера и режиссера Семена Самодура. Трудолюбие, серьезное отношение к профессии, готовность делать и переделывать, со временем сделали Владимира Кусова одним из ведущих актеров труппы. Более того, внимательно изучавший творческий метод Образцова (в буквальном смысле с блокнотом и карандашом в руках), Кусов вскоре стал при Сергее Владимировиче ведущим режиссером-ассистентом. Начиная со второй половины 1960-ых, именно Владимир Кусов больше всех занимается вводом новых актеров на роли в спектакли текущего репертуара. Также он становится главным в театре наставником молодых актеров в области освоения техники работы с куклой.

Всего с участием Кусова в Центральном театре кукол было поставлено 15 спектаклей для детей и взрослых, среди которых такие знаменитые, как «Необыкновенный концерт» (2-я редакция, 1968), «Божественная комедия» (1961), «Говорит и показывает ГЦТК» (1972) и «Дон Жуан» (1975). 

«Дон Жуан», заявленный в афише как «шоу-мюзикл на зарубежном языке» (для спектакля было придумано свое тарабарское наречие, пародирующее разные языки мира), пользовался огромной популярностью у зрителей всего мира и стал одной из самых успешных постановок Театра Образцова за всю историю его существования. По свидетельству старожилов театра спектакль фактически был поставлен одним Кусовым, Образцов лишь вносил финальные правки на последних репетициях и свое имя на афише оставил как своего рода знак качества. Также среди безусловных удач Кусова нужно отметить его последнюю постановку – «Геракл» (1994), спектакль, поставленный уже после ухода Образцова из жизни, и, по мнению критиков, в полной мере соответствующий стилистике его театра. 

Кроме службы в родном театре, которому Владимир Анатольевич отдал 50 лет жизни, он вместе с Образцовым преподавал в ГИТИСе на Высших режиссёрских курсах кукольников, регулярно вел лаборатории режиссеров-кукольников при Всероссийском театральном обществе (ВТО), был председателем кукольной секции при ЦДРИ, где организовал и вёл ежемесячный устный журнал для кукольников «Наш, только наш», как актёр-кукловод и консультант по работе с куклой участвовал более чем в 12 игровых и анимационных фильмах, писал статьи о театре кукол.

Один из самых верных и последовательных учеников Образцова, целиком и полностью сформировавшийся как личность в его театре, Владимир Кусов был, по выражению автора «Божественной комедии», драматурга Исидора Штока, «мастером технических выдумок, способным решить самую сложную задачу с пятью неизвестными».
 

Поделиться: 
puppet

Ждем вас в нашем театре!

Купить билет